Горизонтальная освещенность вне помещения
КЕО в каждой точке помещения – величина постоянная, т.к. освещенность внутри помещения прямо пропорциональна наружной освещенности. Для различных помещений в зависимости от характера зрительной работы установлены гигиенические нормативы минимально допустимых КЕО.
Система общего искусственного освещения обеспечивается потолочными светильниками за счет люминесцентных ламп. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:
- на рабочих столах – 300-500 лк,
- в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк,
- в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк,
- на классной доске 300-500 лк,
- в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк,
- в рекреациях (на полу) - 150 лк.
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
ГИГИЕНЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Запрещается использовать табуреты и скамейки.
Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной или цифровой маркировкой. Маркировка должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.
В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы: По этой линейке школьники могут самостоятельно измерить свою длину тела и определить маркировочный цвет необходимой мебели.
В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркировки, ее проводит медицинский персонал. Зная длину тела школьника (данные находятся в индивидуальной карте — форма № 26) и прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.
Номера мебели ГОСТ 11015-93 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, ГОСТ 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья ГОСТ 11016-93 (в мм) |
1000-1150 | Оранжевый | |||
1150-1300 | Фиолетовый | |||
1300-1450 | Желтый | |||
1450-1600 | Красный | |||
1600-1750 | Зеленый | |||
Свыше 1750 | Голубой |
Для обучающихся I ступени образования школьная парта должна быть обеспечена регулятором наклона поверхности. Во время обучения письму и чтению он должен составлять 7–15º.
Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.
Существенными являются правильные расстановка оборудования и рассаживание учеников. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния:
• между рядами двухместных столов — не менее 60 см;
• между рядами столов и наружной продольной стеной — не менее 50—70 см;
• между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50—70 см;
• от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100 см, а при наличии оборотных классов — 120 см;
• от первой парты до учебной доски — 2,4—2,7 м;
• наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной
доски — 8,6 м;
• высота нижнего края учебной доски над полом — 80—90 см.
Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II—III ступени школы и не менее 45° для школьников 6—7 лет.
Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие — ближе к учебной доске, большие — дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в I и III рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине тела с целью профилактики сколиоза и косоглазия.
Для формирования правильной осанки необходимо приучить ребенка сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу. Ребенок должен сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. При овладении навыкам письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.