Первичная профилактика. Работа с детьми и семьями по всем направлениям деятельности КОЦ.

  • предшкольная подготовка детей в группах кратковременного пребывания

В деятельности КОЦ большое внимание уделяется предшкольной подготовке детей, так как неподготовленный к обучению ребенок испытывает проблемы школьной дезадаптации, что в свою очередь может стать причинами девиантного поведения, гражданской незрелости, ненадлежащего выполнения родительских обязанностей.

Предшкольная подготовка детей в условиях КОЦ осуществляется через функционирование групп кратковременного пребывания и оказание консультативной помощи родителям.

Основные цели и задачи деятельности КОЦ по данному направлению:

- своевременное и полноценное развитие каждого ребенка;

- активизация и формирование положительного воспитательно-развивающего потенциала семьи в развитии и воспитании детей дошкольного возраста;

-формирование в населенном пункте единого воспитательно - развивающего пространства.

Для реализации обозначенных целей и задач КОЦ выполняет следующие функции:

-оказание помощи семье в создании условий для своевременного и полноценного развития детей дошкольного возраста

- повышение общекультурного уровня населения

- педагогическое просвещение населения (по вопросам развития и воспитания ребенка дошкольного возраста)

- формирование у населения потребностей в образовательных услугах для детей дошкольного возраста

- объединение деятельности всех участников социума в интересах развития ребенка дошкольного возраста;

- выявление семей, обеспечивающих ребенку дошкольного возраста условия для полноценного развития, распространение их опыта, поощрение ответственного родительства

Занятия для детей проводятся по программе Т.Н. Дороновой «Дошкольная группа», адаптированной специально для групп кратковременного пребывания. Дошкольники посещают кратковременную группу три дня в неделю по четыре занятия в день. Дети развиваются на занятиях по математике, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, музыке, изобразительной деятельности и физкультуре, учатся общаться на коммуникативном тренинге.

Кроме того, социальный педагог изучает и анализирует информацию о семьях, имеющих детей дошкольного возраста, составляет паспорт семей, что позволяет организовать необходимую работу с семьей. При культурно-образовательном центре создаются школы, клубы по интересам, библиотеки по вопросам воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Дети получают информацию и навыки поведения на праздниках села, к которым совместно с педагогом готовят концертную программу, театрализованные постановки.



  • консультирование родителей, имеющих ребенка раннего возраста

В функциональные обязанности социального педагога КОЦ по дошкольному развитию входит изучение условий семейного воспитания, психолого-педагогическое просвещение и консультирования родителей. Социальный педагог посещает семьи, имеющие ребенка раннего возраста, определяет возможные недостатки развития этого ребенка через наблюдение, беседу с родителями, изучение анамнестических данных. Он информирует семью ребенка о возможностях получения консультации и ведения семьи профильными специалистами. При наличии данных, вызывающих беспокойства, представляет сведения о ребенке и семье в областную психолого-медико-педагогическую консультацию.

Как правило, родители не готовы к появлению в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. В сельской местности ситуация усугубляется отсутствием необходимых специалистов и удаленностью от районных и городских центров, где могут оказать квалифицированную помощь. Один их путей решения, найденный в КОЦ, - организация систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с проблемами в психофизическом развитии.

· организация деятельности с детьми школьного возраста

Дети школьного возрастав рамках деятельности культурно-образовательного центра вовлекаются в подготовку и проведение культурно-массовых мероприятий, являются самыми активными участниками социально-значимых проектов, что способствует формированию активной жизненной позиции, законопослушного поведения. Участие школьников в мероприятиях с членами положительных семей содействует формированию правильного отношения к собственной роли в семье в подростковом возрасте и в будущей семейной жизни. Кружковая деятельность влияет на выбор профессионального пути, формирование личностных качеств. Во всех культурно-образовательных центрах 100% школьников посещают разнопрофильные кружки и секции:

-спортивные: баскетбол, воллейбол, настольный теннис

-декоративно-прикладное творчество: «Макраме», «Веселые спицы», «Лоскутное мастерство», «Национальная вышивка», «Юный художник», «Самоделкин»

-познавательно-развивающие: «Избирательное право», «Абитуриент», «Шахматный клуб», «Любители поэзии», «Я - лидер!»

· организация деятельности с населением социума КОЦ

Деятельность со всем населением социума организуется по направлениям, прописанным в положении «Об организации, имеющей статус «Культурно-образовательный центр», что является важнейшим условием профилактики семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми.

Направления деятельности КОЦ:

1. Повышение образовательного и культурного уровня населения

1.1. Обеспечение образовательного уровня:

- внедрение вариативных образовательных программ в целях успешной социализации молодого поколения;

-создание условий для обучения молодых людей, проживающих в сообществе и не имеющих основного общего образования;

-организация вечернего образования для взрослых на основе договора с вечерней школой;

- привлечение членов сообщества (выпускников школы, ветеранов и др.) к организации учебной и внеклассной воспитательной работы, в том числе профориентационной, с обучающимися и воспитанниками;

- организация дошкольных микроцентров

1.2. Создание условий для получения жителями сообщества всех возрастов дополнительного образования через:

- университет пожилых людей и его "спутник" - для молодёжи;

- университет молодых педагогов;

-клубы общения с образовательным уклоном («Смак», «6 соток», «Зелёная лампа», «Лад» и др.)

- образовательные курсы и кружки для населения (механизаторов, кройки и шитья, «Сад, огород, усадьба», «Народные промыслы»);

- лектории и радиолектории для населения по вопросам здорового образа жизни, психологии общения, здорового материнства, агрономии и т.д.;

- «информационные дни»;

- месячник правовых знаний;

- творческие встречи с интересными людьми, цикл «воскресных встреч»;

- читательские и педагогические конференции, диспуты, круглые столы;

- обсуждение фильмов, спектаклей

1.3. Вовлечение граждан в местную самоорганизацию и общественное самоуправление:

- советы КОЦ;

- народные дружины;

- оргкомитет по патриотическому воспитанию молодёжи;

- комитет помощи семье;

- комитет по благоустройству;

- санитарная комиссия при сельском совете;

- «конфликтная комиссия» при сельском совете

1.4. Формы повышения культурного уровня населения:

-разработка и реализация этно-художественных, музейно-образовательных программ, освещающих историю культуры данной местности, подготовка экскурсоводов;

-культурно-просветительская деятельность среди населения (лекции, доклады, выпуск тематических бюллетеней, стенгазет, радиопередач, просмотр видеофильмов, прослушивание учебно-музыкального материала и др.);

-организация музейных выставок историко-культурного и природного направления;

- проведение экскурсий, встреч с интересными людьми в музее;

-организация театрализованных выставок-ярмарок с включением народных мелодий, игр, танцев, ритуалов, с демонстрацией моделей одежды (в том числе национальной), причёсок;

- творческое содружество с учреждениями культуры: организация встреч с работниками культуры и искусства, "театральных" уроков, использование музыкальных абонементов;

Наши рекомендации