Информационная теория эмоций

Поведение человека мотивировано возникновением разнообразных потребностей и в то же время каждый человек субъективно оценивает и обдумывает свои действия и свои возможности в зависимости от того, насколько они способны принести желаемый результат, т.е. удовлетворить появившуюся потребность. Большинство существующих теорий эмоций построено на основе выделения какого-либо одного компонента поведения, биологического или психологического, с которым пытаются соединить все остальные многочисленные и разрозненные факты. Академик П. В. Симонов ещё в середине 60-х годов предложил потребностно-информационную теорию эмоций, которая в современном её варианте удачно интегрирует большинство данных нейрофизиологии и психологии.

Согласно этой теории возникновение эмоции описывается формулой: Э = ¦ [- П (Ин - Ис)], где Э - эмоция, её сила, качество и знак (т.е. положительная или отрицательная), П - сила и качество актуальной потребности, (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врождённого или приобретённого опыта, Ин - информация о средствах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, а Ис - информация о средствах и времени, которые существуют реально в данный момент. Попробуйте представить для наглядности, что вам предстоит провести ночь на крошечном острове в компании трёх голодных хищников и с винтовкой в руках. Рассмотрите при этом два варианта: 1) у вас нет проблем с патронами и 2) у вас только один патрон. Ваша потребность в безопасности может породить в первом случае уверенность (особенно, если вы хорошо умеете стрелять), а во втором случае - страх, т.е. разница будет зависеть от оценки вероятности удовлетворения потребности (Ин - Ис).

По такому же принципу можно объяснить возникновение радости или горя, удовольствия или отвращения, торжества или ярости - в каждой паре представлены эмоции-антиподы: положительная и отрицательная. Положительные эмоции появляются при избытке прагматической информации, отрицательные - при её недостатке. Если же рассматривать происходящие процессы в динамике, то можно полагать, что при всяком повышении вероятности достижения цели возникает положительная эмоция, а с уменьшением вероятности - отрицательная. Всякий нормальный человек стремится к положительным эмоциям, переживание которых он хотел бы усилить, продлить или повторить. В некоторых ситуациях даже незначительное повышение вероятности удовлетворения потребности способно вызвать положительную эмоцию, а это нередко ведёт к усилению самой потребности.

По мнению П. В. Симонова можно выделить четыре ведущих функции эмоций. Во-первых, отражательно-оценочную, которая заключается в сопоставлении прогностически необходимой информации с наличной на основе гедонистической направленности действий, т.е. естественном стремлении получать от жизни удовольствие. В результате сопоставления необходимой информации с наличной определяется гедонистический знак эмоции: она оценивается как положительная или отрицательная. Таким образом, эмоции отражают и оценивают любые предметы и события, а на этой основе создаётся их субъективная классификация.

Во-вторых, эмоции выполняют подкрепляющую функцию: эмоциональные события запоминаются легче, чем нейтральные. И образование условных рефлексов, и формирование новых навыков, и осуществление самых сложных форм научения происходит быстрее при наличии эмоционального подкрепления. Во время увлекательной игры ребёнок может усвоить значительно больше новой информации, чем за такое же время, проведённое на скучном уроке. Таким образом, эмоции, выступая в качестве универсальной меры ценности или значимости происходящих событий, одновременно способствуют и формированию памяти, и образованию новых форм поведения.

Ещё одна функция эмоций - переключающая, она связана с необходимостью определять очерёдность удовлетворения потребностей, если они возникают одновременно. Самая сильная потребность не всегда удовлетворяется в первую очередь и выбор зависит от многих конкретных обстоятельств, он может быть направлен либо на "журавля в небе", либо на "синицу в руках", причём конкурируют не сами потребности, а порождённые ими эмоции. Так, например, чрезмерно располневший гурман способен перейти на ненавистную ему диету в надежде возвратить былую стройность фигуры - эта цель и ожидаемые от её достижения положительные эмоции оказываются решающим фактором для выделения доминирующей потребности.

Компенсаторная функция эмоций состоит в активации поискового поведения и максимальной мобилизации следов памяти, что особенно важно в условиях информационного дефицита, когда мозг вынужден перейти от высокоспециализированных реакций к реагированию по принципу доминанты, например, отвечать на нейтральные сигналы как на угрожающие ("пуганая ворона куста боится"). И, хотя недостающей информации такое реагирование не даёт, но временно замещает её отсутствие, а поэтому компенсаторную функцию можно назвать ещё и замещающей. В результате симпатоадреналовой реакции, обычно сопровождающей эмоции, освобождается большое количество энергии, которая используется для активации поведения, например во время реакций борьбы или бегства.

15.8. Функциональная специализация мозговых структур в образовании эмоций

При осуществлении каждой из четырёх функций эмоций решающая роль принадлежит одной из четырёх структур мозга:

 
  Информационная теория эмоций - student2.ru

Поведенческие функции эмоций Структуры, сохранность которых

имеет критическое значение для

данной функции

Отражательно- оценочная Фронтальная и височная области коры

Компенсаторная (замещающая) Гиппокамп

Переключающая Миндалины

Подкрепляющая Гипоталамус

С помощью позитронно-эмиссионной томографии было установлено, что мысленное представление эмоционально нейтральных событий сопровождается преимущественной активацией дорсолатеральной префронтальной коры и задней височной области, тогда как во время мысленного представления эмоциональных переживаний активируются орбитофронтальная кора и передняя височная область. Предполагают, что лобная доля правого полушария преимущественно связана с ранее приобретённой информацией, необходимой для удовлетворения потребности, а левая лобная доля - с информацией, поступившей только что, при этом рассматриваются не все, а лишь наиболее вероятные сигналы. При сравнении этих двух видов информации возникает эмоциональная оценка события.

Гиппокамп тоже относится к информационным структурам, его задача связана с извлечением следов памяти о прежнем опыте, на основании которого оценивается вероятность удовлетворения потребности. Мотивационное возбуждение гиппокампа осуществляет гипоталамус, часть сигналов поступает также от перегородки. При нарастании эмоционального напряжения в условиях дефицита информации гиппокамп увеличивает количество извлекаемых из памяти энграмм, тем самым стимулируя поисковое поведение. Благодаря этому реакция на любой сигнал, высоковероятный или маловероятный, становится почти такой же, как, например, на сигнал явной опасности (т.е. по типу доминанты), а поэтому ни одно действительно важное сообщение не пропускается. Такое замещающее недостаток информации реагирование сопровождается выраженными вегетативными изменениями ("вегетативная буря"), вызванными симпатоадреналовой реакцией.

При конкуренции между существующими мотивациями возникает необходимость выбора доминирующей потребности, которая удовлетворяется в первую очередь. Этот выбор осуществляют миндалины, он зависит от внешних условий в конкретной ситуации и в конкретный момент времени. На основании позитронно-эмиссионной томографии можно предполагать, что свою переключающую функцию миндалины реализуют при участии хвостатых ядер.

Гипоталамаус является важнейшей мотивационной структурой, но одновременно он осуществляет подкрепляющую функцию эмоций. Эта функция выражается в стремлении к эмоционально положительным стимулам и избеганию эмоционально отрицательных, т.е. к максимизации или минимизации соответствующих эмоций.

Многолетние исследования механизмов возникновения эмоций и формирования поведения, выполненные П. В. Симоновым и его коллегами позволили обнаружить индивидуальные особенности относительной активности информационных (фронтальная кора и гиппокамп) и мотивационных (миндалины и гипоталамус) структур. В результате было высказано предположение о том, что индивидуальные отношения между информационными и мотивационными структурами определяют такой параметр поведения, как экстраверсия-интроверсия (Рис.15.6). Одновременно с этим соотношение систем фронтальная кора - гипоталамус и гиппокамп - миндалина определяет, возможно, индивидуальную особенность поведения, которую принято рассматривать как эмоциональная стабильность - нейротизм.

Наши рекомендации