Развитие первичной медицинской помощи
Более 60% медицинской помощи приходится на первичное звено. Однако, к началу нового тысячелетия в оказании первичной медико-санитарной помощи в нашей стране накопился ряд существенных проблем:
- укомплектованность поликлиник участковыми врачами составляла всего 56 % при их коэффициенте совместительства 1,6;
- количество врачей общей семейной практики составляло 4 тыс. человек на всю страну;
- не проходили специализацию более 5 лет 30% врачей участковой службы;
- средний срок ожидания диагностических исследований пациентами составлял 2 недели;
- износ медицинского оборудования и санитарного транспорта достиг 65%, зданий – 27,4%, укомплектованность компьютерами – 30% от потребности.
Решения этих проблем планируется осуществить с помощью национального проекта «Здоровье».
4.1.1. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи и переход на новые формы оплаты труда специалистов, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Для решения задачи национального проекта “Здоровье”, в части осуществления дополнительных денежных выплат медицинским работникам, впервые был введен полицевой учет медицинских (врачи и медицинские сестры) кадров первичного звена, установлен поименный перечень лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, изданы нормативные правовые акты по формированию комплексных врачебных участков, которые позволяют, в том числе, охватить врачебным наблюдением население отдаленных труднодоступных регионов.
Данные меры позволили контролировать процесс реструктуризации лечебной сети субъектов Российской Федерации с приведением численности обслуживаемого населения к требуемым нормативам. Созданная информационная база позволила также сформировать данные об укомплектованности учреждений врачебными кадрами.
При анализе ситуации очевидно, что удалось изменить отношение медиков к работе в первичном звене здравоохранения. Увеличился приток медицинских кадров в амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения. Уменьшился коэффициент совместительства в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Реализация мероприятий национального проекта “Здоровье” позволила повысить размер заработной платы в 2006 году по сравнению со средней заработной платой в 2005 году врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей (семейной) практики — от 2,2 до 2,8 раз, медицинским сестрам, работающим с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики - от 1,6 до 2,4 раз.
Денежная выплата врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам и участковым педиатрам едина для всей территории РФ и составляет дополнительно 10000 рублей
Денежная выплата медицинским сестрам врача общей (семейной) практики, медицинским сестрам участковых терапевтов и участковых педиатров едина для всей территории РФ и составляет дополнительно 5000 рублей.
С целью повышения мотивации медицинского персонала к работе на фельдшерско-акушерских пунктах и в службе скорой медицинской помощи в рамках национального проекта “Здоровье” предусмотрено повышение заработной платы медицинскому персоналу указанных подразделений и учреждений.
В федеральном бюджете 2006 года предусмотрены 4,7 млрд рублей на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи из расчета 5 тыс. рублей в месяц - для врача, 3,5 тыс. рублей в месяц -для фельдшера (акушерки) и 2,5 тыс. рублей в месяц - для медицинской сестры.
Приток медицинских сотрудников в фельдшерско-акушерские пункты и «Скорую медицинскую помощь», а именно врачей, работающих на 1,0 ставку, позволит уменьшить число совместителей, а, следовательно, повысит заинтересованность врачей в качестве оказания данного вида медицинской помощи, что повлечет за собой стремление к повышению профессиональной квалификации. Повышение заработной платы медицинскому персоналу фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов позволит решить вопрос укомплектования данных подразделений и учреждений, что, в свою очередь, позволит организовать доступность медицинской помощи в малонаселенных сельских местностях.
4.1.2.Организация подготовки и переподготовки специалистов, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
В целях повышения качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению Российской Федерации проведен комплекс организационно-методических мероприятий по повышению профессиональной квалификации работников амбулаторно-поликлинических учреждений.
В соответствии с проведенным анализом кадрового потенциала указанных лечебных учреждений и определенной потребностью в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации) и профессиональной переподготовке врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) организован учебный процесс врачей первичного звена.
Для выполнения поставленных национальным проектом “Здоровье” задач по проведению обследования новорожденных детей по дополнительным программам с целью выявления наследственных заболеваний, а также для обеспечения медицинскими кадрами новых федеральных центров высоких медицинских технологии завершена подготовка специалистов для проведения неонатального скрининга, проводятся мероприятия по организации повышения квалификации и стажировки специалистов по профилям запланированных Центров. Особое внимание уделяется подготовке сестринского персонала.
Проведен анализ кадрового потенциала амбулаторно-поликлинических учреждений с целью определения потребности в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации) врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) на 2007 год.
4.1.3. Оснащение диагностическим оборудованием и автомобилями скорой медицинской помощи
Помимо материальной заинтересованности в работе в первичном звене национальным проектом “Здоровье” предусмотрено укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений.
Более половины государственных контрактов заключено с отечественными производителями медицинского оборудования и санитарного автотранспорта (около 54 %), в том числе:
— 66,7% поставщиков рентгенологического оборудования,
— 25% поставщиков лабораторных комплектов;
— 14,3% поставщиков УЗИ аппаратов;
— 25% поставщиков электрокардиографов;
— 40% поставщиков эндоскопического оборудования.
На 1 октября 2006 г. отгружено 17966 единиц диагностического оборудования, что составило 79,3% от запланированного на 2006 г., в том числе:
— 64,4% рентгенологического оборудования;
— 81,8% лабораторных комплектов;
— 71,25% УЗИ аппаратов;
— 90,6% электрокардиографов;
— 72,3% эндоскопического оборудования.
Ввод в эксплуатацию оборудования позволил сократить очереди на ожидание лабораторных и инструментальных исследований, сократилась частота предоставления медицинских диагностических процедур на платной основе, повысился охват обследования и выявления заболеваний, в том числе социально-значимых (туберкулез, онкология, сахарный диабет и др.) на ранних стадиях.
Повысился авторитет медицинской службы среди сельского населения в результате поступления диагностического оборудования в сельские амбулаторно-поликлинические учреждения, а также доступность для населения обследования и лечения по месту жительства.