ТЕМА №4.«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАКЕ ЛЁГКОГО»
Время: 270 минут
Тип занятия: доклиническая практика
Дата: _______________
В соответствии с Государственным образовательным стандартом и рабочей программой студент должен знать:
· определение понятия «рак легкого», «качество жизни»;
· факторы риска;
· симптомы и синдромы;
· типичные проблемы пациента / семьи;
· принципы диагностики лечения и профилактики;
· алгоритм доврачебной помощи при легочном кровотечении
уметь:
· осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентом с раком легкого;
· оценить интенсивность боли;
· оценить эффективность анальгезирующей терапии;
· оказать доврачебную помощь при легочном кровотечении;
· осуществить паллиативную помощь;
выполнить следующие процедуры и манипуляции:
· измерение АД;
· измерение частоты дыхания,
· сбор мокроты,
· оксигенотерапия;
· парентеральное введение лекарств
Хронокарта:
№ | Этапы занятия | Время |
1. | Организационный момент | 2 мин |
2. | Мотивация учебной деятельности | 2 мин |
3. | Входной контроль | 30 мин |
4. | Самостоятельная работа студентов | 220 мин |
5. | Выходной контроль | 30 мин |
6. | Подведение итогов занятия | 5 мин |
7. | Задание на дом | 1 мин |
ЗАДАНИЕ №1.Отработать умение осуществлять сестринский процесс при раке лёгкого.
1)запишите возможные проблемы пациентов при раке лёгкого (развёрнутая стадия болезни):
Настоящие: Потенциальные:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) решить предложенную задачу по осуществлению сестринского процесса:
Задача № ____.
ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА:
Настоящие: Потенциальные:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приоритетные проблемы подчеркнуть.
ЦЕЛИ УХОДА: _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА:
1. Режим: _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Санитарно-гигиенические мероприятия: _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обеспечение правильного питания: ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Проведение сестринских мероприятий в зависимости от приоритетных проблем пациента:
проблемы пациента | планируемые мероприятия |
Наблюдения за основными функциями __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выполнение назначений врача по лечению пациента, профилактика побочных действий лекарственной терапии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследований (по назначению врача). ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Проведение бесед с пациентом, направленных на первичную и вторичную профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни. __________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись медсестры: ____________Ф.И.О._______________ ___________ (расшифровка подписи)
ЗАДАНИЕ №2. Научиться оценивать интенсивность боли; оценивать эффективность анальгезирующей терапии:
1)изучить блок информации:
Технология выполнения простой медицинской услуги
ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ БОЛИ
Условия выполнения простой медицинской услуги:амбулаторно-поликлинические, стационарные, транспортировка в условиях "скорой медицинской помощи".
Пациент должен быть информирован о предстоящем исследовании. Информация об оценке интенсивности боли, сообщаемая ему медицинским работником, включает сведения о цели и ходе данного исследования. Письменного подтверждения согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на оценку интенсивности боли не требуется, так как данный диагностический метод не является потенциально опасным для жизни и здоровья пациента.
I. Подготовка к процедуре
1. Убедиться, что пациент находится в сознании.
1.1. При диагностировании сознания, отличного от ясного использовать шкалу комы Глазго (Glasgow Coma Score) для диагностики уровня угнетения сознания.
2. Убедиться в возможности речевого контакта с пациентом, учитывая тяжесть состояния, возраст, уровень сознания, нарушения речи, наличие/отсутствие языкового барьера.
2.1.При невозможности речевого контакта с пациентом, диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли).
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
II. Выполнение процедуры.
4. При наличии ясного сознания и возможности речевого контакта провести оценку уровня боли на диагностическом уровне:
4.1. Спросить у пациента о наличии боли.
4.2. При подтверждении пациентом наличия болевого синдрома:
4.2.1. Предложить пациенту оценить интенсивность боли по 5-бальной шкале.
0 - нет боли
1 – слабая
2 - умеренная
3 - сильная
4 - сильнейшая
5 - непереносимая
4.2.2. Выяснить локализацию боли
4.2.3. Выяснить иррадиацию боли
4.2.4. Выяснить продолжительность боли
4.2.5. Выяснить характер боли
4.2.6. Полученные результаты документировать. Зоны боли описать в терминах топографической анатомии или отметить на схематическом изображении человеческого тела.
Образец схематического изображения мужского тела для графического обозначения зон болевого синдрома
Образец схематического изображения женского тела для графического обозначения зон болевого синдрома
4.3. При отрицании пациентом наличия болевого синдрома, документировать в медицинской документации факт отсутствия боли в момент осмотра.
5. При проведении повторного исследования уровня боли (динамический мониторинг уровня боли), провести оценку уровня боли на уровне динамической оценки
5.1. Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля.
5.2. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.
5.3. Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях.
5.4. Полученные результаты документировать.
III. Окончание процедуры.
6. Ознакомить пациента с полученными результатами.
7. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
8. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
При отказе пациента от проведения оценки, а также при наличии подозрений в истинности предоставляемых данных (симуляция, аггравация, диссимуляция) диагностировать и документировать невербальные признаки болевого синдрома (маркеры боли)
Невербальные признаки боли (маркеры боли):
- Влажная кожа.
- Тахикардия и тахипноэ, не связанные с заболеванием.
- Слезы, влажные глаза.
- Расширение зрачков.
- Вынужденная поза.
- Характерная мимика - сжатые зубы, напряжение мимической мускулатуры лица (нахмуренный лоб, поджатые губы).
- Прижатие рукой места локализации боли, поглаживание и растирание его.
- Нарушение глазного контакта (бегающие глаза).
- Изменение речи (темпа, связности, стиля).
- Поведенческие реакции (двигательное беспокойство, постукивание пальцами, непоседливость).
- Эмоциональные реакции: капризность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, вспышки агрессии.
- Нарушения сна.
- Потеря аппетита.
- Стремление к одиночеству.
- Стоны во сне или в те моменты, когда пациент считает, что он один.
- Частые разнообразные жалобы, не связанные с болью.
2) Деловая игра «Определение интенсивности боли у пациента». Работа в парах: «медсестра – пациент»: Смоделируйте общение с пациентом, страдающим болевым синдромом. Определите интенсивность боли, задокументируйте Ваши действия.
Ф.И.О. пациента _________________________________ Возраст ___________
Диагноз ___________________________________________________________________________
Интенсивность боли по 5-бальной шкале. ( отметить)
0 - нет боли
1 – слабая
2 - умеренная
3 - сильная
4 - сильнейшая
5 - непереносимая
· локализация боли (отметьте на соответствующей схеме и опишите _______________________
______________________________________________________________________________________
· иррадиация боли _____________________________________________________________________
· продолжительность боли ______________________________________________________________
· характер боли ________________________________________________________________________
Предложить пациенту отметить текущий уровень боли на 10-бальной шкале визуально-аналогового контроля. Попросить пациента отметить на той же шкале уровень боли на момент предыдущего осмотра.
Оценить положительную/отрицательную динамику субъективной оценки болевого синдрома в абсолютных и/ или относительных показателях. Сделать вывод об эффективности анальгезирующей терапии ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Решить задачу:Пациент выписан из онкологического диспансера с диагнозом «периферический рак лёгкого, 4 стадия». Предъявляет жалобы на сильнейшие боли в грудной клетке справа. Получает трамал по 1 таблетке 3 раза в день, промедол 1 раз на ночь. Оцените интенсивность боли, эффективность анальгезирующей терапии. Ваши действия. Как можно помочь пациенту. Ответ запишите. Используйте статьи медицинских журналов, интернет.
______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №3. Тренинг «Оказание неотложной помощи при кровохарканье и лёгочном кровотечении»
1) Заполните таблицу «Отличия кровохарканья и кровавой рвоты:
Признаки | Кровохарканье | Кровавая рвота |
Наличие в анамнезе заболеваний | Наличие в анамнезе болезней легких. | Наличие в анамнезе болезней печени, желудка с диспепсическим болевым синдромами. |
Предшествующие явления | ||
Условия отделения крови | ||
Цвет крови, реакция (щелочная, кислая, нейтральная) | ||
Продолжительность | ||
Отделение мокроты в последующем | ||
Мелена |