Развитие первичной медицинской помощи

Более 60% медицинской помощи приходится на первичное звено. Однако, к началу нового тысячелетия в оказании первичной медико-санитарной помощи в нашей стране накопился ряд существенных проблем:

- укомплектованность поликлиник участковыми врачами составляла всего 56 % при их коэффициенте совместительства 1,6;

- количество врачей общей семейной практики составляло 4 тыс. человек на всю страну;

- не проходили специализацию более 5 лет 30% врачей участковой службы;

- средний срок ожидания диагностических исследований пациентами составлял 2 недели;

- износ медицинского оборудования и санитарного транспорта достиг 65%, зданий – 27,4%, укомплектованность компьютерами – 30% от потребности.

Решения этих проблем планируется осуществить с помощью национального проекта «Здоровье».

4.1.1. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи и переход на новые формы оплаты труда специалистов, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Для решения задачи национального проекта “Здоровье”, в части осуществления дополнительных денежных выплат медицин­ским работникам, впервые был введен полицевой учет медицинских (врачи и медицинские сестры) кад­ров первичного звена, установлен поименный перечень лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, изданы нормативные правовые акты по формированию комплексных вра­чебных участков, которые позволяют, в том числе, охватить врачебным наблюдением население отдаленных труднодоступных регионов.

Данные меры позволили контролировать процесс реструктуризации лечебной сети субъектов Рос­сийской Федерации с приведением численности обслуживаемого населения к требуемым нормативам. Созданная информационная база позволила также сформировать данные об укомплектованности учреждений врачебными кадрами.

При анализе ситуации очевидно, что удалось изменить отношение медиков к работе в первичном звене здравоохранения. Увеличился приток медицинских кадров в амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения. Уменьшился коэффициент совместительства в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Реализация мероприятий национального проекта “Здоровье” позволила повысить размер заработной платы в 2006 году по сравнению со средней заработной платой в 2005 году врачам-терапевтам участковым, вра­чам-педиатрам участковым, врачам общей (семейной) практики — от 2,2 до 2,8 раз, медицинским сест­рам, работающим с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами об­щей (семейной) практики - от 1,6 до 2,4 раз.

Денежная выплата врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам и участковым педиатрам едина для всей территории РФ и составляет дополнительно 10000 рублей

Денежная выплата медицинским сестрам врача общей (семейной) практики, медицинским сестрам участковых терапевтов и участковых педиатров едина для всей территории РФ и составляет дополнительно 5000 рублей.

С целью повышения мотивации медицинского персонала к работе на фельдшерско-акушерских пунктах и в службе скорой медицинской помощи в рамках национального проекта “Здоровье” предусмотрено повышение заработной платы медицинскому персоналу указанных подразделений и учреждений.

В федеральном бюджете 2006 года предусмотрены 4,7 млрд рублей на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи из расчета 5 тыс. рублей в месяц - для врача, 3,5 тыс. рублей в месяц -для фельдшера (акушерки) и 2,5 тыс. рублей в месяц - для медицинской сестры.

Приток медицинских сотрудников в фельдшерско-акушерские пункты и «Скорую медицинскую помощь», а именно врачей, работающих на 1,0 ставку, позволит уменьшить число совместителей, а, сле­довательно, повысит заинтересованность врачей в качестве оказания данного вида медицинской помощи, что повлечет за собой стремление к повышению профессиональной квалификации. Повышение заработ­ной платы медицинскому персоналу фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов позволит ре­шить вопрос укомплектования данных подразделений и учреждений, что, в свою очередь, позволит ор­ганизовать доступность медицинской помощи в малонаселенных сельских местностях.

4.1.2.Организация подготовки и переподготовки специалистов, оказывающих первичную медико-санитарную помощь

В целях повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению Россий­ской Федерации проведен комплекс организационно-методических мероприятий по повышению профес­сиональной квалификации работников амбулаторно-поликлинических учреждений.

В соответствии с проведенным анализом кадрового потенциала указанных лечебных учреждений и определенной потребностью в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалифи­кации) и профессиональной переподготовке врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участко­вых, врачей общей практики (семейных врачей) организован учебный процесс врачей первичного звена.

Для выполнения поставленных национальным проектом “Здоровье” задач по проведению обследования новорожденных де­тей по дополнительным программам с целью выявления наследственных заболеваний, а также для обес­печения медицинскими кадрами новых федеральных центров высоких медицинских технологии завершена подготовка специалистов для проведения неонатального скрининга, проводятся мероприятия по организации повышения квалификации и стажировки специали­стов по профилям запланированных Центров. Особое внимание уделяется подготовке сест­ринского персонала.

Проведен анализ кадрового потенциала амбулаторно-поликлинических учреждений с целью опре­деления потребности в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации) врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) на 2007 год.

4.1.3. Оснащение диагностическим оборудованием и автомобилями скорой медицинской помощи

Помимо материальной заинтересованности в работе в первичном звене национальным проектом “Здоровье” предусмотрено укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений.

Более половины государственных контрактов заключено с отечественными производителями медицинского оборудования и санитарного автотранспорта (около 54 %), в том числе:

— 66,7% поставщиков рентгенологического оборудования,

— 25% поставщиков лабораторных комплектов;

— 14,3% поставщиков УЗИ аппаратов;

— 25% поставщиков электрокардиографов;

— 40% поставщиков эндоскопического оборудования.

На 1 октября 2006 г. отгружено 17966 единиц диагностического оборудования, что составило 79,3% от запланированного на 2006 г., в том числе:

— 64,4% рентгенологического оборудования;

— 81,8% лабораторных комплектов;

— 71,25% УЗИ аппаратов;

— 90,6% электрокардиографов;

— 72,3% эндоскопического оборудования.

Ввод в эксплуатацию оборудования позволил сократить очереди на ожидание лабораторных и ин­струментальных исследований, сократилась частота предоставления медицинских диагностических про­цедур на платной основе, повысился охват обследования и выявления заболеваний, в том числе социаль­но-значимых (туберкулез, онкология, сахарный диабет и др.) на ранних стадиях.

Повысился авторитет медицинской службы среди сельского населения в результате поступления диагностического оборудования в сельские амбулаторно-поликлинические учреждения, а также доступ­ность для населения обследования и лечения по месту жительства.

Наши рекомендации