Индивидуальная работа и работа с семьями

Попытки составить сравнительный обзор теорий социальной работы пред­принимались многими авторами. В табл. 3.1 представлены обзоры, содержащие тот же набор теорий, что и настоящее издание. Этот список неполон, по­скольку многие работы посвящены исключительно работе с индивидуальным случаем, или «клинической социальной работе» (Роберте и Ни, 1970). Терми­нологически здесь отражены различия между социальной работой, целью ко­торой является социальная защита и оказание услуг, и формами межлично­стной и групповой терапии, которые чаще называются клиническими форма­ми практики. В двух других работах (Роберте и Новен, 1976; Тэйлор и Роберте, 1985) сравниваются теории групповой работы и работы в малых социальных группах, они рассматриваются в последующих параграфах. В моей книге тех-

£ Таблица 3.1. Альтернативный обзор теорий социальной работы

Категории теорий Роберте и Ни, 1970 Хау, 1987' Лишман, 1991 Кумар, 1995 Тернер, 19962 Степни и Форд. 2000 Купер и Лессер, 2002
Психодинамическая Психосоциальная, функциональная, проблемно-ориен­тированная Психоанали­тическая Психодинамиче­ская Концепция Эриксона о стадиях развития Психодинамиче­ское консульти­рование Проблемно-ориентированная Психосоциальная Психоаналитиче­ская, функцио-нальная, проблем­но-ориентирован­ная, психология личности Психодинамиче­ская Психодинамиче­ская (объект — взаимоотношения) Психология «Я»
Когнитивно-поведенческая Поведенческие модификации Поведенческая социальная работа Поведенческая социальная работа Когнитивно-поведенческая   Поведенческая терапия, когнитив­ная Когнитивно-поведенческая Поведенческая терапия, когнитив­ная
Семейная терапия Семейная терапия v — - (Семейная тера­пия) - -
Кризисные теории Кризисная интервенция Кризисная интервенция - Кризисная Кризисная интервенция -
Задаче-центриро-ваиная   [Совпадает с поведенческими] Практика, ориен­тированная на решение задач Письменные контракты   Задаче-центриро-ванная Задаче-центри-ро ванная  
Системная теория   [Не рассматри­вается в качестве самостоятельной] " Системная Модель жизненных систем Экологическая -
Соииальная, пси- хологическая, конструктивизм Социализация   Теория иден­тификации горе/потеря   Конструкти иист-ская, коммуника­тивная Нарративная, Нейро-лингвисти-ческое программи­рование Ролевая ^ Нарративная, ориентированная на результат -----------

Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Социологиче­ская/социального

развития

Социальная работа в малых социаль­ных группах

Социальное развитие

Соииальная работа в малых социаль­ных группах



Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Гуманистическая/ экзистенциальная теория духовности

Клиент-центриро-ванная [группа эк­зистенциальных теорий «в поисках себя»!

Гандианская, экзистенциализм

Клиент-центриро-ванная

Экзистенциальная Гештальтгеории Гипноз Медитация Трансактный анализ

Трансперсональ­ная

Экзистен­циальная Консультиро­вание



Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Критическая

Марксистская ра­дикальная тео­рия/радикал ьный структурализм, рост осознания

Структурал истс ки й подход

Марксизм, радикальная

Материали­стическая (марксистская)



Феминизм

[Феминистская социальная работа]

Феминизм

Феминистская

Женская психология



Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Антидискримина­ционная

Оборигенная

Кросскулвгурная



Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Индивидуальная работа и работа с семьями - student2.ru Активизации и зашиты интересов клиента

Активизация

Активизация

1 В квадратных скобках содержатся комментарии автора.

> Круглыми скобками при описании обзора Тернера обозначены теории, о которых рассказано в предыдущем издании его книги, курси­вом - теории, добавленные в последнем издании (глава о марксизме переименована в материалистическую теорию).

нологии групповой работы, работы по месту жительства и в рамках стацио­нарных учреждений я описываю в главах, посвященных различным теориям. Некоторые авторы также подробно останавливаются на этих формах работы (например, Хау, 1987).

Также я включил в обзор работу Роберте и Ни, которая является показа­тельной, поскольку отражает «противостояние теорий» в американской соци­альной работе и означает начало периода обособления различных теорий и содержащейся в них взаимной критики. Вслед за этой работой вышла книга Тернера, переизданная затем неоднократно с дополнениями, раскрывающи­ми новые концепции американских исследователей. Ее обзор занимает особое место, поскольку он учитывает большинство современных психотерапевти­ческих теорий, известных к настоящему времени. В нем также рассматривают­ся проблемы профессионализации социальной работы, близко связанной в США с консультированием и другими специальностями психотерапевтиче­ской направленности, что свидетельствует о потребности в определении чет­ких границ между ними.

Работа индийского автора Кумара (1995) включена в обзор в качестве при­мера книги, опубликованной за пределами США и Европы. В ней содержится описание практики социальной работы, основанной на принципах Махатмы Ганди, которые имеют особое значение в индийском обществе. Для этой ра­боты характерен акцент на социальное развитие, однако наряду с общей на­правленностью на психологические методы решения проблем пристальное внимание уделяется практике социальных изменений, которая, в свою оче­редь, опирается на радикальный и марксистский подходы. В работе Лишман (1991) сопоставляются модели «понимания человеческого развития» и моде­ли интервенции. Первая группа моделей включает то, что я называл перспек­тивами (у Лишман это психодинамический и структурный подходы), а также узкосфокусированные теории развития, такие, как теория идентификации и концепция Эриксона (1965) о стадиях человеческого развития. Обзор теорий, предпринятый Лишман, предназначен для практиков, обладающих эксперт­ным знанием, а также для преподавателей (руководителей практики), поэто­му, по ее мнению, он содержит концепции, которые представляют для них определенное значение.

Структура анализа теорий

Некоторые авторы не ограничиваются простым описанием теорий соци­альной работы. В их исследованиях делается попытка сгруппировать теории на основе взаимосвязей, существующих между ними, или сходства фундамен­тальных принципов. Одним из возможных вариантов анализа теорий является анализ содержания каждой теории с применением стандартных категорий. Тернер (1996) приводит набор этих категорий в приложении к своему обзору, однако это, скорее, напоминает длинный список обобщенных характерис­тик, что не оказывает помощи в выборе теории. Альтернативный и более слож­ный метод имеет концептуальную схему, размещающую теории в определен­ном отношении друг к другу.

Большую популярность приобрела классификация теорий социальной ра­боты Виттингтона и Холанда (1985). В частности, на ее основе сделан обзор


Наши рекомендации