Тема № 2. Гигиеническое значение физических свойств, химического и биологического состава воздуха, климатических и погодных условий. Профилактика неблагоприятного воздействия. €

Цель:Формирование знаний о влиянии на организм человека различных факторов воздушной среды, в том числе, климатических и погодных условий, и мерах по их профилактике

Задания:

1.Изучение материала по предлагаемой литературе, поиск новой информации.

2. Составление реферата по гигиеническому значению физических свойств, химического и биологического состава воздуха.

3. Составление ситуационных задач по профилактике неблагоприятного действия различных климатических и погодных условий, а также акклиматизации в северных и южных регионах

Форма выполнения: реферат , составление ситуационных задач

Критерии выполнения:

Реферата:

1. Реферат должен отразить основные аспекты тем по вопросам, предлагаемым в разделе «Контроль».

2. Объем реферата не должен превышать 7-8 печатных страниц,

3. В структуру реферата должны входить титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение и список литературы.

4. Во введении формулируется актуальность, цель и задачи реферата, в основной части – раскрывается содержание темы, в заключении – обобщаются изложенные данные и даются выводы с рекомендациями.

5. Должен быть использован не один, а несколько литературных источников с акцентом на наиболее свежие источники.

6. Реферат может быть иллюстрирован таблицами, графиками, рисунками и т.д.

Составления ситуационных задач:

1. Должно быть составлено не менее 4 ситуационных задачи, объемом не более 2 печатных страниц каждая.

2. В задачах должны быть предложены разные климатические и погодные условия, а также районы акклиматизации.

3. Вопросы ситуационных задач должны быть построены так, чтобы в ответах на них прозвучало знание роли различных метеофакторов в формировании климата и погоды, влияния тех или иных климатических и погодных условий на здорового и больного человека, а также мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия этих факторов и аргументация их проведения.

4. Представить эталоны решения с разъяснениями.

Сроки сдачи:согласно календарно-тематическому плану

Критерии оценки:

Реферата:

Критерии качества Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетво-рительно
Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам содержание реферата полностью соответствует теме и задачам содержание реферата полностью соответствует теме и задачам содержание реферата в основном соответствует теме и задачам содержание реферата не полностью соответствует теме
Полнота раскрытия темы и использования источников тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве тема раскрыта, однако некоторые положения требуют уточнения, использованы основные источники литературы тема раскрыта недостаточно, использованы не все основные источники литературы тема раскрыта недостаточно, использовано мало источников
Умение обобщить материал и сделать краткие выводы материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы материал обобщен, сделаны четкие выводы материал обобщен, но выводы громоздкие, не четкие материал не обобщен, выводов нет
Иллюстрации, их информа-тивность информативныевысокого качества информативные, хорошего качества не достаточно информативные не информа-тивные
Соответствие оформления реферата предъявляемым требованиям оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям основные требования к оформлению реферата соблюдены не соблюдены основные требования к оформлению реферата

Составления ситуационных задач:



Критерии качества Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетвори-тельно
Количество составленных задач
Условия задачи и вопросы к ней Позволяют полно раскрыть тему Позволяют раскрыть основные аспекты темы Позволяют раскрыть лишь отдельные аспекты темы Позволяют раскрыть 1-2 аспекта темы
Информация в задачах Получается расчетным путем по имеющимся данным готовая готовая готовая
Литературные источники, рекомендуемые для использова-ния при реше-нии ситуацион-ных задач Учебники, руководства, монографии, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиеническим дисциплинам, периодика, источники из Интернета Учебники по общей гигиене и другим гигиени-ческим дисцип-линам Учебники по общей гигиене
Ошибки и неточности, допущенные при составлении задач Не допущено Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом Допущены непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя Допущены грубые ошибки
Эталоны решения задач Представлены с полным охватом всех предлагаемых в задаче вопросов Представлены с охватом не менее 75 % предлагаемых в задаче вопросов Представлены с охватом не менее 50% предлагаемых в задаче вопросов Не представлены
Уровень составления задач творческий репродуктивный репродуктивный репродуктивный

Литература:

Основная:

1. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР:Медицина,2000.-С.76-105, 197-220.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.:Издательский центр «Академия», 2004. – С.14-45, 59-73, 75-94.

Дополнительная:

1. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. Общая гигиена: пропедевтика гигиены.- К.:Вища шк.,1999.- С.162-333,365-382,488-538.

2. Гончарук Е.И., Бардов В.Г., Гаркавый С.И. и др. Коммунальная гигиена/ Под ред. Гончарук Е.И – Киiв: «Здоров´я», 2006. – 792 с.

3. Королев А.А., Богданов М.В., Королев Ал.А. и др. Медицинская экология. – М.:Изд.центр «Академия»,2003.- 192с.

4. Румянцев Г.И. с соавт. – Общая гигиена.- М.: Медицина,1985.- С.263-268.

Контроль

Вопросы:

1. Влияние на организм высоких и низких температур, влажности и скорости движения воздуха. Комплексное воздействие температуры, влажности и подвижности воздуха.

2. Электрическое состояние воздушной среды и его гигиеническое значение.

3. Влияние пониженного и повышенного атмосферного давления на организм человека. Профилактика горной и кессонной болезней.

4. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение.

5. Естественная радиоактивность

6. Природный химический и биологический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение.

7. Основные источники химического загрязнения атмосферы, главные загрязнители. Гигиеническое значение атмосферных загрязнений.

8. Естественные и техногенные источники биологического загрязнения. Влияние биологических загрязнителей на здоровье человека.

9. Мероприятия по предупреждению заболеваний, связанных с загрязнением атмосферного воздуха.

10. Понятие погоды. Факторы, формирующие и характеризующие погоду: гелиофизические – интенсивность солнечного излучения и солнечная активность; электрометеорологические – электрическое состояние атмосферы, напряженность геомагнитного поля и геомагнитная активность; метеорологические – температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление; синоптические – облачность, осадки; химический состав атмосферы.

11. Периодические и апериодические изменения погоды и их гигиеническое значение. Циклоны, антициклоны, синоптические фронты и связанные с ними изменения погодных факторов.

12. Влияние погодных условий на организм человека: воздействие на теплообмен и биоритмы;сезонные заболевания, метеотропные реакции. Профилактика метеопатий.

13. Понятие климата. Основные климатообразующие факторы, типы климатов. Климаты Казахстана.

14. Влияние климатических факторов на организм человека. Характеристика щадящего и раздражающего климатов.

15. Использование климатических факторов с оздоровительными целями.

16. Гигиенические проблемы акклиматизации.

Наши рекомендации