Патопсихология и медицинская психология

Патопсихология является разделом медицинской психологии — науки, возникшей на стыке медицины и психологии.

Медицинская психология относится к междисциплинарной, пограничной области исследований. Она исходит из психологиче-ских теорий и разработанных на их основе психологических ме-тодов, основная роль которых состоит в решении научных и прак-тических проблем, актуальных для медицины.

О значении психологии для медицины, в частности для изуче-ния деятельности головного мозга при различных заболеваниях, писали И. М. Сеченов и И. П. Павлов.

Е. В. Шорохова (1978) подчеркивает, что медицина так же ну-ждается в данных прикладной психологии, равно как и теорию психологии обогащает медицинская практика. Общая теория ме-дицины неразрывно связана с общими психологическими концеп-циями. Медицине и психологии присущи общие методологиче-ские принципы. Присущи им и общие проблемы, выходящие за пределы сугубо медицинской проблематики — это соотношение биологического и социального в деятельности человека, связь между психикой и деятельностью мозга, психосоматические и соматопсихические корреляции, проблемы нормы и патологии, соотношения между сознанием и неосознаваемыми формами пси-хической деятельности.

Б. Д. Карвасарский (1982) в естественном стремлении меди-цинской психологии распространить психологические знания на возможно большее число аспектов медицины и здравоохранения видит признание возрастающей роли психологии для медицины, прогрессивный и перспективный пути развития медицинской психологии.

Таким образом, медицинская психология — прикладная наука, развитие которой определяется следующими целями (М. С. Лебе-динский, В. Н. Мясищев, 1966; М. М. Кабанов, Б. Д. Карвасар-ский, 1978; Б. Д. Карвасарский, 1982): изучение психических фак-торов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лече-ние: изучение влияния тех или

иных болезней на психику; изучение различных проявлений пси-хики в их динамике; изучение нарушений развития психики; изу-чение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принци-пов и методов психологического исследования в клинике; созда-ние и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Медицинская психология одновременно выступает в роли психологической и медицинской науки (В. М. Банщиков, 1978; В. Милев, К. Мечев, 1981; Б. Д. Карвасарский, 1982). В соответствии с разрешаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинская психология является медицинской наукой, а в соот-ветствии с теоретическими предпосылками и методами исследо-вания она должна быть отнесена к психологии.

Сущность клинической психологии по-разному определяют в различных странах, нередко при этом не имеют единого мнения и психологи, работающие в одной стране.

М. С. Роговин (1969) приводит характеристику клинической психологии, используя классификационную схему американского библиографического журнала "Abstracts", согласно которой объ-ем клинической психологии соответствует содержанию понятия медицинской психологии (разумеется, с учетом господствующих в американской психологии теоретических концепций). Но даже в американской литературе A. Lewicki (1974) отмечает три различ-ные точки зрения на предмет клинической психологии. Первая характеризуется тем, что сводит клиническую психологию к изу-чению психических расстройств, возникающих в связи с тем или иным заболеванием; соответственно второй клиническая психо-логия понимается как идеографическая психологическая дисцип-лина, занимающаяся изучением психических проявлений лично-сти (сюда включаются профессиональные консультации, консуль-тирование студентов колледжей, исследование руководящего пер-сонала предприятий); с третьей точки зрения клиническая психо-логия рассматривается как область прикладной психологии, изу-чающая с помощью измерительных приемов, анализа и наблюде-ния понимаемые в бихевиористском аспекте способности и свой-ства личности и направленная на разработку способов устранения дезадаптированного поведения. Такое понимание клинической психологии было

подвергнуто справедливой критике Ю. Ф. Поляковым (1977), от-метившим при этом и коренное отличие американской психоло-гии от советской, характеризующееся спецификой присущих пер-вой психологических методик, направленных главным образом на констатацию тех или иных психических «способностей» или свойств личности (психометрические тесты, проективные и ан-кетные методики, личностные опросники).

Понятно, что слепое перенесение понятия клинической психо-логии в том виде, как оно было характеризовано выше, в патопси-хологию невозможно. В то же время понятие клинической психо-логии может оказаться целесообразным при правильном к нему методологическом подходе, так как оно способствует известному сужению очень широкого круга задач медицинской психологии. Это обстоятельство было отмечено В. Ивановым (1971, 1976), В. М. Блейхером (1976), В. М. Банщиковым (1978).

Можно думать, что отношение клинической психологии к ме-дицинской такое же, как отношение клиники к медицине вообще.

При таком подходе под клинической психологией можно по-нимать область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники — психиатриче-ской, неврологической, соматической. Эту точку зрения разделяет В. Иванов (1971), рассматривая клиническую психологию как часть медицинской, ставящую перед собой более непосредствен-ные диагностические задачи, и различая такие составные разделы клинической психологии, как патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.

Разделение клинической психологии на пато-, нейро- и сома-топсихологию в значительной мере условно. Их значительно сближает использование в каждой из перечисленных областей методов исследования, разработанных в другой, а также наличие пограничной патологии, являющейся предметом изучения не-скольких наук.

Понятие патопсихологии иногда без оснований иден-тифицируется с понятием психопатологии, хотя они вовсе не то-ждественны, несмотря на их внешнее сходство и единство обра-зующих эти слова корней. Патопсихология, по определению Б. В. Зейгарник (1969), исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает классификацию психопатологических

явлений в понятиях современной психологии. Психопатология является наукой сугубо медицинской, разделом психиатрии, она оперирует главным образом клиническими понятиями.

Психопатология, то есть общая психиатрия, занимается описа-нием признаков психического заболевания в динамике, в течении болезни. А. В. Снежневский (1970) видел основное отличие пси-хопатологии от психологии в том, что первая оперирует понятия-ми медицинскими (этиология, патогенез, симптом, синдром) и использует общепатологические критерии (возникновение болез-ни, исход болезни). Однако следует заметить, что патопсихология также использует эти клинические критерии, так как без постоян-ного соотнесения с ними она бы утратила свое практическое, при-кладное значение. Данные патопсихологического исследования в обязательном порядке должны соотноситься с психическим стату-сом больного, со стадией течения заболевания, с его динамикой. О. П. Росин (1974) считает, что патопсихология так же, как и пси-хопатология, изучает закономерности и стереотип развития пси-хической болезни, но предметом ее исследования является не за-кономерность смены симптомов и синдромов, а определенное звено в структуре симптомообразования, то есть то, что предше-ствует психопатологическим образованиям в патогенезе болезни. Патопсихология — необходимое звено в общей патологии психи-ческого.

Психопатология так же, как патопсихология, является наукой, изучающей расстройства психики, но пользуются они при этом разными методами. Если патопсихология изучает психические расстройства методами психологии, то психопатология в основ-ном прибегает к методу клинико-описательному. Поводом для ут-верждений о том, что психопатология и патопсихология являются одной и той же наукой, иногда, очевидно, служит то обстоятельст-во, что и патопсихология и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом, нарушениями психической деятельности.

Однако, изучая одни и те же проявления психической патоло-гии, например разорванность мышления или резонерство, патоп-сихологи исследуют их психологическую структуру, а психопато-логи дают клиническое описание этих признаков, прослеживают особенности их возникновения и связь с другими наблюдаемыми в клинике расстройствами мышления.


Наши рекомендации