Индивидуальная работа и работа с семьями
Попытки составить сравнительный обзор теорий социальной работы предпринимались многими авторами. В табл. 3.1 представлены обзоры, содержащие тот же набор теорий, что и настоящее издание. Этот список неполон, поскольку многие работы посвящены исключительно работе с индивидуальным случаем, или «клинической социальной работе» (Роберте и Ни, 1970). Терминологически здесь отражены различия между социальной работой, целью которой является социальная защита и оказание услуг, и формами межличностной и групповой терапии, которые чаще называются клиническими формами практики. В двух других работах (Роберте и Новен, 1976; Тэйлор и Роберте, 1985) сравниваются теории групповой работы и работы в малых социальных группах, они рассматриваются в последующих параграфах. В моей книге тех-
£ Таблица 3.1. Альтернативный обзор теорий социальной работы
Категории теорий | Роберте и Ни, 1970 | Хау, 1987' | Лишман, 1991 | Кумар, 1995 | Тернер, 19962 | Степни и Форд. 2000 | Купер и Лессер, 2002 |
Психодинамическая | Психосоциальная, функциональная, проблемно-ориентированная | Психоаналитическая | Психодинамическая Концепция Эриксона о стадиях развития Психодинамическое консультирование | Проблемно-ориентированная | Психосоциальная Психоаналитическая, функцио-нальная, проблемно-ориентированная, психология личности | Психодинамическая | Психодинамическая (объект — взаимоотношения) Психология «Я» |
Когнитивно-поведенческая | Поведенческие модификации | Поведенческая социальная работа | Поведенческая социальная работа Когнитивно-поведенческая | Поведенческая терапия, когнитивная | Когнитивно-поведенческая | Поведенческая терапия, когнитивная | |
Семейная терапия | Семейная терапия | — | v — | - | (Семейная терапия) | - | - |
Кризисные теории | Кризисная интервенция | — | Кризисная интервенция | - | Кризисная | Кризисная интервенция | - |
Задаче-центриро-ваиная | [Совпадает с поведенческими] | Практика, ориентированная на решение задач Письменные контракты | Задаче-центриро-ванная | Задаче-центри-ро ванная | |||
Системная теория | [Не рассматривается в качестве самостоятельной] | " | Системная | Модель жизненных систем | Экологическая | - | |
Соииальная, пси- хологическая, конструктивизм | Социализация | Теория идентификации горе/потеря | Конструкти иист-ская, коммуникативная Нарративная, Нейро-лингвисти-ческое программирование Ролевая | ^ | Нарративная, ориентированная на результат ----------- |
Социологическая/социального
развития
Социальная работа в малых социальных группах
Социальное развитие
Соииальная работа в малых социальных группах
Гуманистическая/ экзистенциальная теория духовности
Клиент-центриро-ванная [группа экзистенциальных теорий «в поисках себя»!
Гандианская, экзистенциализм
Клиент-центриро-ванная
Экзистенциальная Гештальтгеории Гипноз Медитация Трансактный анализ
Трансперсональная
Экзистенциальная Консультирование
Критическая
Марксистская радикальная теория/радикал ьный структурализм, рост осознания
Структурал истс ки й подход
Марксизм, радикальная
Материалистическая (марксистская)
Феминизм
[Феминистская социальная работа]
Феминизм
Феминистская
Женская психология
Антидискриминационная
Оборигенная
Кросскулвгурная
Активизации и зашиты интересов клиента
Активизация
Активизация
1 В квадратных скобках содержатся комментарии автора.
> Круглыми скобками при описании обзора Тернера обозначены теории, о которых рассказано в предыдущем издании его книги, курсивом - теории, добавленные в последнем издании (глава о марксизме переименована в материалистическую теорию).
нологии групповой работы, работы по месту жительства и в рамках стационарных учреждений я описываю в главах, посвященных различным теориям. Некоторые авторы также подробно останавливаются на этих формах работы (например, Хау, 1987).
Также я включил в обзор работу Роберте и Ни, которая является показательной, поскольку отражает «противостояние теорий» в американской социальной работе и означает начало периода обособления различных теорий и содержащейся в них взаимной критики. Вслед за этой работой вышла книга Тернера, переизданная затем неоднократно с дополнениями, раскрывающими новые концепции американских исследователей. Ее обзор занимает особое место, поскольку он учитывает большинство современных психотерапевтических теорий, известных к настоящему времени. В нем также рассматриваются проблемы профессионализации социальной работы, близко связанной в США с консультированием и другими специальностями психотерапевтической направленности, что свидетельствует о потребности в определении четких границ между ними.
Работа индийского автора Кумара (1995) включена в обзор в качестве примера книги, опубликованной за пределами США и Европы. В ней содержится описание практики социальной работы, основанной на принципах Махатмы Ганди, которые имеют особое значение в индийском обществе. Для этой работы характерен акцент на социальное развитие, однако наряду с общей направленностью на психологические методы решения проблем пристальное внимание уделяется практике социальных изменений, которая, в свою очередь, опирается на радикальный и марксистский подходы. В работе Лишман (1991) сопоставляются модели «понимания человеческого развития» и модели интервенции. Первая группа моделей включает то, что я называл перспективами (у Лишман это психодинамический и структурный подходы), а также узкосфокусированные теории развития, такие, как теория идентификации и концепция Эриксона (1965) о стадиях человеческого развития. Обзор теорий, предпринятый Лишман, предназначен для практиков, обладающих экспертным знанием, а также для преподавателей (руководителей практики), поэтому, по ее мнению, он содержит концепции, которые представляют для них определенное значение.
Структура анализа теорий
Некоторые авторы не ограничиваются простым описанием теорий социальной работы. В их исследованиях делается попытка сгруппировать теории на основе взаимосвязей, существующих между ними, или сходства фундаментальных принципов. Одним из возможных вариантов анализа теорий является анализ содержания каждой теории с применением стандартных категорий. Тернер (1996) приводит набор этих категорий в приложении к своему обзору, однако это, скорее, напоминает длинный список обобщенных характеристик, что не оказывает помощи в выборе теории. Альтернативный и более сложный метод имеет концептуальную схему, размещающую теории в определенном отношении друг к другу.
Большую популярность приобрела классификация теорий социальной работы Виттингтона и Холанда (1985). В частности, на ее основе сделан обзор