Психологическое состояние женщины

Если женщина длительное время находится в одиночестве в предродовой палате, то она может испытывать постоянно нарастающие чувства тревоги, страха, вызванные мыслью о том, что роды могут начаться никем не замеченными.

Девяностые годы в мировой акушерской практике ознаменовались принципиально новым подходом к проблеме родоразрешения. Появились обставленные со всеми удобствами для будущей матери родовые палаты, где она может находиться вместе с активно помогавшим ей отцом ребенка. Исследования показывают, что для женщины присутствие любимого человека в последние часы перед родами, а для некоторых – и во время них, является важным фактором, дающим возможность расслабиться и вести себя намного естественней и спокойней. Бессознательное желание будущей матери видеть отца ребенка в родовой комнате в Древней Руси находило свой выход в интересном ритуале. Входившего в мир ребенка, обвивали рубахой, хранившей тепло и запах отцовского тела. Считалось, что это помогало младенцу с первых минут появления на свет почувствовать родительскую любовь и заботу. На самом деле человеком, наиболее нуждающимся в рубахе отца, является мать – присутствие и сопереживание мужчины придает ей сил и подсознательной уверенности в том, что ее ребенок является желанным не только для нее.

В последний период родовой деятельности роженице необходимо как бы уйти в себя, и, следуя побуждениям своего тела, настроится на подаваемые им изнутри сигналы. Рожающие женщины, находясь в предродовой палате вместе с другими роженицами, не могут полностью сконцентрироваться на своих ощущениях и следовать им. В качестве причины такого поведения могут выступать два мотива: чувство стыда, испытываемое из-за необходимости принимать нелепые положения (изгибаться, вставать на четвереньки, присаживаться на корточки и т.п.) и нежелание демонстрации перед другими женщинами собственной беспомощности. Подсознательная подоплека возникновения обоих мотивов кроется в наличии сексуального соперничества, нередко усугубленного стремлением к социальному превосходству, что лишний раз подтверждает мысль о бессознательной склонности психологически не готовой к родам женщины думать в первую очередь не о ребенке, а о себе.

Во время родов реальность ребенка входит в сознание матери только когда появляется головка. Мать очень подбадривает к продолжению родов ответ внешнего мира (акушерок и врачей) на реальность ребенка. Любопытство, касающееся его внешности, помогает преодолеть тревогу, которая в противном случае может вызвать вялость потуг.

После родов наступает период приспособления к чувству опустошенности и ощущению пустоты в том месте, где был ребенок. Матери опять требуется изменить образ своего тела, чтобы чувствовать себя целой и не пустой внутри, прежде чем произойдет сживание с реальным рождением ребенка и признание его как отдельного человека. Ей необходимо одновременно с этим реальным ребенком совместить того, который был столь сокровенной частью ее тела. Матерей нередко неприятно удивляет, что они не ощущают немедленного прилива всепоглощающей материнской любви к ребенку, которого им показывают. Таким образом, возбуждение и облегчение от родов часто сменяется периодом упадка и депрессии, как это бывает после долгожданного успеха. Однако с помощью и при поддержке мужа и семьи, эти трудности преодолеваемы. Фантазии беременности и даже тяготы родов быстро вытесняются и забываются, и, к счастью, отношения мать-дитя могут щедро вознаградить за все и удовлетворить их обоих.

Необходимо отметить, что новая волна в родоразрешении принесла с собой в родовую палату новые лица – акушерку, наблюдающую будущую мать в дородовый период, инструктора по безболезненным родам, а иногда – личную помощницу, играющую роль связующего звена между супружеской парой и медицинским персоналом. Все они помогают роженице правильно расходовать энергию, обучая ее не контролироватьродовую деятельность, а свободно следоватьсвоим ощущениям для наиболее естественного высвобождения ребенка.

Оснащенные современным оборудованием больницы, уютно обставленные родильные палаты, родильная кровать и родильный стул, телеметрическое наблюдение, высокопрофессиональный персонал сегодня пришли на помощь беременной женщине. Все это не нарушает эмоционального состоянияженщины, а создает у нее уверенность в благоприятном исходе родов.

Активная часть

Ответы на вопросы.

Перерыв

Информационная часть

Боль при родах

Боль считается неизбежным спутником родов. С древнейших времен роды воспринимаются не только как таинство, величайшее счастье и радость, но и как мучение, страдание.

Очень редко наблюдаются полностью безболезненные роды. Роженицы, описывая ощущения боли, оценивают ее как «разрывающую», «жгучую», «разламывающую». Однако боль в родах бывает разной: физиологической, которую вполне можно перенести, и патологической, которую нужно облегчить.

Физиологической можно считать боль у здоровой женщины при нормальном течении беременности и родов.

Боль и ее физиологические эквиваленты (психическая и физиологическая напряженность, эмоциональное возбуждение) выработаны в процессе эволюции как защитно-приспособительные реакции организма, обеспечивающие процессы адаптации к повреждению, а также свидетельствующие о неблагополучии в организме.

Патофизиологи доказали, что «физиологическая боль» стимулирует микроциркуляторное кровообращение в области повреждения, усиливает окислительно-восстановительные процессы, повышает функциональную активность иммунной системы, в том числе фагоцитарную активность лейкоцитов.

У людей с врожденным отсутствием ощущения боли наблюдается вялое заживление ран, частое присоединение распространенного воспалительного процесса.

Физиологическая родовая боль довольно хорошо переносится, особенно когда женщина к ней подготовлена. Если роженица осознает, что умеренно выраженная боль в родах биологически целесообразна, она легко с ней справляется. Физиологическая боль непостоянная, проходит вместе со схваткой. Может быть расплывчатой, неопределенной. Усиливается в систолу, ослабевает в диастолу. В паузу между схватками родовая боль значительно притупляется или исчезает, и тогда роженица может отдохнуть. Во втором периоде родов боль либо ослабевает, либо усиливается при давлении головки на дно малого таза и прохождении через вульварное кольцо. В это время даже рассечение промежности без какого-либо обезболивания не кажется пациенткой столь болезненным, как «врезывание» и «прорезывание» головки. После родов физиологическая боль забывается.

Патологическая боль (сильная, мучительная) отражает воздействие сверхсильного раздражителя и чаще всего связана с травмой, ишемией, гипоксией, сдавлением родовых путей, сжатием сосудов, чрезмерным растяжением тканей шейки.

Патологическая боль отражает неблагополучное течение родов: длительное тоническое напряжение миометрия (гипертонус матки), нескоординированный характер схваток (длительное сокращение матки без достаточного расслабления).

Кроме того, важное значение имеет низкий порог болевой чувствительности в коре головного мозга, ожидание переносимого страдания, неизвестность происходящего. Порог болевой чувствительности зависит от продукции эндогенных нейропептидов мозга.

Причины боли при родах

К основным болевым факторам относят физиологические и психологические процессы.

Физиологические процессы:

· Раскрытие шейки матки: растяжение круговых мышц маточного зева, мышц тазового дна, тканей влагалища и промежности. Надрывы в области маточного зева, а нередко и в миометрии.

· Сокращение матки в систолу схватки, во время которой происходит сжатие сосудов, временное снижение артериального кровоснабжения, следовательно, уменьшенное снабжение кислородом мускулатуры матки (боль сильнее, если интервал между схватками краток и не дает восполнить запас кислорода в мускулатуре матки).

· Натяжение поддерживающих связок матки (круглые, крестцово-маточные, кардиальные), расхождение суставов таза во время схваток и опущения ребенка, раздражение париетальной брюшины.

· Сдавление нервных сплетений тканей родового канала продвигающимся плодом, особенно при наличии диспропорции таза матери и плода, при котором возникает длительная ишемия тканей.

· Давление на мочевой пузырь, мочеточник и прямую кишку.

· Закисление тканей в результате гипоксии, накопление кислых продуктов, нарушение тканевого метаболизма. С нарушением целостности ткани начинается цепная реакция мобилизации кининообразующих факторов, возрастает образование кининов, свободного гистамина, инсулина, серотонина, которые вызывают опущение резкой боли.

· Активизация автономной (вегетативной) нервной системы, особенно ее парасимпатического отдела, которая сопровождается гиперпродукцией ацетилхолина. Последний, в свою очередь, нарушает координацию сократительной деятельности матки, усиливая спазм круговой мускулатуры матки. Возникает порочный круг: боль провоцирует дисфункцию ВНС и гипертонус матки, что в свою очередь поддерживает и усиливает болевые ощущения.

По проводниковым нервам, а также по тонким волокнам симпатической и отчасти парасимпатической нервной системы поток афферентной болевой импульсации от шейки матки, тазовых и крестцовых нервов распространяется в задние рога спинного мозга. Далее по задним спинномозговым корешкам раздражение передается в продолговатый и средний мозг, зрительные бугры, подбугорье и кору головного мозга (теменная и лобная доли, задняя центральная извилина).

Кора головного мозга контролирует и регулирует потенциалы и действия, осуществляемые гипоталамусом, лимбической системой и ретикулярной формацией.

Именно в коре головного мозга происходит эмоциональная окраска боли, превращение ее в страдание, страх, тревогу, неуверенность в себе и своих силах, ожидание еще более сильной боли.

Также существует психологическая цепочка этиологии боли при родах:

· Возникновение индивидуальной тревоги и страха перед беременностью и родами, накопление и развитие драматических ожиданий и опасений в процессе социализации.

· Кульминация страха в период родовой деятельности.

· Выброс гормона адреналина в кровь.

· Судорожное напряжение мышц (как адаптивная форма реагирования на страх, поскольку бегство невозможно).

· Сдавливание мышечных сосудов.

· Дефицит крови и кислорода в мышцах матки.

· Субъективное ощущение боли с индивидуальной ее интерпретацией.

Против родовой боли в организме существует антистрессовая система защиты. К ней относятся нейропептиды мозга: эндорфины, энкефалины, имеющие опиоидную структуру. Эндогенные опиоиды защищают мать и плод от стресса родов, непереносимой боли при оперативном родоразрешении.

Эндогенные опиоидные протеины синтезируются в тканях мозга, гипофиза, кишечника, в плаценте, в плодных оболочках. Они обнаружены в околоплодных водах, на мембранах миометрия.

Концентрация эндорфинов в крови беременной постепенно увеличивается к сроку родов, достигая максимальных значений ко второму периоду родов. Это особенно важно для защиты плода от давления и боли при его продвижении через узкое замкнутое кольцо малого таза.

Опиоидные пептиды переходят от матери к плоду, чтобы защитить его от чрезмерных болевых раздражений. Но при патологическом течении родов количество эндогенных опиоидов бывает недостаточным, и тогда необходимо экзогенное применение обезболивающих средств. Несмотря на то что опиоиды признаны естественными анальгетиками, даже пиковое их содержание полностью не снимает родовую боль, хотя и притупляет степень ее выраженности. Кроме наркоза, практически ни один медикаментозный препарат полностью не может ликвидировать родовую боль.

К медикаментозному обезболиванию естественных физиологических родов отношение роженицы, ее близких, а также врачей и акушерок весьма неоднозначны.

Наши рекомендации