Специалист стоматологического профиля и общество

2.1. Главной профессиональной обязанностью врача-стоматолога является оказание компетентной, качественной и своевременной стоматологической помощи пациентам на основе своих профессиональных знаний и умений.

2.2. Цель деятельности других специалистов стоматологического профиля является оказание содействия и помощи врачу с учетом реальных возможностей и уровня своей компетентности.

2.3. Неотложная помощь обязательно оказывается при состояниях, угрожающих жизни пациента или предпринимаются действия для ее оказания.

2.4. Врач обязан с учетом реальных возможностей оказать неотложную медицинскую и стоматологическую помощь любому члену общества вне зависимости от социального статуса, пола, национальности, политического убеждения.

2.5. Врач не должен:

2.5.1. Предоставлять недостоверную или заведомо ложную информацию о своем образовании, квалификации или компетенции;

Ссылаться и использовать не имеющие места награды, дипломы и пр.

2.6. Учитывая особенности медицинского образования и роль врача в обществе, он должен поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно в тех, где пропагандируется здоровье и здоровый образ жизни: экологических, санитарно-гигиенических, а также пропагандировать культурные аспекты профилактики и лечения заболеваний.

2.7. При заключении трудового договора (контракта, договора) специалист стоматологического профиля принимает на себя все нормы профессиональной личной ответственности, связанной с выполнением своих функциональных обязанностей.

2.8. Осуществляя свою деятельность в обществе, врач обязан и имеет право соблюдать свою профессиональную независимость; принимать на себя всю полноту ответственности за свои решения, отклонять любые попытки давления со стороны юридических и физических лиц, ограничивающих действия врача при выполнении им его прямых функциональных обязанностей.

2.9. Участвуя в условиях коллективного обсуждения профессиональных проблем деятельности (экспертизах, консультациях, совещаниях и пр.) врач имеет право и обязан открыто заявлять о своей позиции, отстаивая свою точку зрения, а в случаях любой формы давления на него обращаться к общественным или юридическим методам защиты.

Специалист стоматологического профиля и СтАР

3.1 Отношения специалиста стоматологии и СтАР определяются Уставом СтАР и данным Этическим Кодексом.

3.2 СтАР выступает за равенство возможностей для каждого специалиста стоматологического профиля в рамках его компетентности при осуществлении им профессиональной деятельности в структуре ассоциации в получении образования, при приеме на работу и других аспектах его деятельности с учетом возможностей Ассоциации.

3.3 СтАР провозглашает охрану и защиту независимости профессиональных и этических решений врача от необоснованных действий юридических и физических лиц.

Специалист стоматологического профиля обязан соблюдать требования и положения профессиональных стандартов.

Врач и пациент

4.1 Основа взаимоотношений врача-стоматолога и пациента определяется положениями соотве6тствующих законодательно-правовых документов.

4.2 Врач никогда не должен уклоняться от приема или отказывать в помощи пациентам по расовым, национальным, религиозным и другим признакам.

4.3. Врач обязан:

4.3.1. сохранять врачебную тайну и другие сведения, которые важны для благополучия пациента. Одновременно он обязан испрашивать любую необходимую ему для лечения больного информацию от других врачей. Не являются разглашением врачебной тайны случаи передачи медицинской информации с целью:

─ профессиональных консультаций;

─ проведения научных исследований;

─ оценок эффективности лечебной помощи;

─ экспертизы качества медицинской помощи;

─ проведения учебного процесса;

─ предотвращения возможности причинения серьезного вреда самому больному или окружающим лицам;

─ определения решений суда;

─ в случаях предусмотренным законодательством.

Во всех указанных случаях врач обязан проинформировать пациента о неизбежности раскрытия информации и, по возможности, получить на это его согласие.

4.3.2. Обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование и лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.

4.3.3. Постоянно помнить о своем долге сохранения здоровья и жизни пациента, руководствуясь принципом сострадания, уважения его прав и человеческого достоинства.

4.3.4. Обсудить с пациентом альтернативные планы обследования и лечения, включая преимущества, степень риска и прогноз в каждом случае, возможные осложнения, рациональность, соответствующую стоимость лечения с тем, чтобы предоставить пациенту право самому сделать обоснованный выбор.

4.3.5 При обнаружении своих ошибочных действий или обнаружении таковых его коллегами, без дополнительного гонора попытаться исправить ошибку и дробиться положительного результата в лечении.

4.3.6. Проинформировать соответствующие инстанции о серьезной травме, любом виде зависимости, опасном инфекционном заболевании, любом другом состоянии, которое препятствует проведению квалифицированного и безопасного лечения пациента.

4.4. Врач имеет права:

4.4.1. Останавливать процесс лечения, не уведомив об этом пациента. В случае невозможности дальнейшего выполнения своих функций врач должен принять меры по организации преемственности лечения.

4.4.2. Давать скептическую оценку или комментарии по отношению качества лечения, оказанному пациенту другим врачом.

Использовать технологии и методы (диагностики) лечения, которые не получили общественного признания со стороны коллег, СтАР или не имеют соответствующих авторских (патентных) прав, установленных в соответствии с законодательством.

4.4.4. Препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу.

Заниматься саморекламой, несовместимой с этическими нормами.

Навязывать пациенту свои личные предубеждения (религиозные, политические и др.) оказывающие воздействие на диагностику и лечение.

4.5. Поведение врача должно способствовать развитию у пациента чувства ответственности за свои действия в процессе диагностики, лечения заболевания и профилактики осложнений.

4.6 Пациент имеет право:

─ выбора врача с учетом его согласия;

─ на достоверную информацию о состоянии своего стоматологического здоровья в рамках специализации деятельности врача и с учетом возможностей данного врача в предоставлении указанной информации;

─ на то, что никакие вмешательства без его ведома не могут быть осуществлены в стоматологическом учреждении, если пациент не является источником опасности для окружающих, и тяжесть физического или психического состояния не позволят ему принять осознанное решение.

4.7. Врач имеет право отказаться от выполнения диагностических или лечебных мероприятий в ситуациях:

─ не требующих оказания неотложной помощи, если пациент имеет возможность обратиться в другое стоматологическое учреждение или к другому врачу;

─ личного конфликта с пациентом, возникшем по инициативе пациента (невыполнение рекомендаций, нарушение условий приема, наркотическое состояние больного, алкогольное опьянение и др.);

─ недостатка рабочего времени;

─ если в процессе оказания помощи может возникнуть реальная угроза жизни и здоровью врача или окружающих; уклонение пациента от выполнения положений договора, составленного самим врачом или учреждением, интересы которого он представлял;

─ в случаях, когда на него возлагается осуществление принудительного со стороны третьего лица обследования или лечения. О мотивах своего отказа он обязан информировать лиц, принявших решение о принудительном лечении. В случаях развития конфликта с данным третьим лицом обратиться к руководству региональной стоматологической ассоциации или СтАР.

Принципы коллегиальности

5.1. Каждый специалист стоматологического профиля обязан:

делать все от него зависящее для консолидации сообщества специалистов в стоматологии;

─ активно участвовать в работе стоматологической ассоциации региона и СтАР;

─ регулярно следить за публикациями в профессиональных средствах информации СтАР;

─ защищать честь и достоинство коллег как свои собственные;

─ блюсти моральную чистоту стоматологического сообщества;

─ активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб престижу стоматологии и здоровью населения;

─ быть честным и добропорядочным во взаимоотношениях с коллегами, с уважением относиться к их знанию и опыту;

─ быть готовым передать бескорыстно им свой опыт и знания;

─ не допускать попыток укрепления своего авторитета путем дискредитации коллег,

─ негативных высказываний в присутствии пациентов и их родственников;

─ переманивать пациентов у своих коллег;

─ при аттестации работ своих коллег, при осуществлении экспертизы их де6йствий быть предельно объективным в своих выводах и рекомендациях, которые должны быть направлены на улучшение работы коллег;

─ сообщить в установленном порядке о случаях непрофессионального поведения, о несоответствии проведенного лечения принятым профессиональным стандартам;

─ делать достоянием общества результаты проводимых исследований в случае их актуальности для охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, выгоды для практической деятельности (авторские права охраняются в соответствии с действующим законодательством);

─ в работе с коллегами и пациентами придерживаться только официального статуса своего профессионального положения.

5.2. Коллеги не вправе осуждать специалиста, если его действия при проведении лечебно-профилактических мероприятий оказались не эффективными по причине:

искажения достоверности информации со стороны пациента;

административного давления третьих лиц, не обеспечивших соответствующие условия для оказания помощи.

5.3. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не унижать его человеческого достоинства. Следует помнить, что критике могут подвергаться только профессиональные действия, а не личные качества коллег.

5.4. Предложение безвозмездной стоматологической помощи коллегам - этично и гуманно.

Наши рекомендации