В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков
Клиническая патопсихология
Руководство для врачей и клинических психологов
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской Академии образования к использованию
в качестве учебно-методического пособия
Москва — Воронеж 2002
УДК 159.9.01Главный редактор
ББК 88.4 Д. И. Фельдштейн
Б68
Заместитель главного редактора
С. К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
A. А. Асмолов И. В. Дубровина Н. Д. Никандров
B. А. Болотов Л. П. Кезина В. А. Поляков
Г. А. Бордовский М.И. Кондаков В. В. Рубцов
В. П. Борисенков В. Г. Костомаров Э. В. Сайко
А. А. Деркач О. Е. Кутафин В. А. Сластенин
А. И.Донцов Н. Н. Малофеев И.И. Халеева
Рецензенты: профессор, д. п. н., чл.-корр. АПН Украины Л. Ф. Бурлачук,д. м. н. профессор Г. К. Дзюб
Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Б68 Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 512 с. (Серия «Библиотека психолога»).
В руководстве излагаются основные принципы, методы и методологические основы па-топсихологии. Приводятся сведения о наиболее часто применяемых методиках исследова-ния внимания, памяти, сенсомоторики, уровня и особенностей протекания мыслительных процессов, личностных свойств. В разделах, посвященных вопросам патопсихологической семиотики, дается характеристика данных, получаемых при обследовании больных ши-зофренией, маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией, олигофренией, старческим слабоумием, пресенильными психозами (деменциями), церебральным атеросклерозом, алкоголизмом, с последствиями черепно-мозговой травмы, пограничными нервно-психическими расстройствами, психическими заболеваниями детского и подросткового возраста. Обсуждаются вопросы валидности патопсихологических методик в нозологиче-ской психиатрической диагностике.
Для врачей: психиатров, невропатологов, наркологов; медицинских (клинических) и специальных психологов, юристов, а также для более широкого круга читателей, интере-сующихся вопросами психиатрии и психологии. Может служить учебным пособием для студентов медицинских вузов, психологических факультетов (отделений) университетов и высших педагогических учебных заведений.
ISBN 5-89502-314-2 (МПСИ)
ISBN 5-89395-375-4 (НПО «МОДЭК»)
© Московский психолого-социальный институт, 2002 © Издательство НПО «МОДЭК» Оформление, 2002
Предисловие
Настоящее руководство является продолжением и развитием ранее изданных авторами книг по проблемам патопсихологии. Все они за сравнительно непродолжительный отрезок времени попали в разряд библиографических редкостей, некоторые даже отсутствуют в крупных библиотеках.
Патопсихология — относительно молодая наука, представлен-ная немногочисленными руководствами и пособиями Б. В. Зей-гарник и С. Я. Рубинштейн, а также вышеперечисленными. По-требность же в них крайне велика. В них нуждаются психиатры, клинические (медицинские) психологи, дефектологи, педагоги, юристы и другие специалисты. Они необходимы студентам-меди-кам, студентам психологических факультетов и отделений уни-верситетов и педагогических вузов. Особенно важное значение приобретают знания в области патопсихологии для специалистов, проводящих экспертную работу — судебно-психиатрическую, судебно-психологическую, военную, трудовую. В то же время в последние годы появились книги, претендующие на роль руко-водств по экспериментальной психологии, в которых совершенно непродуманно и без всякой системы собраны самые разнообраз-ные тесты, иногда даже заимствованные из газет и популярных журналов, часто лишенные какого-либо теоретического обосно-вания, без проверки их валидности и надежности.
Цель настоящего руководства — ознакомить професси-ональных читателей с вопросами методологии патопсихо-логического исследования, основными приемами его проведения и патопсихологической семиотикой, то есть отражением клиниче-ской картины психического заболевания в результатах психологи-ческих исследований. Этому соответствует структура нашего ру-ководства.
1 Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. — Ташкент, 1971; Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976; Блейхер В. М, Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. — Киев, 1986; Блейхер В. М, Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихоло-гия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Авторы не претендуют на абсолютно полное, исчерпы-вающе подробное изложение отдельных методик. В психо-логической литературе инструкции по применению многих из них представлены самостоятельными многостраничными ру-ководствами, например, по методикам Векслера, Рейвена, Люшера, Розенцвейга, СМИЛ (ММРI) и др. Наша задача глав-ным образом состояла в ознакомлении читателя с методиками, способом их использования, критической оценке описанных в руководстве методик, обучении тактике и стратегии проведе-ния психологического исследования. Конечно, очень ценно, когда исследующий знает как можно больше методик, но еще важнее, когда он понимает их значение и возможность полу-чения с
их помощью результатов, необходимых для клинициста, психоте-рапевта, реабилитолога. Патопсихолог должен не только снабдить психиатра имеющими диагностическое значение данными, но и представить психологическую структуру обнаруженных им изме-нений психической деятельности, с которой связано возникнове-ние патопсихологических симптомов.
Мы далеки от тенденции пользоваться лишь одной группой методик — либо типа функциональных проб в понимании Б. В. Зейгарник, либо одних лишь опросников, тестов, проективных методов. Одно должно разумно дополнять другое. Нельзя иссле-дование больного строить лишь на результатах данных, получен-ных с помощью опросников и психодиагностических тестов. Наш опыт работы в клинической патопсихологии показывает, что ос-новное значение следует придавать функциональным пробам, дающим четкую структурную картину нарушений психической деятельности. Эти методики разработаны московской школой па-топсихологов Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, к ученикам и последователям которых относят себя и авторы настоящей книги. Но такое исследование хорошо дополняется и уточняется данны-ми, получаемыми с помощью некоторых опросников, тестов.
Разумеется, мы не можем претендовать на описание всего об-ширного диапазона психологических методик и ограничиваемся описанием известных нам по собственному опыту и представ-ляющейся нам бесспорной литературе.
Авторы будут признательны читателям за отзывы и пожелания, это поможет им в дальнейшей работе.
I. Общая часть