Симптомокомплексы теста «Дом — дерево — человек»
Симпто- моком-плскс | Симптом | Балл | |||
Не защищенность | 1. Рисунок в самом центре листа. 2. Рисунок в верхнем углу листа. 3. Дом, дерево с самого краю. 4. Рисунок внизу листа. 5 Много второстепенных деталей. 6. Дерево на горе. 7. Очень подчеркнутые корни. 8. Непропорционачьно длинные руки. 9. Широко расставленные ноги. 10. Другие возможные признаки | 0. 1,2,3 0. 1,2,3 0. 1,2 0, 1,2,3 0, 1.2,3 0, 1 0. 1 0, 1 0, 1 | |||
Тревожность | 1. Облака. 2. Выделение отдельных деталей. 3. Ограничение пространства. 4. Штриховка. 5. Линия с сильным нажимом. 6. Много стирания. 7. Мертвое дерево, больной человек. | 0, 1,2,3 0, 1 0, 1,2,3 0, 1,2,3 0, 1 0, 1,2 0, 1,2 | |||
8. Подчеркнутая линия основания. 9. Толстая линия фундамента дома. 10. Интенсивно затушеванные волосы. 11. Другие возможные признаки | 0, 1 0,2 0, I | ||||
Недоверие к себе | 1. Очень слабая линия рисунка. 2. Дом с краю листа. 3. Слабая линия ствола. 4. Одномерное дерево. 5. Очень маленькая дверь 6. Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой. 7. Другие возможные признаки | 0,2 0, 1 0, 1 0. 1 0, 1 0, 1 | |||
Чувство неполноценности | 1. Рисунок очень маленький. 2. Отсутствуют руки, ноги. 3. Руки за спиной. 4. Непропорционально короткие руки. 5. Непропорционально узкие плечи. 6. Непропорционально большая система веток. 7. Непропорционально крупные двумерные листья. 8. Дерево, умершее от гниения. 9. Другие возможные признаки | 0, 1,2,3 0.2 0,1 0,1 0, 1 0, 1 0.1 0. 1 | |||
Враждебность | 1. Отсутствие окон. 2. Дверь —замочная скважина 3. Очень большое дерево. 4. Дерево с краю листа. 5. Обратный профиль дерева, человека. 6. Ветки двух измерений, как пальцы. 7. Глаза — пустые глазницы. 8. Длинные острые пальцы. 9. Оскал, видны зубы. 10. Агрессивная позиция человека. 11. Другие возможные признаки | 0,2 0, 1 0, 1 0. 1 0, 1 0, 1 0,2 0.2 0, 1 0,2 | |||
1 | ||
Конфликтность (фрустрация) | 1. Ограничение пространства. 2. Перспектива снизу (взгляд червя). 3. Перерисовка объекта. 4. Отказ рисовать какой-то объект. 5. Дерево как два дерева. 6. Явное несоответствие качества одного из рисунков. 7. Противоречивость рисунка и высказывания. 8. Подчеркнутая талия. 9. Отсутствие трубы на крыше. 10. Другие признаки | 0. 1,2,3 0, 1,2,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0, 1 0. 1 0, 1 |
Трудности общения | 1. Отсутствие двери. 2. Очень маленькая дверь. 3. Отсутствие окон. 4. Окна — отверстия без рам. 5. Выделенное лицо. 6. Излишне закрытые окна. 7. Лицо, нарисованное последним. 8. Отсутствие основных деталей лица. 9. Человек — схема из палочек. 10. Дом, человек в профиль. 11. Дверь без ручки. 12. Руки в оборонительной позиции. 13. Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей. 14. Другие признаки | 0,2 0,1 0,2 0, 1 0,1 0, 1 0, 1 0,2 0,2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Депрессивное ть | 1. Рисунки в самом низу листа. 2. Вид дерева или дома сверху. 3. Линия основания, идущая вниз. 4. Линия, слабеющая в процессе рисования. 5. Сильная усталость после рисунка. 6. Очень маленькие рисунки. 7. Другие возможные признаки | 0, 1,2,3 0,1 0, 1 0,2 0,2 0,2 |
При интерпретации рисунков ДДЧ следует исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не будет свидетельствовать о присутствии определенной психологической особенности. Рисунки ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию ЦНС. Существуют пять показателей ее органического поражения:
1) двойные линии в рисунке;
2) несоединенные между собой линии;
3) сильный уклон нарисованной фигуры;
4) очень большая голова;
5) неадекватно выделенная голова в рисунке человека.
Присутствие более трех признаков дает основание предполагать, что у ребенка может быть органическое поражение ЦНС. Часто это проявляется как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности. Дети менее внимательны, быстрее устают, могут иметь трудности в обучении письму и чтению (явления дисграфии и дислексии).
Графический проекционный тест «Кинетический рисунок семьи»
Тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации, выявляет отношение ребенка к членам семьи, отношения с родными, которые вызывают тревогу, конфликты для рисующего, враждебность семейной ситуации.
Для выполнения теста испытуемому предлагаются бумага, простой карандаш 2М, листок, ластик.
Инструкция. «Нарисуй свою семью так. чтобы ее члены были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы отвечают, что испытуемый может рисовать так, как ему хочется. Выполнение теста состоит из двух частей — рисования и беседы. Наблюдая за процессом рисования, записывают все спонтанные высказывания ребенка, отмечают его мимику, жесты. По окончании рисования испытуемому задают вопросы.
1. Кто изображен на рисунке?
2. Что делает каждый член семьи?
3. Как в семье распределены домашние обязанности?
4. Каковы твои взаимоотношения с членами семьи?
Качественный анализ рисунка подобен стандартным проективным тестам (сила нажима карандаша, наличие штриховок, расположение и размер рисунка, дополнительные детали, стирание и др.). Для количественной оценки показатели группируются в следующие симптомокомплексы:
—благоприятная семейная ситуация;
—тревожность;
—конфликтность в семье;
—чувство неполноценности в семейной ситуации;
—враждебность в семейной ситуации.
В табл. 18 приведены симптомокомплексы и баллы по этому тесту.
Таблица 18 Симптомокомнлексы кинетического рисунка семьи
Симптомо-комплекс | Симптом | Балл |
Блаюприяг-ная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи. 2. Преобладание на рисунке людей. 3. Изображение всех членов семьи 4. Отсутствие изолированных членов семьи. 5. Отсутствие штриховки. 6. Хорошее качество линий. 7. Отсутствие показателей враждебности. 8. Адекватное распределение людей на листе. 9. Другие признаки | 0.2 0, 1 0,2 0,2 0, 10. 1 0,2 0, 1 |
Тревожное! ь | 1. Штриховка. 2. Линия основания — пол. 3. Линия над рисунком. 4. Линия с сильным нажимом. 5. Стирание. 6. Преувеличенное внимание к деталям. 7. Преобладание вещей. 8. Двойные прерывистые линии. 9. Подчеркивание отдельных деталей. 10. Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0, 1 0, 1 0, 1 0,1,2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Конфликтность в се-дгье | 1. Барьеры между фигурами. 2. Стирание отдельных частей. 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур. 4. Выделение отдельных фигур. 5. Неадекватная величина отдельных фигур. 6. Несоответствие вербального описания и рисунка. 7. Преобладание вещей. 8. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи. 9. Член семьи, стоящий спиной. 10. Другие признаки | 0,2 0, 1,2 0,2 0.2 0.2 0,1 0,2 0,2 0, 1 | |
Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький. 2. Расположение фигур на нижней части листа. 3. Линия слабая, прерывистая. 4. Изоляция автора от других. 5. Маленький автор. 6. Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора. 7. Отсутствие автора. 8. Автор стоит спиной. 9. Другие признаки | 0,2 0,2 0, 1 0,2 0,2 0, 1 0, 1 0,2 | |
Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фиг ура на другом листе или другой стороне лис га. 2. Агрессивная позиция фигуры. 3. Зачеркнутая фигура. 4. Деформированная фигура. 5. Обратный профиль. 6. Руки раскинуты в стороны. 7. Пальцы длинные, подчеркнутые. 8. Другие признаки | 0,2 0, 1 0,2 0.2 0, 1 0, 1 0, 1 | |
Этот рисуночный тест можно успешно использовать и при диагностике родительского отношения, сопоставляя с рисунками самого ребенка. Следует помнить, что родителей часто удивляют и настораживают взгляды ребенка, не совпадающие с их ожиданиями. Также выявляется субъективное видение родителем семейной ситуации, личности ребенка, что при сопоставлении с результатами методики изучения родительских отношений ТОРО дает более глубокое понимание причин возникновения тех или иных поведенческих расстройств.