Расставь знаки препинания в предложениях с прямой речью. Подчеркни грамматическую основу, выдели обращения.
1. Царь ты наш отец народа возглашает воевода.
2. Что такое господа говорит Дадон, зевая.
3. Здравствуй красная девица, - говорит он, - будь царица.
4. Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче?
5. Ей с поклоном старик отвечает Смилуйся государыня рыбка!
3. Орфоэпический диктант.В данных словах расставить ударения.
Алфавит, договор, торты, звонит, красивее, жалюзи*, паралич, завидно, баловать, кухонный, фарфор*, искра, начал, поняла, каталог*, квартал.
Вставь пропущенные буквы. К словам с безударными гласными подбери проверочные слова.
Прож…вать ___________в городе - прож…вать ___________ пищу;
св…ла ___________ гнездышко - св…ла ___________ по ступенькам;
сл…зать ___________ с крыши - сл…зать ___________сметану;
отв…рить ___________ дверь - отв…рить ___________картофель;
прим…рить ___________ врагов - прим…рять ___________ костюм.
Синтаксическая пятиминутка. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, составить схемы.
Гроза прошла, и скоро опять засияло солнце.
Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность.
В саду прошумел дождь1, и я долго прислушивался2 к мелодичному шелесту капель.
Незаметно подошла весна, и на березах распустились клейкие листочки.
Когда наступает август, в окрестных лесах появляется много грибов.
Вставить пропущенные буквы, устно подобрав проверочные.
Лес…ный, взгрус…нуть, вирус…ный, редкос…ный, совес…ливый, скорос…ной, чес…вовать, извес…ный, сверс…ник, сер…це, вкус…ный, пас…бище, праз…ник, запас…ный, вес…ник, гиган…ский, ровес…ник, ужас…ный, искус…ный, я…ства.
Вставь пропущенные буквы. Проставь ударения. Обозначь графически орфограмму.
Холщ…вый, парч…вый, ситц…вый, жуч…к, каблуч…к, зайч…нок, горяч…, тягуч…, лягуш…нок, платоч…к, дворц…м, товарищ…м, плащ…м, бойц…в, репортаж…м, больш…го, хорош..го, колюч…го.
8. Вставь пропущенные буквы ы или и. Обозначь графически орфограмму.
Ц…нга, куц…й, овц…, акац…я, ц…плята, ц…ркуль, секц…я, ц…ган, у гостиниц…, белолиц…й, панц…рь, нарц…сс, сигнализац…я, у ящериц…, молодц…- храбрец…, умниц…- разумниц…, падчериц…н, ц…кнуть, ц…ц, демонстрац…я.
Разберите слова по составу.
Лес, лесной, лесник, лесок, лесистый, перелесок;
Белый, белеть, побелить, побелка, беленький;
Лететь, лётный, полёт, лётчик, вылететь, полететь.
Вставь пропущенные буквы. Обозначь графически орфограмму.
Расст…латься, разб…ру, расст…лил, забл…стеть, подп…рать, заб…рать, бл…стящий, выт…рать, бл…стает, ст…реть, зам…ретъ, забл…стать, проб…раться, приб…раю, переб…ру, бл…снуть, подп…рать, зап…реть, зам…рло, выт…рла.
Самостоятельная работа № 2
Вставь пропущенные буквы.
Раз…скивать, без…дейный, с…грать, сверх…нициативный, без…сходный, пред…дущий, под…тожить, небез…нтересный, без…скусный, сверх…нтересный, без…скусственный, небез…звестный.
12. Определи способ образования данных слов. Впиши их в таблицу.
Внучка, ВОЗ, залаять, пароход, пригородный, лампочка, проговорить, самолет, подстаканник, СНГ, городской, подосиновик, ООН, книголюб, сгореть, ледоруб, строитель, подоконник, ТЮЗ.
Суффиксальный | __________________________________________ |
Приставочный | __________________________________________ |
Приставочно-суффиксальный | _________________________________________ |
Сложение | __________________________________________ |
Сложносокращенные слова | __________________________________________ |
Вставь пропущенные соединительные гласные в сложных словах.
Лес…руб, общ…школьный, пыл…сос, низк…сортный, мыш…ловка, лес…вод, бел…лобый, полн…луние, пут…шественник, тепл…лечение, нефт…провод, мал…опытный, кит…лов, стал…вар, ст…летний, корн…плод.
14. Заполни таблицу, сгруппировав термины по сферам употребления: языкознание, литература, биология, медицина, математика, история.
Аллергия, клубень, олицетворение, рентген, морфология, уравнение, термометр, сравнение, саки, фотосинтез, притча, операция, племя, периметр, микроскоп, поэма, соцветие, квадрат, витамин, организм, курган, множество, корень, ангина, синоним, клетка, легенда.
Языкознание | _____________________________________________________ |
Литература | _____________________________________________________ |
Биология | _____________________________________________________ |
Медицина | _____________________________________________________ |
Математика | _____________________________________________________ |
История | _____________________________________________________ |
Заменить фразеологизмы одним словом
А) Точить лясы, молоть языком, разводить узоры, чесать зубы — ....
Б) Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, сравнять с землёй, разнести в щепки — ....
В) Прикусить язык, проглотить язык, набрать в рот воды, застегнуть рот на замок — ....
Г) Петь дифирамбы, курить фимиам, возносить до небес, поднимать на щит, петь панегирик — ....
Д) Намотать на ус, завязать на память узелок, зарубить себе на носу — ....
Е) Лить слёзы, разводить нюни, реветь белугой, пускать слезу — ...
Ж) Класть зубы на полку, щёлкать зубами, питаться воздухом, питаться манной небесной —
Слова для справок: болтать, голодать, хвалить, запомнить, уничтожить, замолчать, плакать.
Допиши предложения.
К знаменательным частям речи относятся…
К служебным частям речи относятся…
17. Запишите словалингвистика, трудолюбие, литературапо вертикали. К каждой букве подберите слова разных частей речи.
Например,
С – серьезный (прилаг.)
П – под(предлог)
А – астролог (сущ.)
С – себя (местоим.)
Е – едва (наречие)
Н – ни (частица)
И – или (союз)
Е - ехать (глагол)
18. Вместо точек, если это нужно, поставь ь.
Шалаш…, товарищ…, сторож…, этаж…,ключ…, врач…, вещ…, ноч…, плащ…, лещ…, молодеж…, обруч…, дрож…, помощ…, ёж…, реч…, из-за туч…, рож…, доч…, много задач…, лож…, дич…, около дач…, малыш…, богач…, чертёж…, мощ…, брош…