Возможности гармонизации детско-родительских отношений
Система коррекционных воздействий должна предусматривать прежде всего восстановление или создание позитивных эмоциональных связей с близкими ребенку взрослыми и сверстниками. Для достижения этой цели необходимо опираться на гуманистические принципы в организации просветительской и психологической помощи родителям.
При реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка с проблемами в развитии в качестве основных (универсальных) задач работы с родителями следует рассматривать следующие:
— создание спокойной, доброжелательной внутрисемей
ной атмосферы с теми режимными ограничениями и
особенностями, которые необходимы в связи со спе
цификой нозологической формы инвалидизирующе-
го и сопутствующих заболеваний;
— организация питания ребенка в соответствии с уста
новленной диетой;
— обеспечение своевременного приема ребенком медикамен
тозных средств, наблюдение за эффектом их действия,
своевременное информирование о своих наблюдениях ку
рирующих ребенка медицинских специалистов;
—- овладение элементами специальных физиотерапевтических процедур (ванны, души, прогревания и др.), массажа и лечебной физкультуры для использования в соответствии с медицинскими предписаниями;
— постоянное наблюдение за особенностями соматичес
кого и психического статуса ребенка с ведением соот
ветствующих записей в специальном дневнике;
— овладение элементами детской психологии и специ
альной педагогики, необходимых для проведения в
домашних условиях занятий по воспитанию ребенка в
соответствии с рекомендациями специалистов;
— овладение основами правовых знаний, связанных с
обеспечением прав ребенка-инвалида, и реализация этих
знаний для защиты прав ребенка.
Другие задачи следует ставить с учетом состояния ребенка, возможностей родителей и т.д.
В стратегию деятельности педагогов и психологов на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимодействия родителей, контакты которых в обычной жизни ограниченны. Традиционных полуформальных родительских собраний для этого недостаточно. Действенной может оказаться форма так называемой «школы родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка», организация которой находится в прямой зависимости от творческого отношения специалистов и врачей, работающих с детьми, и от взаимной готовности членов семьи и педагогов к конструктивному диалогу. На этапе адаптации родствеников ребенка к коллективу сотрудников учреждения и родителям других детей следует большее внимание уделить лекционной форме работы, преследующей цель ознакомления родителей с универсальными принципами работы с детьми с отклонениями в развитии. В процессе упрочения отношений и установления взаимопонимания (в этом бесспорна роль психолога, которому отдается приоритет в проведении первых занятий) нужно постепенно переходить к
беседам, дискуссиям, семинарам и другим формам общения, которые помогут родителям осуществлять личные контакты друг с другом, взаимную психологическую поддержку, и обмену опытом работы со своими детьми. На этом этапе психолог и педагоги направляют, регулируют их деятельность и оказывают консультативную помощь. Такое развитие отношений «педагог — родитель — родитель» позволяет перейти от формального общения к проблемам детей и к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии.
Важно сознательно способствовать снятию барьеров в контактах взрослых, развитию инициативы, заинтересованности в совместных встречах, беседах, обмене опытом.
Как показывает пракгика, воспитатели предпочитают официальным собраниям, посещениям детей на дому неофициальные формы общения с родителями как равноправными партнерами. К ним относятся совместные чаепития, праздники, отдых. Однако педагогу важно установить рациональный баланс между взаимодействием и дистанцированием. И.И. Мамайчук считает, что кратковременные беседы педагогов с родственниками вне плана, так называемые разговоры на ходу, по мере возникновения проблем, являются педагогически более целесообразными, чем заранее подго-ювленные выступления и сообщения [93].
Интересно зарекомендовали себя в нашей работе беседы-консультации по поводу конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашенных специалистов разных направлений или одних родителей.
Практический опыт показал, что начинать работу по включению семьи ребенка во все сферы реабилитации, воспитания и обучения следует с того ее члена, который наиболее подготовлен к этому морально, физически и психологически.
Хотелось бы поделиться собственной системой психоло-I ической помощи родителям, разработанной и успешно применяющейся в практической деятельности уже в течение многих лет. На рис. 17 представлена технология оптимизации детско-родительских отношений, где показаны основные формы работы с родителями и детьми.
Еще на диагностическом этапе работы (первый этап), собирая анамнестические данные о ребенке, семье, стилях семейного воспитания, необходимо прогнозировать объем помощи, на который способны родители каждого ребенка, их ютовность ее оказывать.
Следует с первой встречи психологически готовить родителей к сотрудничеству с врачом, психологом, педагогами, специалистами. Очень часто приходится убеждать их в необходимости этого, ведь многие из них не меньше ребенка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе появляются не сразу, и на определенном ее этапе могут возникнуть убеждение в бесполезности прилагаемых усилий и ощущение безнадежности.
В социально неблагополучных семьях, как правило, вообще не приходится рассчитывать на помощь и нужно выбирать организационные формы работы, основывающиеся полностью на внесемейных методах, либо ориентироваться на кого-либо из родственников (бабушка, дедушка и др.), наиболее заинтересованных в успехах ребенка и берущих на себя большую часть ответственности за его развитие. Это и есть «воспитатель номер один», надежный партнер в кор-рекционной работе, обучение которого приемам и способам взаимодействия с ребенком дает позитивный эффект как в его личностном, так и в интеллектуальном развитии.
Основная задача учебно-просветительской работы с родителями (второй этап) — накопление психолого-педагогических знаний, необходимых для воспитания детей. В реализации этого направления, помимо психолога, принимают участие педагоги, узкие специалисты (логопед, дефекто-лог, педагог по изобразительной деятельности, музыке и 1.д.) и врачи. Формы работы по просвещению членов семьи аномального ребенка достаточно известны и описаны в литературе, так что нет необходимости останавливаться на них подробно.
Не секрет, что большинство родителей не знают, как помочь собственным детям, так как не понимают реальных причин возникающих трудностей в поведении и обучении, и часто просто считают их ленивыми и капризными. Дети, и так тяжело переживающие свои неудачи, зачаст>ю дополнительно «заряжаются» отрицательными эмоциями от недовольных и раздраженных пап и мам. Если вспомнить, что становление «Я»-концепции, мотивации на достижение ус-
неха или на избегание неудач приходится на дошкольное детство, то легко представить себе, какой разрушительный заряд несет в себе подобная негативная реакция со стороны родителей.
Однако они часто и сами испытывают своего рода «комплекс неполноценности», чувство вины, считая первопричиной беды своего ребенка себя (болезни, стрессы во время беременности, проблемные отношения в семье, развод и т.д.), и тогда психотерапевтическая помощь требуется больше родителям, чем ребенку.
Хорошо, если к работе с родителями подключаются детский психиатр и педиатр, которые смогут объяснить родителям, что скрывается за терминами «задержка психического развития», «интеллектуальная недостаточность», «минимальные мозговые дисфункции», скажут о необходимости обследования, лечения, наблюдения такого ребенка, а психологи и дефектологи расскажут о возможностях его обучения, развития и способах развивающей работы с ними.
Не стоит ожидать, что после такого своеобразного «ликбеза» все родители будут в состоянии самостоятельно проводить всю коррекционную работу, да этого и не требуется. Достаточно того, что вы приобретете в родителях активных союзников, понимающих специфику дефекта и готовых всеми силами помогать развитию ребенка.
Оправдана себя тактика домашних заданий, когда родителям предлагали взять с собой игры и методические пособия для совместных занятий дома, заполнить вместе с ребенком тетради домашних заданий. Кстати, дети нередко были самыми заинтересованными участниками этого процесса — ведь мама сегодня точно найдет время с ним поиграть, раз дали задание в тетрадке!
Давно известно, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Понятно, что такое обучение возможно только при их активном участии, в живом общении на практике. В зарубежной психологии обобщен опыт работы родительских групп, в который входят тренинги родительской эффективности, построенные с учетом известных моделей общения (теория Н. Джинотта о групповых коммуникациях); инструктаж родителей по вопросам воспитания детей; модель на основе трансактного анализа; программы Т. Гордона, содержащие личностно-ориентированный подход К. Роджерса,
и др. Отечественная наука также разработала теоретические основы данного направления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.Н. Мясищев).
Опираясь на эти положения, мы создали и апробировали программу тренинга оптимизации детско-родительских отношений как средства преодоления проблем эмоционально-личностного развития ребенка — программу тренинга родительских групп «Школа общения с ребенком».
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, содержащую конкретные знания и способы эффективного взаимодействия с ребенком, практические упражнения, приводящие к осознанию и отреагированию собственных проблем (чувство вины, причины неприятия ребенка, негативные эмоциональные переживания из собственного детства). Выполнение упражнений повышало родительскую сензитив-ность к эмоциям и переживаниям ребенка, развивало способность к децентрации.
Занятия учили родителей понимать и использовать невербальные чувства и эмоции, предвидеть возможные сложности в развитии ребенка и применять действенные способы их преодоления, используя полученные знания, с учетом индивидуального психического своеобразия, особенностей развития и возможных нарушений детско-родительских взаимоотношений. Часть занятий была посвящена проблемам саморегуляции и релаксации, где родители получили необходимые навыки преодоления тревожных состояний как у себя, так и у ребенка.
После каждого занятия участникам предлагалось домашнее задание, в котором они пробовали применить полученные знания в общении с ребенком, а также фиксировали собственные ощущения, реакции ребенка, какие-либо изменения в поведении и отношениях в семье. Ведение дневника самоанализа способствовало глубокому осмыслению полученной информации.
На наш взгляд, данная программа служит профилактическим и психотерапевтическим средством в работе с родителями детей, имеющих те или иные нарушения развития. Можно также рекомендовать им занятия в паре: ребенок — мать.
Исследования В.Н. Подосинова (1995), посвященные коррекции психического и личностного развития с помощью «монолога матери», помогают выстроить помощь семьям, где
дети испытывают материнскую депривацию. Автор указывает, что при достижении определенного возраста голос для детей становится как регулятором, так и стимулятором поведения, поведенческих актов. Именно голос — его тембр, фон, скоростные характеристики, создают предпосылки для эмоционального восприятия содержательной части речи. Психическое и личностное становление человека неразрывно связано с восприятием голоса. Следовательно, специально сконструированный самой матерью (с помощью психолога) и ею же озвученный с музыкальным сопровождением монолог, дополненный ласковыми прикосновениями, дает ей возможность реализовать свой творческий потенциал в развитии и воспитании сына или дочери. Вариативность монолога зависит только от желания матери и индивидуальности ребенка, он может быть построен как монолог суггестологический или монолог о будущем. Вплетаясь в музыкально-шумовую фонограмму релаксации, что углубляет процесс осознания воспринятого содержания, вызывает мощную волну переживаний, подготавливая основу для восприятия еловая помогая воссозданию образов и проектированию поведенческих актов. В основу работы с матерью взят принцип «мать не навредит».
Данная психотерапевтическая работа матери напоминает работу гипнотерапевта, но есть и существенные различия, заключающиеся в следующем: с помощью самой матери, ее творчества создаются предпосылки для ре&тизации творческого потенциала ребенка; с помощью голоса создаются условия для саморегуляции эмоциональных состояний ребенка; проводится коррекция поведения и негативных черг характера.
Сочетание этих способов с отношениями сотрудничества и веры в резервные возможности каждого ребенка не только обеспечивает детям с ЗПР успех в преодолении отставания в психическом развитии, но и становится действенным средством профилактики вторичных социально обусловленных аномалий.
Вопросы и задания
1. Почему семья, воспитывающая ребенка с ЗПР, может
быть отнесена к категории «семья повышенного риска»?
2. Перечислите типичные реакции родителей на трудно
сти развития ребенка. Подберите литературу и составьте ре-
комендательный список источников, позволяющих родителям в подробной и доступной форме получить информацию о специфике развития детей с ЗПР.
3. Подберите методики оценки системы детско-родитель-
ских отношений. Проведите исследование типов родитель
ского отношения с помощью методики Э.Д. Эйдемиллера
«Анализ семейных взаимоотношений» и опишите получен
ные результаты.
4. Проанализируйте программу авторского тренинга «Шко
ла общения с ребенком» и оцените ее психотерапевтические
возможности.
5. Что такое материнская терапия и как ее можно ис
пользовать в работе с родителями, воспитывающими про
блемного ребенка?
6. Перечислите другие известные вам формы и методы
работы с родителями, направленные на оптимизацию сис
темы детско-родительских отношений. Разработайте психо
логические рекомендации членам семьи, направленные на
оптимизацию детско-родительских отношений.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карта-схема изучения
социально-психологического
и медицинского статуса ребенка
(Е.В. Соколова)
Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на вопросы данной карты. Это поможет нам лучше узнать особенности развития вашего ребенка, его индивидуальные черты и трудности, что позволит эффективно организовать процесс психолого-педагогического сопровождения его развития.
Фамилия, имя ребенка___________________________
Дата_________________________________________
/. Социальная часть
Пол ребенка_______
Дата рождения _____
Учреждение, которое посещает ребенок
Состав семьи_____________________
ФИО матери______________________
Возраст _________________________
Образование _______________
Род занятий в настоящее время
Хобби, увлечения___________
Привычки (в том числе вредные)_____________
ФИО отца________________________________
Возраст __________________________________
Образование ______________________________
Род занятий в настоящее время______________
Хобби, увлечения__________________________
Привычки (в том числе вредные)_____________
С кем проживает ребенок в настоящее время? _
Другие родственники, принимающие активное участие в
воспитании ребенка_____________________________
Другие дети в семье_____________________________
Их возраст ____________________________________
Отношения ребенка с другими детьми
Как ребенок воспринял появление младших детей в се
мье?
Как старшие отнеслись к его рождению?___________
Материальное положение семьи__________________
Жилищные условия семьи_______________________
Есть ли у ребенка своя комната, свой угол, кровать,
стол и т.д.?_____________________________________
2. Беременность и роды
Возраст матери в период беременности____________
Были ли беременности до этого?__________________
Какой исход они имели?
Роды были преждевременные, в срок, переношенные
(подчеркнуть)__________________________________
Стремительные, затяжные, нормальные (подчеркнуть)
Роды по счету
Оценка жизнеспособности ребенка по шкале Апгара
Работали ли Вы во время беременности?_______
Была ли беременность запланированная?______
Обсуждался ли вопрос о прерывании данной беременно-
сти?
Вредные привычки матери до и во время беременности
Есть ли в семье наследственные заболевания, какие?
Имел ли место резус-конфликт?__________________
Находились ли Вы на сохранении в больнице?______
Был ли у Вас токсикоз, в каком триместре беременнос-
ти?
Болели ли Вы во время беременности, чем?________
Какими препаратами/средствами лечились?________
Были ли у Вас психологические или физические травмы
в этот период.'
Посещали ли Вы курсы для беременных, какие?
Как Вы можете охарактеризовать свое эмоциональное
состояние в период беременности?________________
Протекали ли роды естественно, без вмешательства?
295
спользовались ли в родах наркоз, анестезия, стимуляция
родовой деятельности? ______________________
Были ли у ребенка асфиксия, родовая травма?_____
Осложнения у него во время или после родов_______
Были ли у ребенка внешние повреждения?_________
3. Ребенок от рождения до 1 года
Вес____________________________________
Длина _________________________________
Когда ребенка впервые приложили к груди? __
Заболевания, диагноз, посташтенный в роддоме
Травмы, операции _______________________
Госпитализация (с матерью или нет)
Вовремя ли проводились прививки?_
Характер сна ребенка_____________
Характер его бодрствования_______________
Эмоциональное состояние матери в этот период Кто ухаживал за ребенком на 1 -м году жизни? _
Были ли у ребенка гипер- или гипотония мышц, судоро-
ги.'
Когда он начал держать голову?
Ходить ____
Когда появились первые зубы? Когда сказал первые слова? _
Наблюдался ли ребенок у специалистов? На основании каких жалоб, показаний _
Прибавка веса_____________________
Прибавка роста ___________________
На каком вскармливании был ребенок (на грудном или
искусственном, ребенка кормили по потребности или по ре
жиму)? _______________________________________
Были ли у родителей вредные привычки в этот период?
4. Ребенок от 1 года до 3 лет
Где и с кем находился ребенок в этот период?
Посещал ли ребенок ясли?_______________
Как ребенок адаптировался к яслям, детскому коллекти-
ву?
Было ли в этот период одно из перечисленных событий: развод родителей, смерть кого-то из близких, рождение младшего ребенка, переезд на новое место жительства и т.д.?
Темпы, сроки и особенности речевого развития
Когда ребенок начал употреблять местоимение «я»?
В каком возрасте он начал запоминать простые стишки,
«потешки»? ____________________________________
Адекватно ли ребенок пользовался мимикой, жестами,
не было ли это единственным средством общения?_
Насколько он проявлял свою привязанность/независи
мость? ________________________________________
Какие предметы и игрушки вызывали наибольший ин
терес? ________________________________________
Характер взаимодействия ребенка со сверстниками
Как протекал «кризис 3 лет»?
Были ли у ребенка страхи в этот период, какого характе-
ра?
Особенности сна ребенка (движения, звуки во сне, тре
вожный сон) ___________________________________
Насколько у него развиты познавательные процессы, как глубоко он интересуется игрушками или другими предмета-
ми.'
Пытается ли самостоятельно одеваться/раздеваться?
Когда сформировались навыки опрятности (пользование горшком, умывание и пр.), как трудно это давалось ребенку?
Состояние его здоровья в этот период
Наличие травм __________________
Госпитализация _______ _______
Частая рвота, в том числе на нервной почве
Беспричинный подъем температуры______
Дрожь подбородка, конечностей_________
Были ли у ребенка судорожные состояния?
Замечали ли Вы вспышки немотивированной агрессии
или аутоагрессии у ребенка?_____________________
Отмечался ли у него плач взахлеб (когда ребенок не мог
вдохнуть)?_____________________________________
Меняется ли поведение ребенка при болезни, как.
5. Особенности развития ребенка от 3 до 7 лет (дошкольный период)
Посещал ли Ваш ребенок детский сад, с какого возраста?
Если нет, то кем воспитывался_________________
Ходил ли ребенок в специализированную группу, зани
мался у логопеда, психолога?____________________
Как протекала адаптация, как долго?______________
Хотел ли ребенок ходить в детский сад?___________
Отличалось ли его поведение дома и в саду?_______
Какой характер носили взаимоотношения со сверстника-
ми.'
Какой характер носили взаимоотношения с воспитателя-
ми/
Изменилась ли его речь после поступления в сад?
Часто ли ребенок болел в этот период?
Какие игрушки он предпочитал?_____
Как менялся характер поведения ребенка при стрессе?
Случались ли у него резкие перепады настроения?__
Как ребенок выполняет правила, соблюдает ли дисцип
лину (спокойно или с протестом)?_________________
Проявляет ли упрямство, агрессию?_______________
6. Особенности развития ребенка младшего школьного возраста
Занимались ли Вы подготовкой ребенка к школе?___
Обучался ли ребенок по особым программам (класс кор
рекции, индивидуальное обучение и др.)?__________
Посещал ли он дополнительных специалистов (логопеда,
психолога, репетитора)?_________________________
Как ребенок адаптировался к школе?______________
Опишите отношение учителей к нему______________
Какие отношения были у ребенка с одноклассниками?
Какие предметы нравятся ему?___________________
Есть ли различие в его поведении в школе и дома?
Устает ли ребенок в школе?______________________
Не стал ли Ваш ребенок болеть чаще после того, как по
шел в школу?________________________________
Появились ли у него вредные привычки или другие из
менения характера? _____________________________
Каковы типичные причины конфликтов ребенка в шко
ле и дома?___________________________ :___________
Отмечается ли у ребенка расстройство слуха, зрения, речи?
Чем занимается ребенок в свободное время?_______
Есть ли у него друзья?___________________________
Приложение 2
Система мероприятий по профилактике
школьной дезадаптации и коррекции
неадекватной самооценки детей
младшего школьного возраста
Первое занятие
Разминка
Упражнение «Кто Я». Члены группы сидят в кругу. Ведущий предлагает им представиться и рассказать о себе то, что бы им хотелось (например, хобби, любимое время года и т.п.). Первым представляется ведущий и передает символический предмет (ручку, мяч) участнику слева, таким образом представление идет по кругу. Упражнение считается законченным, когда мяч возвращается к ведущему.
Основная часть
Упражнение «Передай по кругу». Детям предлагается передать (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку и др. Упражнение способствует достижению взаимопонимания, сплоченности группы.
Упражнение «Настроение». Участникам предлагается походить по комнате, при этом постараться почувствовать свое тело (ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову...).
Ведущий объясняет:
Теперь подумайте о своем настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимания на других. Продолжительность 15 с.
Сейчас вы должны походкой выразить другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Походите немного как человек, который очень устал (15 с).
Теперь идите, как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие (15 с).
Пройдитесь как очень пугливый человек (15 с). Теперь идите, как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке (15 с).
В заключение участники могут сами придумать, что бы им хотелось выразить своей походкой (15 с).
Заключительная часть
Упражнение «Перышко». Ведущий дает инструкцию.
Начните ходить по комнате. Почувствуйте свои ступни, пальцы, ощутите свои руки, кисти, кончики пальцев, свою голову, подбородок, веки... Теперь представьте себе, что вы превратились в нечто очень-очень легкое, маленькое перышко, может быть, даже в нежную пушинку.
Начните двигаться по комнате так, чтобы все ваше тело выражало эту легкость, изобразите парение и танец перышка, носимого ветром по комнате. Иногда оно, возможно, крутится, иногда летает низко над полом, иногда зависает высоко, делайте это легко, используя неожиданные, красивые движения. Подумайте, как вы можете задействовать свои руки и кисти, чтобы выразить легкость этого перышка. В то время как вы «летаете» по комнате, вы можете говорить про себя: «Я легкий, как пух, я могу двигаться очень плавно, изобретать новые движения, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем».
А теперь «перышки» должны постепенно успокоиться и замереть — тихо летите на свои места.
Продолжительность 1 — 2 мин.
Второе занятие Разминка
Упражнение «Ритуал приветствия». Участникам группы предлагается поприветствовать друг друга разными существующими и несуществующими способами. Можно изобрести новую и необычную форму приветствия. Она должна быть достаточно простой, чтобы ее могли запомнить и использовать в повседневном общении и приносить радость. Первым здоровается ведущий. Далее процедура идет по кругу.
Основная часть
Упражнение «История». Участникам предлагается совместно с ведущим сочинить общую историю на тему «Уверенность в себе». Проиграть роли уверенных в себе людей.
Упражнение «Мелодия». Детям предлагается встать в круг и, хлопая в ладоши, «сыграть» какую-нибудь мелодию («В траве
сидел кузнечик», «Подмосковные вечера» и др.). При этом каждый участник делает только один хлопок. Также можно просто «погонять» хлопки по кругу. Каждый участник последовательно по кругу хлопает в ладоши, а ведущий задает темп и ритм.
Заключительная часть
Упражнение «Ритуал прощания». Упражнение выполняется аналогично «Ритуалу приветствия», только вместо приветственных фраз школьникам предлагается придумать оригинальные способы прощания.
Третье занятие
Разминка
Упражнение «Молекулы»1. Ведущий дает участникам группы следующую инструкцию:
Сейчас мы с вами, молекулы, 1 человек — / молекула. Но в природе молекулы редко живут по одиночке, они объединяются в разные группы. Давайте и мы попробуем. Я буду называть цифру (количество молекул в группе), а вы должны как можно быстрее объединяться. Давайте выясним, кто у нас самый активный!
Основная часть
Упражнение «Нет». Участники группы садятся в круг. Ведущий объясняет задание:
Умение сказать «нет» очень важно для застенчивых людей. Нам иногда предлагают сделать то, что мы не хотим или не можем, и в таких случаях умение сказать "нет" приходит нам на помощь. Давайте потренируемся. Разбейтесь по парам и попробуйте уговорить товарища сделать нелепое действие (постричься налысо, приходить на занятия в валенках, ходить с серьгой в носу и т.д.). А он должен аргументировать свой отказ.
Упражнение «Голубь в портфеле». Ведущий просит для игры одолжить пустой портфель и объясняет:
Сейчас я передам портфель кому-то из вас и задам ему один весьма неожиданный вопрос. Получивший портфель должен быстро придумать остроумный и оригинальный ответ, после чего передать портфель другому члену группы,
1 Перед началом нужно объяснить детям, что означает слово «молекула».
задав ему новый вопрос, который должен отличаться от
моего, но не слишком, т.е. фактически он должен быть его вариантом. Например, я передаю портфель Ване и спрашиваю его: "Почему ты держишь голубя в портфеле?" Ваня быстро отвечает мне и передает портфель Саше, спросив его: "Почему у тебя в портфеле зерна пшеницы?"
Вы все поняли? Тогда я даю портфель Ване со словами: "Почему ты держишь в портфеле голубя?"Желательно, чтобы придуманный вами вопрос имел определенный смысл для того, к кому вы обращаетесь.
Это упражнение создает атмосферу разрядки и веселья, стимулирует креативность и пробуждает любознательность. Внимание зрителей перемешается на спрашивающего и отвечающего.
Заключительная часть
Упражнение «Ручейки в речку». Участники группы стоят в кругу. Ведущий объясняет:
Представьте, что каждый из вас — маленький ручеек. Ручейки текут все по-разному: некоторые прямо, некоторые извилисто. Но все они текут в одну сторону. Сначала соединяются два ручейка, затем три, а потом все ручейки сливаются вместе — получается одна большая и быстрая река.
Четвертое занятие
Разминка
Упражнение «Построиться по...». Участникам группы предлагается построиться по росту, цвету волос, алфавиту имен и др. Группа может сделать несколько попыток.
Основная часть
Упражнение «Самый-самый» (метод подтверждения уникальности ребенка). Школьникам предлагается сделать то, что они умеют лучше всего (что-нибудь показать, изобразить, рассказать стихотворение, спеть и т.п.).
Упражнение проводится в виде конкурса, в ходе которого определяется самый веселый, шумный, самый лучший певец, танцор и т.п.
Упражнение «Я самый лучший!». Участники ходят по комнате и подходят друг к другу со словами «Я самый лучший... (художник, бегун, ребенок и т.д.)». Варианты похвалы могут изменяться. Например: «Я лучше всех умею...», «Я самый добрый, сильный, умный» и т.д.
Заключительная часть
Упражнение «Новый круг». Детям предлагается встать в один большой круг и взяться за руки. Затем расцепить руки. Ведущий объясняет:
Одно мгновение постойте с закрытыми глазами совершенно неподвижно, ощутите свое тело, почувствуйте свое положение в пространстве комнаты. Хорошо, если вы сумеете расслабиться и успокоиться. Когда я дам команду, вы все начнете, не открывая глаз, двигаться к центру круга до тех пор, пока не сойдетесь на середине. Сделайте это медленно, осторожно и вновь возьмите друг друга за руки. Когда вы окажетесь в центре, то постойте там минуту спокойно, но глаз не открывайте. Потом Вы должны так же медленно и спокойно, все еще не открывая глаз, снова отойти назад и там открыть глаза.
Это упражнение помогает сфокусировать внимание, внутренне успокоиться. Его структура дает возможность участникам почувствовать солидарность и уважение друг к другу.
Пятое занятие Разминка
Упражнение «Найди и коснись». Участникам предлагается расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Ведущий объясняет задание:
Найдите и коснитесь: чего-либо красного, холодного на ощупь, шершавого, круглого, железного, голубого, прозрачного, тяжелого, чего-то, что легче воздуха, руки, вобщем того, что вы находите интересным.
Это задание позволит участникам «перемешиваясь», тесно контактировать между собой.
Основная часть
Упражнение «Аплодисменты». Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например:
Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис и др.
Остальные участники аплодируют тем, кто встал. Цель упражнения — повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Упражнение «Рисунок себя в счастчивом будущем». Детям предлагается нарисовать себя счастливыми и радостными. Рисунок должен быть выполнен в будущем времени. Юные художники должны придумать к рисунку рассказ о своих успехах, удачах, радостях и т.д. Рисунок и рассказ демонстрируются группе, затем рисунок забирается домой ивешается над кроватью.
Заключительная часть
Упражнение «Автомобиль». Ведущий предлагает участникам группы построить автомобиль, причем в роли деталей выступают сами дети. Каждый сам выбирает, чем он будет (колесо, дверца, багажник, и т.п.). Затем ведущий (или один из ребят) «собирает» автомобиль, после чего машина пробует выехать из гаража.
Шестое занятие
Разминка
Упражнение «Плот». Ведущий говорит:
Представьте, что Все мы плывем на корабле. Но вдруг начинается шторм, и наш корабль терпит крушение. Нам надо срочно перебраться на плот. Этот плот (коврик или квадратик, нарисованный мелом на полу) маленький, но разместиться должны все.
Основная часть
Упражнение «Неуверенный — уверенный — самоуверенный». Участники становятся в круг. Ведущий дает следующую инструкцию:
Иногда мы чувствуем свое превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда бываем не уверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным человеком, не являясь при этом высокомерным. Уверенный в себе человек всегда вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний.
Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой — неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль самоуверенного, рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить. Например:
«Я горд. У меня прямая спина, громкий и четкий голос. Меня мало заботит мнение окружающих. Я привык, чтобы мне уступали дорогу, когда я иду. Я не выношу критики в свой адрес и всегда смогу поставить другого на место!»
В свою очередь «неуверенный» рассказывает о себе по той же схеме. Например:
«Я могу смотреть только в пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. Меня не за что любить, мн<