Методика для выявления нарушений критичности мышления
Рис. 5а. Серия картинок для исследования критичности мышления |
Разработана (В. М. Блейхер, В. А. Худик, 1982) на основе методики установления последовательности событий. Некри-тичность мышления в экспериментальной ситуации, модели-руемой с помощью методики, характеризуется утратой контро-ля над интеллектуальными процессами, рассогласованием ак-цептора деятельности.
Рис.56. серия картинок для исследования критичности мышления.
Методика включает в себя несколько серий картинок, обычно используемых для установления последовательности развития по ним определенного сюжета. Первая серия (рис. 5а) содержит 4 картинки, вторая (рис. 56) — 6 картинок.
Две картинки второй серии, однако, не соответствуют сюжетной линии рассказа, они либо содержат противоречащие ему детали, либо в них игнорируются некоторые основные признаки, играющие важную роль в развитии сюжета. Однако и по стилю, и по основным персонажам они существенно не отличаются от других картинок второй серии.
Разработаны параллельные варианты, позволяющие проводить повторные обследования больного этой методикой через некото-рое время, например в процессе лечения.
Больные с нарушениями критичности мышления не могут вы-делить картинки-артефакты. Они пытаются включить их в состав-ляемый по картинкам рассказ, становящийся от этого бессмыслен-ным. Некоторые больные, убедившись в том, что рассказ не полу-чается, откладывают все картинки в сторону и заявляют иссле-дующему о том, что не могут выполнить задание.
Классификация
Методика классификации применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. В процессе исследования выявляется отношение больно-го к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошиб-кам — сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Методика впервые была предложена К. Goldstein (1920) для обследования больных с афатическими расстройствами. У нас она применяется в модификации Л. С. Выготского и Б. В. Зейгарник (1958).
Для исследования необходим набор карточек с изображением раз-личных предметов, растений, животных (рис. 6). Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о пред-метной и словесной классификации — методики эти, как и аналогич-ные, словесный и предметный варианты методики исключения, не-равнозначны, о чем свидетельствуют исследования Т И. Тепеницыной (1959) и В. М. Блейхера (1965). Так, например, особенности шизоф-ренического мышления легче выступают при предметной классифи-кации. Значительно более трудной оказывается предметная классифи-кация по сравнению со словесной и для больных со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, так как она содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несуществен-ные, конкретные ассоциации.
Рисунок 6. Образцы стимульных карточек методики классификации предметов
Набор карточек для классификации должен быть специально подготовлен, предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек пре-допределяют выполнение задания, например по конкретно-ситуационному типу. В связи с этим желательно пользоваться на-бором карточек, подготовленным в отделе медицинской психоло-гии ГНЦ психиатрии и наркологии МЗ РФ.
В проведении опыта можно выделить два основных этапа. На первом обследуемый более или менее самостоятельно образует группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия тру-да, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С. Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра и штангенциркуля требует выделения наиболее суще-ственного, абстрактного признака, выявляющего их сродство. К группе людей относятся различные представители, охарактеризо-ванные на карточках по-разному: представители
различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение испытуемым этих групп свидетельствует об определенной со-хранности процессов обобщения и отвлечения. На втором этапе происходит образование более крупных групп — растений, жи-вотных и предметов. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.
Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки — правильные и ошибочные. При этом важно от-метить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошиб-ке — исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в по-следующем. Следует регистрировать рассуждения больного в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких иден-тичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недо-статочности внимания.
Исключение
Данные, получаемые при исследовании методикой исключе-ния, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвле-чения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта ме-тодики исключения — словесный и предметный.
Словесный вариант производится при помощи бланка, со-держащего серии из 5 слов. Обследуемому говорят, что четыре из пяти слов в серии являются в какой-то мере однородными
понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Если обследуемый сразу не усвоил инструкцию, то один - два примера исследующий решает совместно с ним: «Васи-лий, Федор, Семен и Порфирий — имена, а Иванов — фамилия»; «молоко, сливки, сыр, сметана — молочные продукты, а сало — животный жир». Убедившись в том, что принцип выполнения за-дания обследуемый усвоил, ему предлагается самостоятельно вы-полнять последующие примеры, вычеркивая карандашом на спе-циальном бланке подлежащее исключению слово. При отсутствии бланков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в прото-коле характер решения.
Приводим типичные примеры для исследования по методике исключения в ее словесном варианте: дряхлый, старый, изношен-ный, маленький, ветхий; смелый, храбрый, отважный, злой, ре-шительный.
Существенную роль играет отношение обследуемого к допу-щенным ошибкам — сам ли он их заметил или с помощью иссле-дующего, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.
Для проведения предметного варианта необходимо подгото-вить набор карточек, каждая из которых содержит изображения 4 предметов (рис. 7). Дается инструкция: «Из изображенных на ри-сунке четырех предметов три имеют между собой общее, их можно объединить в одну группу, называть одним словом, а один сущест-венно от них отличается и должен быть исключен». Как и в пре-дыдущем варианте, отдельные серии предъявляются обследуемо-му в определенной последовательности, с нарастающей слож-ностью. Наряду с выполнимыми заданиями в эту методику иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода обоб-щение произвести. Здоровые в таких случаях либо заявляют, что задание невыполнимо, либо дают обусловлено формальный ответ, например: «Из изображенных на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из трех, но если вы настаиваете, то я предлагаю следующее решение — в отличие от яблока, роза, шуба и книга несъедобны». Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных шизофренией.