О.А. Форопонова, М.В. Анненкова, И. П. Никитина

А.Д. Затолокина, С.М. Яцун,

О.А. Форопонова, М.В. Анненкова, И. П. Никитина

П р а к т и к у м

по возрастной анатомии, физиологии и гигиене

Курск 2004



УДК 616 – 053.2 ББК 57.31 П 69 Печатается по решению редакционного совета Курского государственного университета

Рецензент: кандидат биологических наук Л.Ф. Спичак

А.Д. Затолокина, С.М. Яцун, О.А. Форопонова, М.В. Анненкова, И. П. Никитина

П 69Практикум по возрастной анатомии, физиологии и гигиене: Пособие для студентов педагогических институтов и университетов. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун -та. – 119с.

Учебное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов педагогических учебных заведений и содержит необходимый материал для выполнения практической части курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

В пособии на современном уровне в доступной форме изложены сведения о развитии, строении и функционировании основных систем организма, раскрываются анатомо-физиологические особенности, связанные с изменением возраста. Особое внимание уделено функциональному состоянию организма растущего ребенка, развитию активного метода познания, технике выполнения практических работ, способам фиксирования результатов эксперимента и их анализу.

ББК 57.31

© Коллектив авторов, 2004

© Курский государственный университет, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….5

Раздел I. Оценка физического развития учащихся…………………..6

Раздел II. Опорно-двигательный аппарат. Гигиеническая оценка

школьных помещений………………………………………23

Раздел III. Гигиеническая оценка режима дня школьников и

расписание уроков в классе………………………………...45

Раздел IV. Сердечно-сосудистая система…………………………….55

Раздел V. Система органов дыхания………………………………….62

Раздел VI. Система органов пищеварения……………………………67

Раздел VII. Нервная система…………………………………………..72

Раздел VIII. Анализаторы……………………………………………..81

Раздел IX. Интегративная деятельность мозга………………………88

Словарь терминов………………………………………………………94

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача объединенного курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» – дать знания студентам, будущим учителям-воспитателям о строении, функциях и возрастных особенностях развивающегося организма. «Первое, что должен знать педагог, – это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка» (Н. К. Крупская).

Анатомия и физиология изучает строение и особенности жизнедеятельности организма, своеобразие функций отдельных органов на каждом возрастном этапе. Возрастная анатомия и физиология являются основой для понимания строения и возрастных особенностей ребенка, специфики психических и психофизиологических особенностей на разных этапах онтогенеза.

По курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» учебным планом предусматриваются не только лекции, но лабораторные занятия. Проведение лабораторных занятий необходимо для лучшего понимания и прочного усвоения материала, изучаемого в теоретическом курсе.

Школьная гигиена должна рекомендовать не только способы оптимального развития детского организма, но и средства для смягчения действия неблагоприятных факторов внешней среды, которые могут повысить жизненный уровень, работоспособность, сопротивляемость.

Школьная гигиена призвана способствовать повышению адаптационных качеств человека, совершенствованию его физических и психических свойств. А это практически невозможно без гигиенического обучения учащихся, студентов и преподавателей, особенно педагогических вузов.

В пособии включены практические работы. С помощью общедоступных методик можно получить важную практическую информацию об основных показателях растущего организма.

Раздел I

Значения экскурсии грудной клетки

Возраст Экскурсия грудной клетки (см)
Младший школьный возраст 3 – 5
Старший школьный возраст 5 – 7
Взрослые 6 – 8
Спортсмены 12 – 16

Антропометрические измерения

Оборудование: сантиметровая лента, весы, ростомер

Цель: научиться проводить антропометрические измерения.

Ход работы

1. Измерение роста “стоя”:

а) снять обувь;

б) стать на площадку ростомера;

в) обследуемый находится в положении «смирно», выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера;

г) установить бегунок-стрелку так, чтобы нижняя часть его касалась головы исследуемого;

д) записать результаты измерений по нижней плоскости бегунка-стрелки в таблицу № 2. Результат измерения выражен в см.

2. Измерение массы тела:

а) снять обувь;

б) стать на середину площадки весов и сохранять спокойное положение тела;

в) стрелка весов покажет массу тела исследуемого;

г) результат, выраженный в кг, занести в таблицу № 2. Точность определения массы до 50 г.

3. Измерение окружности грудной клетки:

а) определить окружность грудной клетки в покое и результат занести в таблицу № 2;

б) определить экскурсию грудной клетки (ЭКГ) как разницу величин окружности грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе и результат занести в таблицу № 2.

Таблица 2

Пропорции телосложения.

Оборудование: сантиметровая лента.

Цель: научиться определять пропорции тела.

Ход работы

1. У испытуемого определяют рост в положении «стоя» и «сидя».

2. Для оценки пропорциональности телосложения определите его показатели по формуле. Формула расчета процентного отношения длины ног к длине туловища или телосложения (А).

А = (Рост «стоя» – Рост «сидя»)*100/ Рост «сидя»* 100 %

3. Сравните полученные вами результаты со среднестатистическими.

4. При величине этого показателя в пределах 87 – 92 % физическое развитие оценивается как пропорциональное; если показатель пропорциональности меньше 87 %, это указывает на относительно малую длину ног; при величине показателя 92 % и более – на большую длину ног.

5. У испытуемого определяют окружность грудной клетки и рост.

6. Для оценки гармоничности телосложения используют формулу.

Формула расчета гармоничности телосложения:

Окружность грудной клетки в паузе

(ОГК)*100 / Рост*100 %

7. При нормальном телосложении значение гармоничности составляет 50 –55 %. Если это соотношение меньше 50 %, телосложение называют слабым, а если более 55 % – нормальным.

 
  О.А. Форопонова, М.В. Анненкова, И. П. Никитина - student2.ru

Физиометрические измерения

 
  О.А. Форопонова, М.В. Анненкова, И. П. Никитина - student2.ru

Рис. 3. Кистевой динамометр Рис.4. Становой динамометр:

1 – ручка, 2 – корпус 1 – рукоятка,

2 – подставка для ног

 
  О.А. Форопонова, М.В. Анненкова, И. П. Никитина - student2.ru

Рис. 5. Водяной спирометр, сухой спирометр

К физиометрическим измерениям относятся измерения функций организма: жизненная емкость легких, кистевая становая динамометрия (рис. 3, 4). Измерение жизненной емкости легких (ЖЁЛ) дает представление о вместимости легких и силе дыхательных мышц. Для измерения используется водяной (влажный) или воздушный (сухой) (рис. 5) спирометры.

Сила мышц кистей рук определяется ручным динамометром (рис. 3). У детей дошкольного и младшего школьного возраста – динамометром, рассчитанным на 30 кг, а у юношей и девушек – на 90 кг. При измерениях рука должна находиться в вытянутом положении и поднята до уровня плеч. Учитывают максимальный результат в килограммах.

Ход работы

4. Жизненная ёмкость легких (ЖЁЛ):

а) обследуемый в положении «стоя» предварительно делает глубокий вдох через нос, а затем выдох медленный и максимальный через рот;

б) затем ещё раз глубоко вдохнуть;

в) зажать двумя пальцами ноздри;

г) взять мундштук спирометра в рот и медленно до отказа выдохнуть в него воздух. Измерения провести 2 – 3 раза;

д) наибольший результат записывается в таблицу № 2. Точность измерения 50 – 100 см3.

5. Кистевая динамометрия:

а) обследуемый в положении «стоя» берет динамометр в руку так, чтобы шкала измерений находилась на ладони, а пальцы на скобе;

б) вытянуть руку в сторону и со всей силы сжать прибор. Измерения проводить по 2-3 раза для каждой руки. Нельзя сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе. Для следующего измерения стрелку возвращают в исходное положение;

в) записать наибольший результат в таблицу № 2 для обеих рук.

Соматоскопические измерения

При исследовании физического развития наряду с данными, полученными инструментальным путем, учитывают и данные наружного осмотра (осанку, развитие мускулатуры, степень жироотложения).

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости. Шейный и поясничный изгибы направлены вперед, а грудной и крестцовый – назад.

При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в сагиттальной плоскости, так и во фронтальной плоскости (рис. 6 ).

О.А. Форопонова, М.В. Анненкова, И. П. Никитина - student2.ru

Рис. 6. Виды сколиоза: 1 – грудной, 2 – общий левосторонний,

3 – S-образный

Нормальная осанка (рис. 7) характеризуется следующими показателями: плечи развернуты, грудная часть спины слегка прогнута назад, передняя стенка живота находится сзади вертикальной линии, опущенной от грудины. При правильной осанке показатель глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3 – 4 см, а в младшем школьном возрасте – 4 – 5,5 см.

При сутуловатой осанке (рис. 7 б) увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный; голова наклонена вперед, плечи опущены.

При лордической осанке (рис. 7 в) увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпрямлен, верхняя часть туловища несколько откинута назад.

Кифотическая осанка (рис. 7 г) характеризуется увеличением глубины шейного и поясничного изгибов, спина круглая, плечи опущены; голова наклонена вперед.

Выпрямленная осанка (рис. 7 д ) характеризуется сглаживанием обоих изгибов; спина выпрямлена, живот подобран.

О.А. Форопонова, М.В. Анненкова, И. П. Никитина - student2.ru

Ход работы

1. Охарактеризовать осанку:

а) занять обычную позу при стоянии;

б) сравнить с эталоном (рис. 7 а – д), определив вид осанки;

в) вид осанки внести в таблицу № 2.

2. Выводы.

Правильная осанка

Оборудование: сантиметровая линейка.

Цель: определение правильной осанки.

Ход работы

1. Для вычисления показателя правильной осанки измеряют расстояние между двумя крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.

2. У испытуемого с помощью сантиметровой линейки определяют величину дуги спины.

3. Рассчитайте показатели осанки по формуле:

А = Ширина плеч*100 %/величина дуги спины

4. Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод.

5. В норме показатель осанки колеблется в пределах 100 – 110 %. Если он менее 90 или более 125 %, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45 %.

Иж – жизненный индекс,

ЖЁЛ – жизненная ёмкость легких в мл,

M – масса тела в кг.

Нормальные величины: Иж для женщин 50 – 60 мл/кг; у мужчин – 60 – 70 мл/кг.

Оценить полученный результат кистевой динамометрии с помощью формулы расчета динамометрического индекса:

Ид = Fk / M ,где (4)

Ид – динамометрический индекс;

Fk – сила кисти в кг,

M – масса тела в кг.

Нормальные величины: Ид для мужчин – 0,7 – 0,8; а у женщин – 0,5 – 0,6.

Ход работы

1. Вычислить значения индексов, используя формулы 1 – 4.

2. Выводы (сравнить полученные значения с нормативными).

Ход работы

1. Подготовить сетку для построения профиля физического развития, где число горизонтальных линий соответствует числу оцениваемых признаков (рост, масса, окружность грудной клетки). Вертикальная линия в центре (М) соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. На равных расстояниях от средней линии влево откладываются отрицательные значения сигм, вправо – положительные. По этим границам проводятся вертикальные линии (рис. 8).

-3 σ -2 σ -1 σ 0 +1 σ +2 σ +3σ

Рост            
Масса            
ОГК            

Рис. 8. Сетка для построения профиля физического развития.

Примечание: в графы 3 и 4 таблицы 4 вносят значения из приложения 1, 2 в соответствии с возрастом и полом.

2. Отложить на верхней горизонтальной линии сетки значения из графы 6 для массы тела и на нижней – значения из графы 6 для ОГК.

3. Последовательно соединить эти точки. Профиль физического развития построен.

4. Вывод (определить по профилю физического развития и гармоничность физического развития)

Пример. Дать оценку физического развития мальчика 10 лет, который имеет рост 137 см, массу 32 кг, окружность грудной клетки 66,5 см .

1. Заполнить таблицу 4 в соответствии с данными примера, приложение 1.

Показатель Значение исследу- емого (х) Средне- возрастные значения (м) Средне- квадратичное отклонение (σ) Индиви- дуальные отклонения в ед. изм. (х-м) Индиви- дуальное отклонение в сигмах
Рост 136,2 5,3 0,8 0,1
Масса 30,5 5,1 1,5 0,3
ОГК 66,5 55,8 3,6 0,7 0,2

2. Подготовить сетку для построения профиля физического развития и значения из графы 6 таблицы 4, отложить на соответствующих горизонтальных линиях.

-3 σ -2 σ -1 σ 0 +1 σ +2 σ +3 σ

Рост            
Масса            
ОГК            

Вывод: уровень физического развития мальчика оценивается как средний, так как точки, обозначающие сигмальные отклонения показателей, находятся в пределах от -1 σ до +1 σ. Развитие гармонично, так как точки сравниваемых показателей удалены друг от друга в пределах 1 σ.

Работа № 4. Оценка физического развития учащихся по предлагаемым вариантам заданий

Цель: закрепить умения оценивать физическое развитие учащихся методом построения профиля физического развития.

Ход работы

На основании полученного варианта (таблицы № 5) возраста школьника и значений его соматометрических показателей (рост, масса, окружность грудной клетки) оценить физическое развитие методом построения профиля физического развития.

Таблица 5

Варианты заданий

Номер варианта Возраст (лет) Рост (см) Масса тела (кг) Окружность грудной клетки (см)
33,5
116,5 20,6
25,8
41,4
45,7
58,5
170,2 60,2

Контрольные вопросы

1. Дать определение понятия «физическое развитие».

2. Что такое антропометрия и какими показателями она характеризуется?

3. Правила измерения роста «стоя» и роста «сидя».

4. Правильное измерение массы тела.

5. В какое время суток и почему лучше всего определять массу тела и рост?

6. Какие правила необходимо знать при определении окружности грудной клетки (ОКГ) у мужчин, женщин, детей?

7. Что такое экскурсия грудной клетки и как ее определить?

8. Приборы и способы определения жизненной емкости легких.

9. Как правильно измерить силу мышц - сгибателей пальцев руки?

10. Приборы определяющие силу мышц.

11. Виды осанок.

12. Отличие лордической осанки от нормальной.

13. Отличия кифотической осанки от сутуловатой.

14. Охарактеризовать выпрямленную осанку и сколиоз.

15. Назвать методы, с помощью которых можно оценить физическое развитие.

16. Методика построения профиля физического развития.

17. Методика оценки гармоничности физического развития.

18. Уровни физического развития.

Приложение 1

Раздел II

Опорно-двигательный аппарат

Ход работы

1. Изучить местоположение костей туловища, головы, конечностей и их поясов, используя таблицы, атлас, искусственные препараты.

2. Используя таблицы, атлас, искусственные препараты, найти примеры прерывных и непрерывных соединений костей скелета.

Вывод:

а) сделать рисунок и соответствующие обозначения «Строение сустава»;

б) заполнить таблицу 6.

Таблица 6

Скелет человека

N п/п Отдел скелета Кости, образующие отделы
Туловище  
Голова  
Пояс верхней конечности  
Свободная верхняя конечность  
Пояс нижней конечности  
Свободная нижняя конечность  

Ход работы

Найти и показать на таблице мышцы туловища и конечностей, мышцы головы, диафрагму, называя их.

Вывод:

а) записать название основных мышц различных функциональных групп;

б) зарисовать схему строения мышцы и её связи с костью.

Ход работы

1. С помощью рулетки измерить ширину (глубину), длину и высоту учебной комнаты.

2. Определить площадь и объем помещения на одного учащегося.

3. Выводы (сравнить полученные результаты с гигиеническими требованиями).

Пример: ширина комнаты 6,0 м, длина – 8,2 м , высота – 3 м, в помещении занимается 30 человек.

Решение:

1. Определяем площадь помещения, приходящуюся на одного учащегося: 6,0 х 8,2 /30 = 1,6 м2.

2. Определяем объем помещения, приходящийся на одного учащегося: 6,0 х 8,2 х 3 /30 = 4,9 м3.

Выводы: площадь и объем помещения превышает минимальные размеры на одного ученика (1,25 м2 3,75 м3).

Ход работы

1. Определение светового коэффициента и его гигиеническая оценка:

а) определить площадь пола:

Sп = a х b, где (5)

Sп – площадь пола,

a – длина комнаты в метрах,

b – ширина комнаты в метрах;

б) определить остекленную площадь всех окон комнаты:

Sс = n / c х d (c х d : 100 % х 10 %), где (6)

Sс – площадь остекленной поверхности окна

n – число окон,

c– высота окна в метрах,

d – ширина окна в метрах,

10 % - площадь, приходящаяся на раму одного окна.;

в) определить световой коэффициент

CK = Sс : Sп, где (7)

CK – световой коэффициент,

Sс – остекленная площадь всех окон комнаты,

Sп – площадь пола;

2. Определить уровень освещенности:

а) определить суммарную мощность ламп накаливания или люминесцентных источников света.

N = n х N, где (8)

Nn – суммарная площадь ламп,

n – число ламп в комнате,

N1 – мощность одной лампы в ваттах;

б) определить удельную мощность светового потока:

Nу = Nn : Sп, где (9)

Nn – суммарная площадь ламп комнаты,

Sп – площадь пола.

в) определить уровень освещенности:

Р = Nу х К, где (10)

Р – уровень освещенности, выраженной в люксах

Nу – удельная мощность,

К – коэффициент (приложение 3).

3. Вывод (сравнить полученные значения с гигиеническими требованиями).

Пример

1. Определить световой коэффициент (СК) и уровень освещенности в помещении площадью 50 кв. м с тремя окнами площадью 2,2 кв. м, где установлено 8 ламп накаливания мощностью по 300 Вт.

Решение: определяем СК

а) Sп = 50 кв. м (площадь пола)

б) Sс = 3 х (2,2 – 2,2 х 10% :100%) = 5,94 кв. м – остекленная площадь трех окон, найденная по формуле (6)

в) СК + 5,94 : 50 = 1 : 8 – световой коэффициент, найденный по формуле.

2. Определяем уровень освещенности:

а) Nn = 8 х 300 = 2400 Вт – суммарная площадь ламп, найденная по формуле (8);

б) Nу = 2400/50 = 48 Вт/кв. м – удельная мощность, определенная по формуле (9).

в) р = 48 х 3,2 = 155 лк – уровень освещенности, найденный по формуле (10).

Вывод: световой коэффициент 1 : 8 не соответствует норме (1 : 4), а уровень освещенности 155 лк немного превышает норму (150 лк).

Классных помещений

Оборудование: гигрометр, дистиллированная вода, сантиметровая лента, термометр.

Цель: освоить методику оценки микроклимата школьных помещений.

Одним из важнейших средовых факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья детей, является воздушно - тепловой режим помещений.

В закрытых помещениях детских и подростковых учреждений за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха, изменяется химический состав воздуха вследствие выделения продуктов жизнедеятельности, так называемых антроповыбросов (выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи). Кроме того, воздушная среда загрязняется выделениями химических веществ из отделочных материалов. В процессе учебно-производственной деятельности меняются биологические свойства воздуха (бактериальная обсемененность), ионный состав (увеличивается количество тяжелых, положительно заряженных частиц).

Изменение физических, химических и биологических качеств воздушной среды оказывает неблагоприятное воздействие на организм детей: появляется головная боль, вялость. Химическая загрязненность воздуха может вызывать токсическое действие, аллергию и повышение заболеваемости.

Обычно температуру воздуха в школьных помещениях определяют спиртовым термометром на уровне роста в трех точках: у наружной стены, в центре помещения и у внутренней стены. Для получения средней температуры воздуха в помещении сумму показания термометра делят на количество измерений. Нормы температуры указаны в приложении 4.

В соответствии с расчетными данными детям школьного возраста требуется от 6,67 до 20 куб. м воздуха в час. Эта потребность в воздухе осуществляется с помощью аэрации – сочетанием центральной вытяжной вентиляции и притоком атмосферного воздуха. В процессе обновления воздуха большую роль играет площадь открывающихся частей окон (фрамуги, форточки), которая в каждом из учебных помещений должна быть не менее 1/50 части пола. Такое отношение площади всех фрамуг (форточек) помещения к площади пола называется коэффициентом аэрации.

Учебные помещения необходимо тщательно проветривать (учебные комнаты – во время перемен, рекреации – во время уроков). По окончании занятий и перед их началом, а также в перерыве между первой и второй сменами проводится сквозное проветривание помещений. Температура воздуха в классах, библиотеке, актовом зале должна быть 17 – 20 С0, а в спортивном зале и мастерских – 16 – 18 С0.

Для определения температуры воздуха обычно применяют ртутные и спиртовые термометры со шкалой Цельсия в пределах до + 50 С0. при отсчете показаний термометра глаз наблюдателя должен находиться на уровне линий отсчета. При работе с ртутным термометром отсчет следует производить по касательной к выпуклой части мениска, при работе со спиртовыми термометрами – по касательной к нижней, вогнутой части мениска, Отсчет показаний термометра производят быстро. Начинают с десятых долей градуса и затем отсчитывают целые градусы, т.к. за время наблюдения тепло, выделяемое человеком, может изменить показания прибора прежде всего в пределах долей градуса. Во время измерения термометр подвешивают на шнурке к штативу.

При определении температуры воздуха в пяти пунктах, измерения проводят в точках, отстоящих на 50 см от стен на уровне:

1) 0,25 м от пола, 2) 2 м от пола, 3) 0,25 м от потолка.

Для получения средней температуры воздуха в помещении сумму показаний термометра делят на количество измерений.

Точки, в которых производят измерения при определении температуры в одном пункте помещения, должны отстоять на расстоянии не менее 1,5 – 2 м от нагревательных приборов и наружных стен. Результат занести в табл. 7.

Относительную влажность воздуха определяют с помощью гигрометра психометрического типа ВИТ. Гигрометр представляет собой прибор, собранный на основании из пенопласта. К основанию прибора крепятся два термометра со шкалой, психрометрическая таблица, стеклянный питатель, заполненный дистиллированной водой. Метод измерения относительной влажности гигрометром типа ВИТ основан на зависимости между влажностью воздуха и психометрической разностью – разностью показаний сухого и увлажненного термометров, находящихся в термодинамическом равновесии с окружающей средой.

Чем ниже влажность воздуха в точке, где производят определение, тем быстрее будет испаряться вода и тем больше количество тепла будет расходоваться на ее испарение.

Таким образом, разность показаний сухого и смоченного термометров будет обратно пропорциональна влажности воздуха (в воздухе, насыщенном парами воды, испарение воды происходить не будет и показания сухого и смоченного термометров будут одинаковыми. При определении влажности воздуха гигрометр устанавливают на расстоянии 1,5 м от земли, пола, ограждая его от источников энергии и случайных движений воздуха.

Ход работы

1. Определение температуры воздуха:

а) с помощью спиртового термометра определить температуру воздуха в трех точках:

– у наружной стены (tнС),

– в центре помещения (tц С),

– у внутренней стены (tвС);

б) рассчитать среднюю температуру воздуха в помещении по формуле:

tср = (t н +tц + tв) : 3(11);

в) результат занести в таблицу № 7.

2. Определение относительной влажности воздуха интерполированием.

а) налить в резервуар увлажненного термометра гигрометра дистиллированную воду.

б) через 15 – 20 минут определить температуру по сухому и влажному термометрам, а также разность между их значениями.

в) определить относительную влажность по таблице на панели прибора.

Примечание: при расчетах следует учесть, что при увеличении температуры сухого термометра на 1º С относительная влажность увеличивается на 2 %.

г) результат занести в таблицу №7.

4. Определение коэффициента аэрации.

а) определить площадь пола;

б) определить открывающуюся площадь фрамуг;

г) рассчитать коэффициент аэрации (Ка) по формуле:

Ка = Sор/Sп, где (12)

Ка – коэффициент аэрации,

Sор – открывающаяся площадь фрамуг в кв. м,

Sп - площадь пола в кв. м;

Таблица 7

Ход работы

1. Для выполнения этого задания студенты получают список учащихся одного класса средней школы с указанием их роста, состояния здоровья и зрения (Приложения 6, 7).

а) по данным роста определить номер стола по новому ГОСТу и записать в одну из граф карточки напротив фамилии учащихся;

б) нарисовать план-схему классной комнаты и указать ее основные размеры, соответствующие гигиеническим требованиям, и схематически изобразить в виде прямоугольников столы;

в) при рассаживании учеников представить номера по списку, а рядом буквенные обозначения типа стола.

2. Вывод (указать, сколько и каких парт (столов), стульев необходимо для учащихся анализируемого класса).

Приложение 3

Удельная мощность в люксах

Мощность ламп в ваттах (ВТ) Поправочный коэффициент при напряжениях в эл. сети в вольтах
   
Лампы накаливания а) до 100 Вт 2,4 2,0
  б) свыше 100 Вт 3,2 2,5
Люминесцентные лампы 15,0  

Приложение 4

Состояния здоровья

№ п/п Фамилия, имя Рост в см. Типы столов по ГОСТу Острота зрения Состояние здоровья
      стар нов    
Алехина Ирина Афонина Алла Борисова Елена Брыкин Алексей Воганов Юрий Григорьев Алеша Гудков Геннадий Гримова Оксана Дмитриев Сережа Дудких Алексей Жаворонкова Ася Золотухин Игорь Зверева Елена Калинин Юрий Климухина Галя Колесникова Алла Леонтьев Руслан Ласков Сергей Любимова Катя Мамонтова Нина Матвеев Игорь Петров Олег Пузанова Марина Птичкин Роман Романова Ольга Ситник Сергей Сурова Валентина Юганов Гриша Яхонтов Сергей     1,0 0,9 1,0 1,0 1,0 0,2 0,6 0,9 0,7 1,0 1,0 0,4 0,8 1,0 1,0 1,0 0,9 1,0 1,0 0,9 1,0 1,0 0,9 0,2 0,5 1,0 1,0 0,3 1,0 Здорова Здорова Хр.тонзил Здоров Здоров Здоров Здоров Здорова Ревмокар Здоров Здорова Здоров Здорова Здоров Здорова Хр. Тонзил Здоров Здоров Здорова Здорова Хр.тонзил Здоров Здорова Здоров Здорова Здоров Здорова Хр.тонзил Здоров

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные учебные помещения школы.

2. Факторы, влияющие на равномерность освещения.

3. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению.

4. Изменение физико-химических свойств воздуха в закрытых помещениях, обусловленные жизнедеятельностью человека.

5. Гигиенические требования к размерам классной комнаты, лаборатории, мастерских, кабинета домоводства.

6. Методика определения влажности воздуха в классном помещении.

7. Методика определения средней температуры воздуха в классном помещении.

8. Параметры парты (стола), влияющие на посадку ученика.

9. Правила подбора стульев для учащихся в зависимости от их роста.

10. Правильная посадка ученика за партой.

11. Критерии, учитываемые учителем при размещении учеников в классе.

Раздел III

Таблица 8

Режим дня учащихся … класса (примерный)

Вид деятельности Время деятельности Примечание
Подъем Зарядка Завтрак Дорога в школу Занятия в школе Дорога из школы Обед Прогулка Приготовление уроков Помощь по дому Занятия на на факультативе Кружок спортивный (секция) Кружок предметный Кружок художественный Свободное время Общественополезный труд Ужин Приготовление ко сну Сон    
Всего 24 ч. = 1440 мин.  

Ход работы

1. Проанализировать предложенный вариант режима дня учащихся с учетом гигиенических требований (используя приложение 8 – 10).

2. Составить рациональный распорядок дня для этого возраста, заполнив таблицу 8.

3. Выводы (анализ предложенного варианта режима дня с рекомендациями).

Тема 2. Гигиенические требования к расписанию уроков

Основной деятельностью в течение длительного периода, включающего ответственные этапы роста и развития, для всех детей и подростков являются учебные занятия. Гигиенические рекомендации к организации учебного процесса должны учитывать прежде всего уровень морфофункциональной зрелости организма, функциональные особенности высшей нервной деятельности для каждого возраста возрастах.

Учебные занятия складываются из уроков, проводимых в школе, и приготовления домашних заданий. Задачей гигиены учебной деятельности является нормирование учебной нагрузки.

1. Правильная организация урока.

2. Регламентация продолжительности уроков и перемен.

3. Продолжительность времени проведения каникул.

4. Нормирование общего числа ежедневных и еженедельных уроков.

5. Рациональное построение занятий в течение учебного дня, недели.

Правильное расписание уроков достигается различными путями, прежде всего, правильным чередованием предметов: трудные уроки следует сменять легкими, а уроки, требующие большого умственного напряжения, участия второй сигнальной системы, с учетом физических действий (физкультура, рисование, домоводство, занятия в мастерских).

Расписание составляется на основе учета данных о колебании работоспособности и утомляемости школьников на протяжении дня и недели. Оба эти процесса представляют собой нормальное физиологическое состояние, они протекают одновременно и взаимообусловлены.

Работоспособность учащихся постепенно увеличивается от 1-го ко 2 – 3-му уроку. С 3-го урока у младших школьников и с 4-го у старших начинается снижение работоспособности.

Уровень работоспособности неодинаков и на протяжении недели. Он постепенно снижается к концу недели. Наиболее высокая работоспособность наблюдается во вторник и в среду, наиболее низкая – в субботу и понедельник. Последнее можно объяснить ломкой учебного стереотипа после 5 воскресенья. Правильно составленное расписание способствует поддержанию физиологической кривой работоспособности на более высоком уровне на протяжении всего учебного дня и недели.

Расписание составляется из уроков, одинаковых по длительности, но различных по содержанию и трудности (таблица 9).

Таблица 9

Распределение предметов по трудности

Трудные Средней трудности Легкие
Математика Физика Химия Литература Русский язык Иностранный язык История География Биология Черчение Труд Физкультура Рисование Пение  

При составлении расписания учитывается возраст детей и имеющийся у них опыт обучения. Очень важно перемежать уроки, требующие длительного участия одних анализаторов, с уроками, связанными с работой других анализаторов. Так, можно рекомендовать чередование теоретических занятий с уроками труда. Трудные уроки, требующие большого умственного напряжения, надо проводить в первой половине учебного дня, а легкие – во второй. Нецелесообразно устраивать сдвоенные уроки. Число их должно быть минимально. При необходимости организации сдвоенных уроков они должны включаться в сетку расписан

Наши рекомендации