ТЕМА №4.«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАКЕ ЛЁГКОГО»

Время: 270 минут

Тип занятия: доклиническая практика

Дата: _______________

В соответствии с Государственным образовательным стандартом и рабочей программой студент должен знать:

· определение понятия «рак легкого», «качество жизни»;

· факторы риска;

· симптомы и синдромы;

· типичные проблемы пациента / семьи;

· принципы диагностики лечения и профилактики;

· алгоритм доврачебной помощи при легочном кровотечении

уметь:

· осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентом с раком легкого;

· оценить интенсивность боли;

· оценить эффективность анальгезирующей терапии;

· оказать доврачебную помощь при легочном кровотечении;

· осуществить паллиативную помощь;

выполнить следующие процедуры и манипуляции:

· измерение АД;

· измерение частоты дыхания,

· сбор мокроты,

· оксигенотерапия;

· парентеральное введение лекарств

Хронокарта:

Этапы занятия Время
1. Организационный момент 2 мин
2. Мотивация учебной деятельности 2 мин
3. Входной контроль 30 мин
4. Самостоятельная работа студентов 220 мин
5. Выходной контроль 30 мин
6. Подведение итогов занятия 5 мин
7. Задание на дом 1 мин

ЗАДАНИЕ №1.Отработать умение осуществлять сестринский процесс при раке лёгкого.

1)запишите возможные проблемы пациентов при раке лёгкого (развёрнутая стадия болезни):

Настоящие: Потенциальные:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) решить предложенную задачу по осуществлению сестринского процесса:

Задача № ____.

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА:

Настоящие: Потенциальные:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приоритетные проблемы подчеркнуть.

ЦЕЛИ УХОДА: _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА:

1. Режим: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Санитарно-гигиенические мероприятия: _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обеспечение правильного питания: ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проведение сестринских мероприятий в зависимости от приоритетных проблем пациента:

проблемы пациента планируемые мероприятия
 

Наблюдения за основными функциями __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выполнение назначений врача по лечению пациента, профилактика побочных действий лекарственной терапии.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследований (по назначению врача). ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Проведение бесед с пациентом, направленных на первичную и вторичную профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни. __________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись медсестры: ____________Ф.И.О._______________ ___________ (расшифровка подписи)

ЗАДАНИЕ №2. Научиться оценивать интенсивность боли; оценивать эффективность анальгезирующей терапии:

1)изучить блок информации:

Технология выполнения простой медицинской услуги

ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ БОЛИ

Условия выполнения простой медицинской услуги:амбулаторно-поликлинические, стационарные, транспортировка в условиях "скорой медицинской помощи".

Пациент должен быть информирован о предстоящем исследовании. Информация об оценке интенсивности боли, сообщаемая ему медицинским работником, включает сведения о цели и ходе данного исследования. Письменного подтверждения согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на оценку интенсивности боли не требуется, так как данный диагностический метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.

I. Подготовка к процедуре

1. Убедиться, что пациент находится в сознании.
1.1. При диагностировании сознания, отличного от ясного использовать шкалу комы Глазго (Glasgow Coma Score) для диагностики уровня угнетения сознания.
2. Убедиться в возможности речевого контакта с пациентом, учитывая тяжесть состояния, возраст, уровень сознания, нарушения речи, наличие/отсутствие языкового барьера.
2.1.При невозможности речевого контакта с пациентом, диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли).
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
II. Выполнение процедуры.
4. При наличии ясного сознания и возможности речевого контакта провести оценку уровня боли на диагностическом уровне:
4.1. Спросить у пациента о наличии боли.
4.2. При подтверждении пациентом наличия болевого синдрома:
4.2.1. Предложить пациенту оценить интенсивность боли по 5-бальной шкале.
0 - нет боли

1 – слабая

2 - умеренная

3 - сильная

4 - сильнейшая

5 - непереносимая

4.2.2. Выяснить локализацию боли
4.2.3. Выяснить иррадиацию боли
4.2.4. Выяснить продолжительность боли
4.2.5. Выяснить характер боли
4.2.6. Полученные результаты документировать. Зоны боли описать в терминах топографической анатомии или отметить на схематическом изображении человеческого тела.
ТЕМА №4.«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАКЕ ЛЁГКОГО» - student2.ru Образец схематического изображения мужского тела для графического обозначения зон болевого синдрома

ТЕМА №4.«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАКЕ ЛЁГКОГО» - student2.ru Образец схематического изображения женского тела для графического обозначения зон болевого синдрома

4.3. При отрицании пациентом наличия болевого синдрома, документировать в медицинской документации факт отсутствия боли в момент осмотра.
5. При проведении повторного исследования уровня боли (динамический мониторинг уровня боли), провести оценку уровня боли на уровне динамической оценки
5.1. Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля.

ТЕМА №4.«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАКЕ ЛЁГКОГО» - student2.ru

5.2. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.
5.3. Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях.
5.4. Полученные результаты документировать.
III. Окончание процедуры.
6. Ознакомить пациента с полученными результатами.
7. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
8. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.

При отказе пациента от проведения оценки, а также при наличии подозрений в истинности предоставляемых данных (симуляция, аггравация, диссимуляция) диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли)

Невербальные признаки боли (маркеры боли):
- Влажная кожа.
- Тахикардия и тахипноэ, не связанные с заболеванием.
- Слезы, влажные глаза.
- Расширение зрачков.
- Вынужденная поза.
- Характерная мимика - сжатые зубы, напряжение мимической мускулатуры лица (нахмуренный лоб, поджатые губы).
- Прижатие рукой места локализации боли, поглаживание и растирание его.
- Нарушение глазного контакта (бегающие глаза).
- Изменение речи (темпа, связности, стиля).
- Поведенческие реакции (двигательное беспокойство, постукивание пальцами, непоседливость).
- Эмоциональные реакции: капризность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, вспышки агрессии.
- Нарушения сна.
- Потеря аппетита.
- Стремление к одиночеству.
- Стоны во сне или в те моменты, когда пациент считает, что он один.
- Частые разнообразные жалобы, не связанные с болью.

2) Деловая игра «Определение интенсивности боли у пациента». Работа в парах: «медсестра – пациент»: Смоделируйте общение с пациентом, страдающим болевым синдромом. Определите интенсивность боли, задокументируйте Ваши действия.

Ф.И.О. пациента _________________________________ Возраст ___________

Диагноз ___________________________________________________________________________

Интенсивность боли по 5-бальной шкале. ( отметить)
0 - нет боли

1 – слабая

2 - умеренная

3 - сильная

4 - сильнейшая

5 - непереносимая

· локализация боли (отметьте на соответствующей схеме и опишите _______________________

______________________________________________________________________________________

· иррадиация боли _____________________________________________________________________

· продолжительность боли ______________________________________________________________

· характер боли ________________________________________________________________________

Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.

ТЕМА №4.«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАКЕ ЛЁГКОГО» - student2.ru

Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях. Сделать вывод об эффективности анальгезирующей терапии ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Решить задачу:Пациент выписан из онкологического диспансера с диагнозом «периферический рак лёгкого, 4 стадия». Предъявляет жалобы на сильнейшие боли в грудной клетке справа. Получает трамал по 1 таблетке 3 раза в день, промедол 1 раз на ночь. Оцените интенсивность боли, эффективность анальгезирующей терапии. Ваши действия. Как можно помочь пациенту. Ответ запишите. Используйте статьи медицинских журналов, интернет.

______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №3. Тренинг «Оказание неотложной помощи при кровохарканье и лёгочном кровотечении»

1) Заполните таблицу «Отличия кровохарканья и кровавой рвоты:

Признаки Кровохарканье Кровавая рвота
Наличие в анамнезе заболеваний Наличие в анамнезе болезней легких. Наличие в анамнезе болезней печени, желудка с диспепсическим болевым синдромами.
Предшествующие явления      
Условия отделения крови      
Цвет крови, реакция (щелочная, кислая, нейтральная)    
Продолжительность      
Отделение мокроты в последующем    
Мелена        

Наши рекомендации