Составьте предложения с однородными членами по схемам.

Самостоятельная работа №1

1. Распредели данные слова по группам.

Имя существительное, подлежащее, глагол, предлог, определение, имя числительное, местоимение, наречие, сказуемое, союз, имя прилагательное, дополнение, обстоятельство, частица, междометие.

Части речи Члены предложения
самостоятельные ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________   главные ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________  
служебные ________________________________ ________________________________ ________________________________   второстепенные ________________________________ ________________________________ ________________________________  

Составьте предложения с однородными членами по схемам.

Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru

Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru 1. , ,

Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru 2. и

       
  Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru   Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru

3. , а

Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru 4. ни , ни

       
  Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru   Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru

5. то , то

Расставь знаки препинания в предложениях с прямой речью. Подчеркни грамматическую основу, выдели обращения.

1. Царь ты наш отец народа возглашает воевода.

2. Что такое господа говорит Дадон, зевая.

3. Здравствуй красная девица, - говорит он, - будь царица.

4. Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче?

5. Ей с поклоном старик отвечает Смилуйся государыня рыбка!

3. Орфоэпический диктант.В данных словах расставить ударения.

Алфавит, договор, торты, звонит, красивее, жалюзи*, паралич, завидно, баловать, кухонный, фарфор*, искра, начал, поняла, каталог*, квартал.

Вставь пропущенные буквы. К словам с безударными гласными подбери проверочные слова.

Прож…вать ___________в городе - прож…вать ___________ пищу;

св…ла ___________ гнездышко - св…ла ___________ по ступенькам;

сл…зать ___________ с крыши - сл…зать ___________сметану;

отв…рить ___________ дверь - отв…рить ___________картофель;

прим…рить ___________ врагов - прим…рять ___________ костюм.

Синтаксическая пятиминутка. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, составить схемы.

Гроза прошла, и скоро опять засияло солнце.

Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность.

В саду прошумел дождь1, и я долго прислушивался2 к мелодичному шелесту капель.

Незаметно подошла весна, и на березах распустились клейкие листочки.

Когда наступает август, в окрестных лесах появляется много грибов.

Вставить пропущенные буквы, устно подобрав проверочные.

Лес…ный, взгрус…нуть, вирус…ный, редкос…ный, совес…ливый, скорос…ной, чес…вовать, извес…ный, сверс…ник, сер…це, вкус…ный, пас…бище, праз…ник, запас…ный, вес…ник, гиган…ский, ровес…ник, ужас…ный, искус…ный, я…ства.

Вставь пропущенные буквы. Проставь ударения. Обозначь графически орфограмму.

Холщ…вый, парч…вый, ситц…вый, жуч…к, каблуч…к, зайч…нок, горяч…, тягуч…, лягуш…нок, платоч…к, дворц…м, товарищ…м, плащ…м, бойц…в, репортаж…м, больш…го, хорош..го, колюч…го.

8. Вставь пропущенные буквы ы или и. Обозначь графически орфограмму.

Ц…нга, куц…й, овц…, акац…я, ц…плята, ц…ркуль, секц…я, ц…ган, у гостиниц…, белолиц…й, панц…рь, нарц…сс, сигнализац…я, у ящериц…, молодц…- храбрец…, умниц…- разумниц…, падчериц…н, ц…кнуть, ц…ц, демонстрац…я.

Разберите слова по составу.

Лес, лесной, лесник, лесок, лесистый, перелесок;

Белый, белеть, побелить, побелка, беленький;

Лететь, лётный, полёт, лётчик, вылететь, полететь.

Вставь пропущенные буквы. Обозначь графически орфограмму.

Расст…латься, разб…ру, расст…лил, забл…стеть, подп…рать, заб…рать, бл…стящий, выт…рать, бл…стает, ст…реть, зам…ретъ, забл…стать, проб…раться, приб…раю, переб…ру, бл…снуть, подп…рать, зап…реть, зам…рло, выт…рла.

Самостоятельная работа № 2

Вставь пропущенные буквы.

Раз…скивать, без…дейный, с…грать, сверх…нициативный, без…сходный, пред…дущий, под…тожить, небез…нтересный, без…скусный, сверх…нтересный, без…скусственный, небез…звестный.

12. Определи способ образования данных слов. Впиши их в таблицу.

Внучка, ВОЗ, залаять, пароход, пригородный, лампочка, проговорить, самолет, подстаканник, СНГ, городской, подосиновик, ООН, книголюб, сгореть, ледоруб, строитель, подоконник, ТЮЗ.

Суффиксальный __________________________________________
Приставочный __________________________________________
Приставочно-суффиксальный _________________________________________
Сложение __________________________________________
Сложносокращенные слова __________________________________________

Допиши предложения.

К знаменательным частям речи относятся…

К служебным частям речи относятся…

17. Запишите словалингвистика, трудолюбие, литературапо вертикали. К каждой букве подберите слова разных частей речи.

Например,

С – серьезный (прилаг.)

П – под(предлог)

А – астролог (сущ.)

С – себя (местоим.)

Е – едва (наречие)

Н – ни (частица)

И – или (союз)

Е - ехать (глагол)

18. Вместо точек, если это нужно, поставь ь.

Шалаш…, товарищ…, сторож…, этаж…,ключ…, врач…, вещ…, ноч…, плащ…, лещ…, молодеж…, обруч…, дрож…, помощ…, ёж…, реч…, из-за туч…, рож…, доч…, много задач…, лож…, дич…, около дач…, малыш…, богач…, чертёж…, мощ…, брош…

Самостоятельная работа № 3

Самостоятельная работа № 4

Синтаксическая пятиминутка.

Сентябрь – капризный месяц. Золотом и багрянцем украсил он рощи и дубравы, и пелена туманов застелила дали.

- Составить схему второго предложения.

- Объяснить постановку тире в первом предложении.

- Назовите слово с чередующейся гласной в корне.

Вставь частицу не.

Раз _____вежа попал в _____настье и немедленно стал _____ряхой. Это истинная правда, а _____ложь, как думают некоторые _____други. Теперь даже _____люди стали испытывать к нему непреодолимую _____нависть: разве непонятно, что нечистоплотный _____вежда, к тому же и невежливый _____ряха, никому не нужен.

Вставь попущенные буквы.

Ост…новиться в нерешительности, небрежность в одежд…, упрек в несерьезност…, ошибка из-за невнимательност…, неаккуратность учениц…, непр…ветливость в обращении…, рассказывать небылиц…, непримиримость к врагу, ок…заться невеждой, отставаться неучем, чувствовать неприязнь, выразить нерасположение, большие невзгоды, неточность в ответе.

Синтаксическая пятиминутка

Поляна была окружена старыми березами и покрыта крупными ромашками. Алена осторожно прикоснуласьк зеленому стебельку, на котором красовался глазастый цветок.

- Составить схему второго предложения, обозначить грамматические основы.

- Сделать морфемный разбор выделенных слов.

- Каким способом образованы эти слова?

Словарный диктант.

Восхитительная картина, поразительная чистота, ароматным ландышем, о прескучном рассказе, в придорожной пыли, золотистым лучом, пренеприятное событие, в приморском городе, заботливой дочери, разноцветного знамени, безызвестного героя, о сверхинтересном случае.

Синтаксическая пятиминутка.

Вдруг подул холодный ветер, и по небу со всех сторон поползли свинцово-серые грозовые тучи. Ослепительной змейкой блеснула молния, а над головой оглушительными раскатами прокатился гром.

- Составить схемы предложений.

- Все прилагательные подчеркнуть как члены предложения. Сделать вывод.

- Какие суффиксы участвуют в образовании прилагательных холодный, ослепительной, грозовые?

- Какие еще суффиксы прилагательных вы знаете, приведите примеры.

(-ист-,-чив-, -лив-, -енн-, -оньк-, -еньк-)

Вставь пропущенные буквы.

С надежн…м врач…м, со старательн…й учениц…й, о ловк…м спортсмен…, прежн..… подругу, об умел…м мастер…, за метк…м стрелком, у аккуратн…й девочк…, со строг…м юнош…й, о проворн…м школьник…, со старш…м братом, о младш…й сестре, с хорош…м товарищ…м, об опасн…м наводнен….. .

Состав слова

Русская красавица.

Красавицей русских лесов называют люди _____________________. Много песен, преданий, былин сложено о _________________________. Это символ и гордость русского народа. Растёт ___________________ быстро. В мае на _____________________ появляются скромные цветки – серёжки. Листья ___________________ обладают целебными свойствами. Осенью после дождя под ___________________ можно увидеть жёлтые грибы – лисички.

Звонкие и глухие согласные.

Правописание приставок.

Приставка и предлог.

Правописание приставок

1. Заполни перфокарты. Поставь знак «+» в нужной колонке.

  а о е
З…хотел      
Пер…нёс      
Д…тащил      
…тдал      
Н…варил      
Пер…лез      

Части речи

Гроза

Меня послали в лес за грибами. Я набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало пасмурно. Небо потемнело. Блеснула молния. Над моей головой что –то загремело. Пошёл дождь.

По Л.Толстому

Древние помощники

Животные на протяжении многих тысяч лет служили человеку. Быки тащили плуги и тяжёлые повозки. Лошади быстро перевозили всадников тянули телеги. Мясо кроликов свиней птиц человек употреблял в пищу. Коровы козы овцы давали людям молоко и шерсть. Даже достигнув высокого уровня цивилизации, человек не может обойтись без помощи домашних животных.

16.Напиши ответы на вопросы, пользуясь словами из скобок. Обрати внимание на постановку знаков препинания.

Что ученик принёс на урок рисования? (альбом, кисти, краски)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Что лежит у тебя в портфеле? ( дневник, ручки, тетради, учебники)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Какие фрукты ты любишь есть? ( яблоки, груши, бананы)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Какие овощи кладут в суп? (картошка, морковь, лук, капуста)

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Какие звери готовятся к зиме? (зайцы, белки, медведи)

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Звуки и буквы

Замени в каждом слове первый согласный другим согласным, чтобы получились новые слова. Запиши слова. Подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки, которыми отличаются эти пары слов. Поставь ударение.

Образец: дубы- зубы

Галка - ________________

Песок - ________________

Норка - ________________

Роза - _________________

Клин -__________________

Свет - __________________

Киска - _________________

Полено - ________________

Бишка

- А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано! Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

-Не моё, - говорит, - дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу – будет с меня и этого.

К. Ушинский

Самостоятельная работа №1

1. Распредели данные слова по группам.

Имя существительное, подлежащее, глагол, предлог, определение, имя числительное, местоимение, наречие, сказуемое, союз, имя прилагательное, дополнение, обстоятельство, частица, междометие.

Части речи Члены предложения
самостоятельные ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________   главные ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________  
служебные ________________________________ ________________________________ ________________________________   второстепенные ________________________________ ________________________________ ________________________________  

Составьте предложения с однородными членами по схемам.

Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru

Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru 1. , ,

Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru 2. и

       
  Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru   Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru

3. , а

Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru 4. ни , ни

       
  Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru   Составьте предложения с однородными членами по схемам. - student2.ru

5. то , то

Наши рекомендации