ТЕМА: Основы диагностики и реанимации (I).
ТЕМА: Основы диагностики и реанимации (I).
Учебник Д.В. Марченко «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях», страницы 9-30, 63-64.
«Руководство по обучению населения защите и оказанию первой помощи в ЧС» под ред. Гончарова С.Ф. страницы 66-71
Учебник В.И. Сергиенко, Э.Л. Петросян «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», страницы 704-711.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Анатомо-физиологические основы сердечно-сосудистой системы человека.
2. Актуальность проблемы своевременного оказания первой помощи. Порядок действия на месте происшествия.
3. Понятие о процессах умирания человека. Понятие о реанимации.
4. Признаки смерти. Причины остановки сердца и дыхания.
5. Понятие о первичной диагностики.
6. Алгоритм действия при первом контакте с пострадавшим.
7. Практический навык (первичная диагностика пострадавшего).
ТЕКСТ УЧЕБНИКА:
Актуальность проблемы своевременного оказания первой помощи. Порядок действия на месте происшествия.
Актуальность проблемы
Нашему организму необходимо постоянное снабжение кислородом. Он присутствует в окружающем нас воздухе — примерно 20,1%. Кислород попадает в кровь через сеть мелких кровеносных сосудов, окружающих дыхательные мешочки в легких, при этом в противоположном направлении идет углекислый газ, который удаляется из организма при каждом выдохе; уровень кислорода при этом процессе понижается примерно до 16—18%.
Живые ткани организма, особенно нервная ткань, очень чувствительны к недостатку кислорода — гипоксии, и, если гипоксия продолжается, в конечном итоге они погибают.
Кислород можно представить как «великого чистильщика»: проникая в каждую клеточку нашего организма, он вычищает ее от продуктов ее же собственной жизнедеятельности, «забирая» отработанные продукты жизнедеятельности (группу углерода), превращаясь в диоксид углерода (СО2), который и удаляется посредством выдоха.
Становится понятно, что если по каким-то причинам проникновение кислорода из крови в клетку затруднено или невозможно, то клетка погибает от собственной интоксикации вследствие прекращения выработки энергии. Таким образом, с биохимической точки зрения смерть представляет собой гибель целого сообщества клеток отдельно взятого организма в результате недостатка кислорода, приводящего к интоксикации каждой клеточки.
Головному мозгу может быть нанесен непоправимый вред, если гипоксия продолжалась более четырех минут. Анализ причин внезапной смерти на службе, в дороге, на дому показывает, что гибель значительной части пострадавших является необоснованной. Согласно данным статистики, от 30 до 50% смертельных исходов на месте происшествия или несчастного случая можно было предотвратить путем своевременного проведения эффективной сердечно-легочной реанимации (СЛР). В некоторых отечественных и зарубежных изданиях иногда можно встретить словосочетание сердечно-легочно-мозговая реанимация (СЛМР), что не является ошибкой, а, наоборот, более точно отражает суть этого комплекса экстренных действий (спасение от кислородного голодания, прежде всего, головного мозга).
Большинство случаев внезапных смертей возникает, как правило, вне лечебных учреждений, и в подобных условиях возможность оказания реанимационной помощи медицинским персоналом практически исключается или обусловливается редкой случайностью. Скорая медицинская помощь (СМП) даже при хорошей организации может прибыть к месту происшествия не ранее чем через 5—10 минут. Понятно, что этого времени будет достаточно для наступления необратимых изменений в коре головного мозга пострадавшего.
Особенно тяжелое положение возникает при массовых катастрофах или стихийных бедствиях, когда нет возможности оказать медицинскую помощь в течение длительного времени.
Единственным выходом из создавшегося положения является обучение приемам оказания первой медицинской помощи (ПМП) всего населения и, в первую очередь, спасателей МЧС России, сотрудников милиции, ГИБДД, личного состава Государственной противопожарной службы (ГПС), военнослужащих по единой методике и на специальных тренажерах-манекенах.
Современные методы СЛР не требуют никакой аппаратуры и могут осуществляться в любых условиях. Нарушения дыхания и кровообращения, представляющие собой реальную угрозу жизни, должны быть немедленно ликвидированы на месте происшествия своевременными и грамотными действиями спасателей.
Именно поэтому задача обучения широких слоев населения и специальных контингентов приемам экстренной реанимации приобретает не только социальный и государственный характер, но и является частью нравственной культуры современного общества.
Понятие о реанимации.
Остановка сердечной деятельности и дыхания еще не означает смерть, а лишь является грозным предвестником ее. В этот период спасти жизнь человека можно только путем проведения экстренной реанимации организма. Сам термин «реанимация» буквально означает «обратно к жизни». В современной трактовке реанимация обозначает комплекс экстренных мероприятий, направленных на поддержание и восстановление утраченных функций организма, в первую очередь функции головного мозга.
С древних времен проблема оживления организма и борьба со смертью волновали человечество. Попытки оживления вдуванием воздуха в рот пострадавшего были впервые описаны в 1753 году в Санкт-Петербургских ведомостях, когда профессор Кратценштейн, вызванный к убитому разрядом шаровой молнии соратнику Ломоносова профессору Георгу Рихману, «дул ему в рот, зажав ноздри, дабы тем дыхание привести в движение». В начале ХIХ века Ефим Мухин в своей работе «Рассуждения о средствах и способах оживления» предлагает поддиафрагмальный массаж сердца.
Важное значение для реаниматологии приобретают работы американского реаниматолога П. Сафара, который в 50-х годах прошлого столетия разработал технические приемы реанимации: запрокидывание головы, выдвижение вперед нижней челюсти и открывание рта, так называемый тройной прием, а после открытия В. Ковенкохеном в 1960 году наружного массажа сердца применил и этот метод в практической реанимации.
Методы реанимации можно применить практически везде, они не требуют специального оборудования, поэтому спасти жизнь человеку, зная приемы СЛР, можно без особой сложности. В случае реальной угрозы жизни важно действовать быстро и грамотно — когда головному мозгу не хватает кислорода, дорога каждая секунда!
Для адекватного снабжения головного мозга кислородом, необходимо:
— чтобы воздух беспрепятственно проходил через дыхательные пути в легкие;
— чтобы дыхание было достаточным, для обогащения крови кислородом;
— чтобы уровень кровообращения обеспечивал распределение кислорода по всему организму.
Признаки смерти
В период клинической смерти отсутствуют внешние признаки жизни: сознание, дыхание, пульс на сонных артериях, а также глазные рефлексы; кроме того, в подавляющем большинстве случаев наблюдается резкая бледность. Организм как целое уже не живет, но угасание жизненных процессов, как было отмечено выше, происходит в определенной последовательности. Продолжительность клинической смерти составляет 3—4 минуты, но, как было отмечено ранее, при гипотермии (например, если пострадавший находился в очень холодной воде или в условиях сухого мороза) возможно удлинение срока клинической смерти.
С момента наступления необратимых изменений в коре головного мозга начинается истинная, или биологическая, смерть. Дополнительно, наряду с вышеизложенными признаками клинической смерти, будут определяться достоверные или явные признаки: «кошачий глаз», «рыбий глаз», появление трупных пятен и трупного окоченения.
ТЕМА: Основы диагностики и реанимации (I).
Учебник Д.В. Марченко «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях», страницы 9-30, 63-64.
«Руководство по обучению населения защите и оказанию первой помощи в ЧС» под ред. Гончарова С.Ф. страницы 66-71
Учебник В.И. Сергиенко, Э.Л. Петросян «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», страницы 704-711.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Анатомо-физиологические основы сердечно-сосудистой системы человека.
2. Актуальность проблемы своевременного оказания первой помощи. Порядок действия на месте происшествия.
3. Понятие о процессах умирания человека. Понятие о реанимации.
4. Признаки смерти. Причины остановки сердца и дыхания.
5. Понятие о первичной диагностики.
6. Алгоритм действия при первом контакте с пострадавшим.
7. Практический навык (первичная диагностика пострадавшего).
ТЕКСТ УЧЕБНИКА: