Ситуационные задачи по доброкачественности пищевых продуктов.
Задача №1
Дать заключение о возможности использования для пищевых целей молока следующего качества:
1. Цвет Белый, с желтоватым оттенком
2. Вкус Слабозаметный, сладковатый
3. Запах Молочный
4. Консистенция В меру густая, не слизистая, не водянистая
5. Кислотность (в град. Тернера) 13 град.
6. Проба на кипячение не сворачивается
7. Плотность 1,031
8. Содержание жиров 3,4 %
9. Сухой остаток 12,5 %
10. Примеси (механические) отсутствуют
11. Реакция на крахмал отрицательная
12. Реакция на соду положительная
13. Общее количество бактерий в 1 мл 3200000
Задача №2
Дать заключение о возможности использования для пищевых целей молока следующего качества:
1. Удельный вес 1,024
2. Цвет белый
3. Запах без запаха
4. Кислотность 22 град Т
5. Проба на соду отрицательная
6. Проба на крахмал отрицательная
7. Проба на редуктазу время обесцвечивания 2 часа
8. Проба на Н2О2 отрицательная
9. Содержание жира 2,8%
10. Сухой остаток 10,5%
11. Примеси механические слабо заметный осадок
Вопросы к задачам по оценке молока:
1. Какие органолептические показатели молока Вы знаете? Какими они должны быть у свежего натурального молока? О чем свидетельствует изменение запаха, цвета, вкуса, консистенции молока?
2. Как исследуют органолептические показатели молока?
3. Изменены ли органолептические показатели молока в предложенной Вам ситуационной задаче? Если да, то о чем они свидетельствуют?
4. Что такое натуральность и свежесть молока? Какие показатели используются для их определения?
5. Как определить, снят жир с молока или нет, разведено ли молоко? Какие для этого используются показатели?
6. Что такое кислотность молока?
7. Для чего используется «проба на редуктазу»?
8. Какое заключение о цельности и свежести молока Вы можете сделать по ситуационной задаче?
9. Что такое фальсификация молока? Какие используются вещества для фальсификации?
10. Имеется ли фальсификация молока в Вашей задаче, на основании каких данных Вы пришли к такому выводу?
11. Какие возможные источники загрязнения молока бактериями, токсичными металлами, пестицидами, антибиотиками, радионуклидами Вы знаете?
12. Какие мероприятия нужно провести для профилактики заболеваний, связанных с употреблением молока?
Задача №3
Дать заключение о возможности использования для пищевых целей мяса следующего качества:
1. Внешний вид: поверхность свежего разреза - красная, липкая
2. Консистенция: плотная
3. Запах: слегка кислый, затхлый
4. Сок - мутный
5. Жир по консистенции: размазывается, имеется легкий запах осаливания
6. Костный мозг - не исследовался
7. Пробная варка: запах бульона - обычный прозрачность - мутный
8. Реакция бульона с сернокислой медью - хлопья
9. Проба на аммиак - положительная
10. Бактериоскопия мяса на содержание финн и трихинелл – отрицательная
11. Левомицетин – 0,5 мг/кг
12. ДДТ и его метаболиты – 1,0 мг/кг
13. Стронций –90 - 40 Бк/кг
Задача №4
Дать заключение о возможности использования для пищевых целей мяса следующего качества -
1. Внешний вид: поверхность свежего разреза – розово-красная, влажная, не липкая
2. Консистенция: плотная, ямка при надавливании выравнивается быстро
3. Запах: свойственный мясу
4. Сок – прозрачный
5. Жир: твердый, белый
6. Костный мозг – полностью заполняет полость, упругий, блестящий
7. Сухожилия, суставы – белые, упругие, блестящие
8. Пробная варка: запах бульона - обычный прозрачность - прозрачный
9. Реакция бульона с сернокислой медью – экстракт прозрачный
10. Проба на аммиак - отрицательная
11. Содержание финн – 2 на 40 см 2
12. Трихинеллы – не обнаружены
13. L.monocytogenes -5 в 25 г мяса
14. Антибиотики – не обнаружены
15. ДДТ и его метаболиты – 0,05 мг/кг
16. Кадмий - 0,2 мг/кг
Вопросы к задачам по оценке мяса:
1. Какой свежести мясо? Какие органолептические показатели мяса, жира, костного мозга, сухожилий и суставов подтверждают ваше заключение?
2. Какие пробы проводятся для определения свежести мяса?
3. О чем свидетельствуют результаты физико-химических исследований, приведенных в задаче?
4. Как Вы оцениваете гельминтологические показатели? Каким должно быть содержание финн и личинок трихинелл в мясе?
5. Можно ли визуально определить личинки трихинелл и финны в мясе? Опишите методику их определения.
6. Как попадают в мясо токсичные элементы, антибиотики, пестициды, радионуклиды?
7. Какие мероприятия нужно провести для профилактики заболеваний, связанных с употреблением мяса?
Тема № 7. Гигиеническая оценка ситуационного и генерального планов больниц. – 3 часа.
Цель:Формирование знаний о гигиенических требованиях к выбору, размещению и планировке больничного участка, а также преимуществах и недостатках различных систем строительства больниц.
Задачи:
- формирование знаний о гигиенических требованиях к выбору земельного участка и размещению больничного комплекса на территории населенного пункта;
- формирование знаний о системах строительства больниц, их преимуществах и недостатках;
- формирование знаний о гигиенических требованиях к планировке, зонированию и благоустройству земельного участка, размещению ЛПО на больничном участке;
- формирование навыков оценки правильности выбора земельного участка и размещения больницы на территории населенного пункта по ситуационному плану больницы;
- формирование навыков проведения гигиенической оценки генерального плана больницы.
Основные вопросы темы:
1. Гигиенические требования к размещению, планировке, обустройству ЛПО
Литература:
Основная:
1. Гигиена / Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.:ГЭОТАР, Медицина,2000. – С.360-393.
2. Пивоваров Ю.П.,Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-С.402-424.
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека., 3-е изд.- М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С.154-194.
4. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. -М.:Изд-во Унив. Дружбы народов,1991.- 107-115
Дополнительная:
1. Анамбаева А.Н. Гигиена лечебно-профилактических организаций. /Учебное пособие. – Алматы, 2003.- С.5-18.
2. Минх А.А. Общая гигиена.- М.: Медицина, 1984. -С. 198-201.
3. Пивоваров Ю.П. и др. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. - М.: Медицина, 1983.- С. 59-64.
4. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена.- М.: Медицина, 1985.- С. 230-245
5. Санитарные правила и нормы РК «Требования к устройству и содержанию больничных организаций и организаций охраны материнства и детства» от
24.06 2002 г.
6. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.451-490.
Контроль:
· 1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам (компетенция - знания):
1. Основные принципы планировки, строительства больниц.
2. Гигиенические требования к размещению на территории населенного пункта общесоматических, специализированных больниц. Выбор земельного участка.
3. Ситуационный план больницы и его значение для оценки правильности размещения больницы на территории населенного пункта.
4. Системы строительства больниц, их преимущества и недостатки.
5. Зонирование участка больницы гигиеническое значение.
· Контроль заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов
Задание № 1.Ознакомиться сСанПиН № 3.01.083.02 «Требования к устройству и содержанию больничных организаций и организаций охраны материнства и детства» (компетенция - правовая)
Задание № 2.Решить ситуационные задачи по оценке ситуационного и генерального планов больниц, ответив на следующие вопросы (компетенция - навыки):
1. Можно ли одобрить выбор предложенного для строительства больницы участка, учитывая его расположение по отношению:
а) к магистралям
б) к жилым кварталам
в) к заводу
2. На каких участках нельзя размещать больничные учреждения?
3. Соответствует ли качество почвы гигиеническим требованиям? Какая почва предпочтительнее для строительства больниц и почему?
4. Соответствует ли качество атмосферного воздуха гигиеническим нормативам?
5. Можно ли улучшить качество воздушной среды на больничном участке, и если да, то каким образом?
6. Какой шумовой режим на больничном участке и чем он обусловлен?
7. Какая система строительства больниц предложена? Каковы ее преимущества и недостатки?
8. Достаточна ли площадь земельного участка? От чего зависит его величина?
9. Какие зоны можно выделить на территории? С какой целью проводят зонирование участка?
10. Каким должен быть процент застройки участка? Соответствует ли он требованиям в задаче?
11. Сколько въездов на больничный участок должно быть? Правильно ли организованы имеющиеся въезды?
12. Достаточно ли озеленение больницы? Какую роль оно выполняет? В чем его недостатки?
Ситуационные задачи
Задача №1
В городе Т. предполагается строительство Центральной городской больницы на 600 коек. Предложена территория внутри города площадью 5,1 га. Она граничит с севера с оживленной магистралью, где проходят трамвайные пути. На расстоянии 50 м от участка больницы (с западной стороны) находятся жилые здания в 7-9 этажей. На расстоянии 720 м на северо-запад находится машиностроительный завод. На востоке – сквер, на юге, юго-востоке, юго-западе на расстоянии 100 м от границ участка – новостройки. Участок находится в низине, имеет прямоугольную форму с отношением сторон 1:4, длинной осью ориентирован на север. Почва на участке глинистая. Грунтовые воды находятся на уровне 0,8 м от поверхности земли. Качество почвы (по данным СЭУ) следующее: санитарное число - 0,64; титр кишечной палочки - 0,01; количество яиц гельминтов – 5 / кг почвы. Санитарное состояние воздуха на территории участка: концентрация С0 - 32 мг/мЗ, сернистый ангидрид - 0,079 мг/мЗ, оксиды азота - 0,21 мг/мЗ, сажа-0,64 мг/ мЗ . Уровень шума на участке составляет днем 72 дБ, а ночью 48 дБ.
Водоснабжение больницы предусматривает подключение ее к городскому водопроводу. Телефонные, электрические сети не подведены. Предусмотрена канализация.
Предложенный проект больницы предусматривает строительство одного высотного 7- этажного, в котором будут размещены все подразделения. Площадь под застройками составит 18% территории участка. Здание будет размещено на расстоянии 40 м от красной линии застройки длинной осью параллельно длинной оси участка. На 1 этаже будут размещены приемный покой, гнойные и чистые хирургические отделения, на вышележащих этажах - реанимация, терапевтические отделения различного профиля для взрослых и детей, Поликлиника, пищеблок и административно - хозяйственное отделение размещаются на 1 этаже и частично в полуподвале, патологоанатомическое отделение - в отдельном крыле полуподвальных помещений.
Предполагается 1 главный въезд напротив входа в поликлинику и 1 вспомогательный въезд с боковой стороны участка к крылу здания, где расположен выход из патолого-анатомического отделения. Въезд в хозяйственную зону и патологоанатомический корпус один. Зеленая зона будет составлять 37 % и планируется в виде:
а) зеленой защитной зоны по периметру участка шириной 5 м в виде отдельно стоящих деревьев с 3-х сторон участка, а со стороны фасада здания - кустарниками высотой 0,8 - 1,2 м;
б) садово-парковой зоны площадью 1,1 га и включающей в себя газоны, цветники, декоративный кустарник и группы деревьев.
Деревья предполагается высаживать на расстоянии 5м от окон корпусов.
Задача № 2
В городе N построен больничный комплекс на 800 коек.В его состав входят: поликлиника, 6-ти этажное здание главного лечебного корпуса, где размещаются терапевтическое, хирургическое, кардиологическое, физиотерапевтическое отделение; 3-х этажное здание детского отделения, 2-х этажное здание родильного дома, 2-х этажное здание инфекционного отделения, одноэтажные здания хозяйственного корпуса, патологоанатомического корпуса и пищеблока. Поликлиника соединена с главным корпусом переходом. Всего площадь земельного участка больницы равна 10 га.
Участок больницы находится на окраине города. С северо-востока он граничит с оживленной магистралью, где проходит междугородное движение (15м). На расстоянии 80-100 м от южной и восточной сторон участка размещается жилой массив. На расстоянии 200 м к северу от участка находится железнодорожный вокзал. С запада к участку примыкает зеленый массив. На расстоянии 50м от участка на юго-востоке располагается завод по производству пепси-колы. Участок располагается на возвышенном месте, имеет небольшой уклон, ориентирован длинной осью на юго-восток. Форма участка прямоугольная, с соотношением сторон 2:3. Почва суглинистая, сухая. Уровень грунтовых вод – не ближе 2м к поверхности земли. Качество почвы на участке, по данным СЭУ, следующее: количество гельминтов в 1 кг почвы 7, санитарное число-0,88, коли-титр-0,5, содержание свинца 50 мг/кг (ПДК – 20мг/кг).
Уровень шума на участке днем составляет-74 дБ, ночью-44 дБ. Санитарное состояние воздуха на участке следующее: концентрация СО2 -26 мг/мЗ; оксидов азота-0,28 мг/мЗ; сернистого ангидрида-0,32 мг/мЗ; сажи-12 мг/мЗ; свинца-0,001 мг/мЗ.
Водоснабжение больницы предусматривает подключение ее к городскому водопроводу.
Главный лечебный корпус располагается на юго-восточной стороне участка параллельно его длинной оси на расстоянии 20 м от красной линии застройки. Родильный дом находится на северо-восточной стороне участка на расстоянии 30 м от здания главного лечебного корпуса и на расстоянии 30м от красной линии застройки. Параллельно на расстоянии 20м от него в глубь участка расположено здание детского отделения. Инфекционное отделение находится в глубине участка на северо-западной его стороне на расстоянии 20 м от красной линии застройки и 30-50м от других лечебных корпусов, отгорожено зелеными насаждениями в виде кустарников от других отделений. Хозяйственный двор расположен на юго-западной стороне участка на расстоянии 5м от красной линии застройки и 40 м от инфекционного отделения. Между хоз. двором и инфекционным отделением на расстоянии 20м между ними находится патологанатомическое отделение. Площадь под застройками составляет 22%.
На участке имеются 1 главный въезд – к лечебным неинфекционным корпусам и 3 вспомогательных - к инфекционному корпусу, к хоз. двору и к патологоанатомическому корпусу. Зеленая зона составляет 60 % и представлена:
а) зеленой защитной зоной - в виде отдельно стоящих деревьев по периметру участка, ширина 5,2м.
б) садово-парковой зоной, которая занимает 3 га и представлена газонами, цветниками, декоративными кустарником и небольшими группами деревьев.
Задача №3
Сельская участковая больница на 300 коек, занимает площадь 4.0 га. Она расположена на окраине поселка. С севера и запада к участку на расстоянии 5 м от границ больничного участка примыкают усадьбы колхозников, на юге находятся сады, на востоке на расстоянии 100м - молочная ферма. Участок располагается в равнинной местности, ориентирован на восток-запад по длинной оси. По розе ветров преобладают ветры восточного и юго-восточного направления. Больничный участок имеет прямоугольную форму соотношение сторон 1:2. Почва супесчано-суглинистая. Качество почвы на участке: санитарное число-0,78; коли-титр-0,04; количество яиц гельминтов-14 в 1 кг. Качество воздуха: содержание С0-2.0 мг/мЗ, сернистого ангидрида-0,12 мг/мЗ, оксидов азота-0,095 мг/мЗ, аммиака – 5 мг/м3. Уровень шума днем – 40 дБ, ночью – 20 дБ.
На участке размещены поликлиника, 2-х этажный главный лечебный корпус, 1-этажный корпус детского отделения, акушерско-гинекологическое отделение в 2-х-этажном корпусе, инфекционный корпус. В глубине участка находится прозекторская и хозяйственные постройки. Пищеблок размещен в главном лечебном корпусе.
Главный лечебный корпус расположен длинной осью с востока на запад, на расстоянии 40м от южных границ участка. Поликлиника находится на западной стороне участка на расстоянии 5 м от красной линии застройки. Детское и акушерско-гинекологическое отделение располагаются также на западной стороне участка, на расстоянии 25м от границ участка и 25м друг от друга и поликлиники. Их длинная ось ориентирована с запада на восток. Расстояние между поликлиникой и главным корпусом 20м, между главным корпусом и другими лечебными корпусами 40 - 50м. Инфекционный корпус расположен длинной осью параллельно северной границе участка на расстоянии 15м от красной линии застройки, отделен от других корпусов пешеходными дорожками. Расстояние между ним и другими лечебными корпусами составляет не менее 50м. Хозяйственный двор и патолого-анатомическое отделение расположены параллельно друг другу, короткой осью построек примыкают к восточным границам участка. Расстояние между ними 10м, от патологоанатомического до главного и инфекционного корпусов – 30 м, до других корпусов – не менее 50м. Расстояние от хозяйственного двора до инфекционного корпуса - 40м, до главного корпуса - 20м.
Всего на участок предусмотрено 3 въезда: один - к поликлинике и лечебным корпусам, второй - к инфекционному отделению, третий - к патологоанатомическому корпусу и хозяйственной зоне.
Процент застройки 18 %, процент озеленения 48 %. Зеленая зона состоит из зеленой защитной зоны в виде отдельно стоящих деревьев по всему периметру участка шириной 2м, а также из больничного сада, площадь которого 0,6 га.
Задача № 4
Центральная городская детская больница рассчитана на 600 коек и занимает площадь 5 га. Больница размещается внутриквартально. На расстоянии 25 м от границы участка с севера, запада и юга находятся 8-9 этажные жилые дома, а с востока, на расстоянии 35 м - улица с оживленным движением. Участок находится на возвышенной территории, на склоне, обращенном на запад. Почва глинистая, влажная, грунтовые воды подходят близко к поверхности почвы. По данным СЭУ, на территории больницы в воздухе определяется содержание С0 - 12 мг/мЗ, сернистого ангидрида 0,06 мг/мЗ, оксидов азота - 0,09 мг/мЗ. Уровень шума днем 66 дБ, ночью- 38 дБ.
Нередко случаются прорывы канализационных вод на поверхность грунта. Санитарные показатели качества почвы: коли-титр-0,006, количество яиц гельминтов 84, санитарное число - 0,79.
Больничный участок имеет прямоугольную форму. На территории расположено 4-этажное здание лечебного корпуса, имеющего сложную архитектурную форму (см. генеральный план). Каждое крыло и блок здания имеет самостоятельный выход на участок. В блоке, приближенном к главному въезду, располагается поликлиника и административные помещения, а в других блоках - лечебные отделения (терапевтическое, кардиологическое, пульмонологическое, гастроэнтерологическое, хирургическое,ЛОР, неврологическое). Процент застройки территории - 18 %.
На расстоянии 28 м от здания лечебного корпуса размещен пищеблок, на расстоянии 50 м - хозяйственный двор с одной стороны и патологоанатомический корпус с другой стороны. В центре участка имеется площадка ЛФК и гелиотерапии. Зеленые насаждения занимают 54 % площади и представлены:
а) зеленой защитной зоной по всему периметру участка шириной 15 м в виде деревьев и кустарникового барьера;
б) больничным садом, площадью 1,2 га, причем у каждого отделения имеется участок непосредственно вблизи определенного блока. На больничный участок предусмотрен 1 главный въезд к лечебным корпусам и один - к пищеблоку, от которого проведен проезд к патолого-анатомическому корпусу и хоз. двору.
Тема № 8. Гигиеническая оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Гигиеническая оценка режима дня детей и организации учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах - 3 часа
Цель: Формирование знаний об основных показателях состояния здоровья и физического развития детей и подростков и методах их оценки, навыков оценки физического развития детей и определения группы здоровья.Формирование знаний о принципах и требованиях к организации режима дня и учебно-воспитательного процесса в дошкольных и школьных учреждениях и основных аспектах врачебного контроля за условиями воспитания и обучения.
Задачи:
- формирование знаний о методах исследования и оценки физического развития детей и подростков;
- формирование знаний о гигиенических принципах и требованиях к организации режима дня и учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях;
- формирование знаний об основных аспектах врачебного контроля за условиями воспитания и обучения в детских дошкольных и школьных учреждениях;
- формирование навыков проведения антропометрических измерений;
- формирование навыков определения группы здоровья детей и подростков;
- формирование навыков оценки режима дня школьника;
- формирование навыков оценки правильности составления школьного расписания
Основные вопросы темы:
1. Понятие «здоровье», критерии, показатели
2. Физическое развитие детей и подростков: методы изучения и оценки
3. Группы здоровья, методические подходы к распределению детей по группам здоровья
4. Гигиенические основы режима дня детей
5. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях
Методы обучения и преподавания:решение ситуационных задач
Литература:
Основная:
1. Гигиена /Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.: ГЭОТАР Медицина,2000.- С.433-450.
2. Анамбаева А.И., Алимова Н.Е. Гигиена детей и подростков. Учебно-методическое пособие – Алматы,2007. – С.4-25.
3. Гурова А.И. ,Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. –М.: Изд-во Университета Дружбы народов,1991.-С.116-128.
4. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э. ,Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене - М.: Медицина, 1983.- С.186-193.
Дополнительная:
1. Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской, М., Медицина: 1989. –С. 36-68.
2. Кардашенко «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков», М., 1983, стр.7-51.
3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2001. – С.8-97, 157-177.
4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д : «Феникс».2002.- С.411-420.
5. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. - М.:Медицина,1985. – С.331-344.
6. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М.,. Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева.- Алматы: «Самара-Принт», 2009.-688 с., стр.385-448.
Контроль
1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам (компетенция - знания):
1. Цель и задачи гигиены детей и подростков, тактика работы санитарного врача.
2. Определение «здоровья». Показатели, используемые для оценки состояния здоровья.
3. Группы здоровья детей и подростков.
4. Физическое развитие как один из основных показателей здоровья. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение.
5. Показатели физического развития детей и подростков, методы их определения.
6. Методы оценки физического развития детей и подростков.
7. Комплексный метод оценки физического развития. Показатели биологического развития.
8. Физическое воспитание детей и подростков, группы физ. воспитания.
9. Закаливание, принципы, средства и формы закаливания.
10. Физиологические основы режима дня, основные компоненты.
11. Гигиенические принципы организации обучения детей в школах. Динамика работоспособности учащихся, как основа построения учебного процесса.
12. Гигиеническое нормирование обучения: построение учебного дня, недели, года, организация перемен, использование шкал трудности предметов при составлении и оценке школьного расписания.
13. Гигиенические требования к организации учебного процесса при применении ТСО и работе с компьютерами
14. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья человека при работе с компьютерами.
15. Гигиенические требования к организации рабочих помещений, рабочих мест и рабочих поз, режима работы, оборудованию и освещению в компьютерных классах.
Контроль заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов
Задание № 1.
Оценить физическое развитие ребенка по ситуационной задаче комплексным методом (компетенция - навыки).
Задание № 2.
Используя полученные данные, определить группу здоровья ребенка (компетенция - самообразование)
Задание №3.
Ознакомиться по пособию в информационно-дидактическом блоке с требованиями к организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях (компетенция - самообразование)
Задание № 4.
Решить ситуационную задачу по оценке школьного расписания (компетенция - навыки).
Ситуационные задачи
Задача №1
Борисова Таня
Дата рождения - 1992 г., 2 марта
Дата обследования – 2005г., 10 мая
I. Биологическое развитие
Погодовая прибавка длины тела, см - 3,0
Число постоянных зубов - 28
Степень развития вторичных половых признаков: АХ1 Р1 Ма1, menses отсутствует.