Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ на воде.
Ответ:Основными причинами ЧС на водном транспорте являются:
- потеря остойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем;
- потеря судном плавучести;
- посадка на мель;
- столкновение с другим судном или препятствием (рифы, подводные скалы, нефтяные платформы, айсберги);
- пожары и взрывы;
- вытекание на поверхность воды из судна, потерпевшего крушение. горюче-смазочных продуктов и СДЯВ;
- падение человека за борт.
Терпящее бедствие судно может находиться на поверхности воды, сесть на мель, быть выброшенным на берег, затонуть. При этом пострадавшие могут оставаться на его борту, на спасательных плавсредствах, в воде, под водой. Основным сигналом бедствия на водном транспорте является Международный призыв о помощи - сигнал SOS, с указанием координат местаЧС.После получения этого сигнала в район катастрофы для оказания помощи пострадавшим направляются находящиеся близко суда, а при необходимости, - спасательные суда. В тех случаях, когда судно терпит бедствие недалеко от берега в пределах видимости, его состояние определяется методом визуального наблюдения с использованием оптических средств (бинокль, подзорная труба, перископ) или получением сигналов знаковой и звуковой сигнализации. Место затопления судна определяется относительно местных ориентиров. Для оказания помощи пострадавшим в район ЧС незамедлительно направляются спасательные суда.
Иногда терпящее бедствие судно не может подать сигналов тревоги. Оно считается пропавшим, если не вышло на связь в установленное время. После этого в район последнего сеанса связи направляются поисковые суда, которые обследуют всю территорию, куда могло бы дойти судно за время, прошедшее с момента последнего сеанса связи. В ПСР задействуются спасательные суда, авиация, космические спутники.
С целью оперативной организации и проведения ПСР необходимо владеть следующей информацией:
- место ЧС, тип судна, характер груза, количество людей на борту, их местонахождение и общее состояние;
- состояние судна;
- причины, последствия и возможные варианты развития ЧС.
Доставка спасателей к месту ПСР осуществляется на катерах, лодках, яхтах, судах или по воздуху - на вертолетах, гидропланах, экранопланах.
В зоне катастрофы спасатели незамедлительно приступают к оказанию помощи пострадавшим, находящимся в воде без каких-либо спасательных средств;
затем - удерживающимся на поверхности воды с помощью различных предметов, одетых в индивидуальные спасательные средства;
далее оказывается помощь тем, кто находится на групповых спасательных средствах.
Людей поднимают с помощью канатов (шнуров) или сетей на борт спасательного судна или вертолета. Необходимость оперативного проведения этих работ связана с отрицательным воздействием воды на организм человека по причине большой теплоотдачи.
В случае невозможности проведения швартовки спасатели подходят к судну на лодках и поднимаются на его борт с помощью лебедок и специальных сеток или по штормтрапу. С целью исключения произвольного отплытия лодки и для приема пострадавших в ней остаются два спасателя.
После перехода на судно спасатели приступают к оказанию помощи пострадавшим и их эвакуации на спасательные групповые плавсредства (лодки шлюпки, плоты), которые спускаются на воду или пришвартовываются к борту. Эвакуация пострадавших осуществляется по трапам, канатам, с использованием специальных сетей, корзин, вертолета. Общий вес людей не должен превышать максимальную грузоподъемность группового плавсредства, на котором они находятся. Перемещение групповых плавсредств к берегу или спасательному судну может осуществляться с помощью весел, паруса, мотора или буксира.
При нахождении на плавсредстве запрещается:
-стоять;
-сидеть на бортах;
-мешать управлению плавсредством;
-отталкивать плавсредство руками от борта потерпевшего бедствие судна;
-раскачивать плавсредство и самостоятельно покидать его.
Выход пострадавших на берег осуществляется по сходням или непосредственно на пирс с помощью спасателей. На борт спасательного судна пострадавшие поднимаются одним из описанных выше способов. Если спасательные работы производятся ночью, то необходимо предусмотреть освещение трапов, плавсредств, канатов.
При проведении ПСР на судах спасателям приходится работать в замкнутых помещениях. Чтобы обеспечить безопасность людей в этих условиях, закрытые помещения должны быть тщательно проветрены, в них следует определить приборами состав воздушной среды. Входящий в замкнутое помещение спасатель обязан надеть предохранительный пояс, к которому привязывается веревка; второй конец ее удерживает спасатель, находящийся снаружи. В случае экстренной необходимости, когда нет времени на проветривание, вход (спуск) в замкнутое помещение может осуществляться только в изолирующих костюмах или в шланговых противогазах с подачей воздуха и обязательным использованием веревки.
К основным сигналам, передаваемым с помощью веревки, относятся следующие:
От наблюдателя:
дернуть один раз - "Как себя чувствуешь?"
дернуть три раза - "Выходи!"
От работающего:
дернуть один раз - "Чувствую себя хорошо!"
дернуть два раза - "Мало воздуха!"
дернуть три раза - "Выхожу, выбирай рукав!"
дернуть четыре раза и более - "Самостоятельно выйти не могу!"
Входить (спускаться) в неосвещенные помещения нельзя. Для освещения нужно применять аккумуляторные электрические фонари во взрыво-безопасном исполнении.