Тема № 2. Гигиеническое значение физических свойств, химического и биологического состава воздуха, климатических и погодных условий. Профилактика неблагоприятного воздействия.
Цель:Формирование знаний о влиянии на организм человека различных факторов воздушной среды, в том числе, климатических и погодных условий, и мерах по их профилактике
Задания:
1.Изучение материала по предлагаемой литературе, поиск новой информации.
2. Составление реферата по гигиеническому значению физических свойств, химического и биологического состава воздуха.
3. Составление ситуационных задач по профилактике неблагоприятного действия различных климатических и погодных условий, а также акклиматизации в северных и южных регионах
Форма выполнения: реферат , составление ситуационных задач
Критерии выполнения:
Реферата:
1. Реферат должен отразить основные аспекты тем по вопросам, предлагаемым в разделе «Контроль».
2. Объем реферата не должен превышать 7-8 печатных страниц,
3. В структуру реферата должны входить титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список литературы.
4. Во введении формулируется актуальность, цель и задачи реферата, в основной части – раскрывается содержание темы, в заключении – обобщаются изложенные данные и даются выводы с рекомендациями.
5. Должен быть использован не один, а несколько литературных источников с акцентом на наиболее свежие источники.
6. Реферат может быть иллюстрирован таблицами, графиками, рисунками и т.д.
Составления ситуационных задач:
1. Должно быть составлено не менее 4 ситуационных задачи, объемом не более 2 печатных страниц каждая.
2. В задачах должны быть предложены разные климатические и погодные условия, а также районы акклиматизации.
3. Вопросы ситуационных задач должны быть построены так, чтобы в ответах на них прозвучало знание роли различных метеофакторов в формировании климата и погоды, влияния тех или иных климатических и погодных условий на здорового и больного человека, а также мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия этих факторов и аргументация их проведения.
4. Представить эталоны решения с разъяснениями.
Сроки сдачи:согласно календарно-тематическому плану
Критерии оценки:
Реферата:
Критерии качества | Отлично | Хорошо | Удовлетвори-тельно | Неудовлетво-рительно |
Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам | содержание реферата полностью соответствует теме и задачам | содержание реферата полностью соответствует теме и задачам | содержание реферата в основном соответствует теме и задачам | содержание реферата не полностью соответствует теме |
Полнота раскрытия темы и использования источников | тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве | тема раскрыта, однако некоторые положения требуют уточнения, использованы основные источники литературы | тема раскрыта недостаточно, использованы не все основные источники литературы | тема раскрыта недостаточно, использовано мало источников |
Умение обобщить материал и сделать краткие выводы | материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы | материал обобщен, сделаны четкие выводы | материал обобщен, но выводы громоздкие, не четкие | материал не обобщен, выводов нет |
Иллюстрации, их информа-тивность | информативныевысокого качества | информативные, хорошего качества | не достаточно информативные | не информа-тивные |
Соответствие оформления реферата предъявляемым требованиям | оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям | оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям | основные требования к оформлению реферата соблюдены | не соблюдены основные требования к оформлению реферата |
Составления ситуационных задач:
Критерии качества | Отлично | Хорошо | Удовлетвори-тельно | Неудовлетвори-тельно |
Количество составленных задач | ||||
Условия задачи и вопросы к ней | Позволяют полно раскрыть тему | Позволяют раскрыть основные аспекты темы | Позволяют раскрыть лишь отдельные аспекты темы | Позволяют раскрыть 1-2 аспекта темы |
Информация в задачах | Получается расчетным путем по имеющимся данным | готовая | готовая | готовая |
Литературные источники, рекомендуемые для использова-ния при реше-нии ситуацион-ных задач | Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета | Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета | Учебники по общей гигиене и другим гигиени-ческим дисцип-линам | Учебники по общей гигиене |
Ошибки и неточности, допущенные при составлении задач | Не допущено | Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом | Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя | Допущены грубые ошибки |
Эталоны решения задач | Представлены с полным охватом всех предлагаемых в задаче вопросов | Представлены с охватом не менее 75 % предлагаемых в задаче вопросов | Представлены с охватом не менее 50% предлагаемых в задаче вопросов | Не представлены |
Уровень составления задач | творческий | репродуктивный | репродуктивный | репродуктивный |
Литература:
Основная:
1. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.-С.76-105, 197-220.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.:Издательский центр «Академия», 2004. – С.14-45, 59-73, 75-94.
Дополнительная:
1. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. Общая гигиена: пропедевтика гигиены.- К.:Вища шк.,1999.- С.162-333,365-382,488-538.
2. Гончарук Е.И., Бардов В.Г., Гаркавый С.И. и др. Коммунальная гигиена/ Под ред. Гончарук Е.И – Киiв: «Здоров´я», 2006. – 792 с.
3. Королев А.А., Богданов М.В., Королев Ал.А. и др. Медицинская экология. – М.:Изд.центр «Академия»,2003.- 192с.
4. Румянцев Г.И. с соавт. – Общая гигиена.- М.: Медицина,1985.- С.263-268.
Контроль
Вопросы:
1. Влияние на организм высоких и низких температур, влажности и скорости движения воздуха. Комплексное воздействие температуры, влажности и подвижности воздуха.
2. Электрическое состояние воздушной среды и его гигиеническое значение.
3. Влияние пониженного и повышенного атмосферного давления на организм человека. Профилактика горной и кессонной болезней.
4. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение.
5. Естественная радиоактивность
6. Природный химический и биологический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение.
7. Основные источники химического загрязнения атмосферы, главные загрязнители. Гигиеническое значение атмосферных загрязнений.
8. Естественные и техногенные источники биологического загрязнения. Влияние биологических загрязнителей на здоровье человека.
9. Мероприятия по предупреждению заболеваний, связанных с загрязнением атмосферного воздуха.
10. Понятие погоды. Факторы, формирующие и характеризующие погоду: гелиофизические – интенсивность солнечного излучения и солнечная активность; электрометеорологические – электрическое состояние атмосферы, напряженность геомагнитного поля и геомагнитная активность; метеорологические – температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление; синоптические – облачность, осадки; химический состав атмосферы.
11. Периодические и апериодические изменения погоды и их гигиеническое значение. Циклоны, антициклоны, синоптические фронты и связанные с ними изменения погодных факторов.
12. Влияние погодных условий на организм человека: воздействие на теплообмен и биоритмы;сезонные заболевания, метеотропные реакции. Профилактика метеопатий.
13. Понятие климата. Основные климатообразующие факторы, типы климатов. Климаты Казахстана.
14. Влияние климатических факторов на организм человека. Характеристика щадящего и раздражающего климатов.
15. Использование климатических факторов с оздоровительными целями.
16. Гигиенические проблемы акклиматизации.