Правила пользования пикфлуометром:
· Обнулить
· Держать прибор горизонтально
· Сделать глубокий вдох
· Плотно обхватить загубник губами
· Сделать максимально сильный и быстрый выдох
· Оценить полученные результаты
· Повторить измерения два и более раз, пока различия между измерениями не будут превышать 20 л/мин
· Выбрать наилучший результат и записать его
Зачёт по теме:
- Вводный контроль (банк тестов) ________%
- Ведение дневника __________________
- Опрос и осмотр пациента (сдача практических умений) ___________________
- Аускультация и перкуссия грудной клетки (сдача практических умений) _________________
- Направления на исследования (сдача практических умений) ________________________
- Заключительный тест-контроль «Подготовка к лабораторным и инструментальным исследованиям» __________%
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА _______________ подпись преподавателя ___________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
ТЕМА №3 «СП при бронхиальной астме»
1) лекция, учебник
2) повторить по ОСД: техника безопасности при работе с биожидкостями, применение кислородной подушки, использование ингалятора, карманной плевательницы;
3) повторить по клинической фармакологии: лекарственные средства, применяемые при бронхиальной астме;
ТЕМА№ 3: « СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ»
Время: 270 минут
Тип занятия: доклиническая практика
Дата: _______________
В соответствии с Государственным образовательным стандартом и рабочей программой студент должен знать:
· определение понятия "бронхиальная астма";
· этиологию, виды аллергенов;
· симптомы бронхиальной астмы;
· типичные признаки приступа удушья;
· алгоритм оказания доврачебной помощи при приступе удушья;
· профилактику и принципы лечения бронхиальной астмы, роль медсестры;
· возможные проблемы пациента;
· роль астмашкол.
уметь:
· осуществить сестринский процесс при бронхиальной астме;
· оказать доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы;
выполнять следующие процедуры и манипуляции:
· аускультация легких;
· измерение частоты дыхания;
· ингаляторное введение лекарств;
· оксигенотерапия;
· внутривенное введение лекарственных препаратов;
· обучить использованию спинхалеров, пикфлуометров;
· сбор мокроты для микроскопии.
Хронокарта:
№ | Этапы занятия | Время |
1. | Организационный момент | 2 мин |
2. | Мотивация учебной деятельности | 2 мин |
3. | Входной контроль | 30 мин |
4. | Самостоятельная работа студентов | 220 мин |
5. | Выходной контроль | 30 мин |
6. | Подведение итогов занятия | 5 мин |
7. | Задание на дом | 1 мин |
ЗАДАНИЕ №1. Отработать умение осуществлять сестринский процесс при бронхиальной астме: решить предложенную задачу из сборника задач. Задача № ____.
ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА:
Настоящие: Потенциальные:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приоритетные проблемы подчеркнуть.
ЦЕЛИ УХОДА: _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА:
1. Режим: _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Санитарно-гигиенические мероприятия: _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обеспечение правильного питания: ____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Проведение сестринских мероприятий в зависимости от приоритетных проблем пациента:
проблемы пациента | планируемые мероприятия |
Наблюдения за основными функциями __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выполнение назначений врача по лечению пациента, профилактика побочных действий лекарственной терапии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследований (по назначению врача). ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Проведение бесед с пациентом, направленных на первичную и вторичную профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни. __________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись медсестры: ____________Ф.И.О._______________ ___________ (расшифровка подписи)
ЗАДАНИЕ №2.Научиться оказанию неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы.
1)Решить задачи:
Задача № 1
Медицинскую сестру ночью вызвали в палату к пациентке, находящейся на лечении по поводу бронхиальной астмы. Пациентку беспокоит чувство нехватки воздуха, удушье, непродуктивный кашель. Объективно: состояние тяжелое, пациентка сидит на кровати, наклонившись вперед и опираясь на руки. Выражение лица страдальческое, кожные покровы бледные. Дыхание затруднено на выдохе (“выдавливает” из себя воздух), сухие свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 26 в минуту, пульс 90 в минуту, АД 140/90 мм рт. ст. Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента. _____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Поставьте диагноз неотложного состояния и запишите, какие признаки говорят об этом)
2. Составьте алгоритм действий м/с. ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2
Вас позвала соседка к пациенту 42 лет, страдающему бронхиальной астмой, он предъявляет жалобы на внезапный приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о край кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД 40 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы. Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента. _____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Поставьте диагноз неотложного состояния и запишите, какие признаки говорят об этом)
2. Составьте алгоритм действий м/с. ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) набрать в лоток лекарственные средства для оказания неотложной помощи и записать в тетрадь:
· из чемоданчика по оказанию неотложной помощи на дому __________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· -из «домашней аптечки» _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) отработать умение вводить лекарственные средства при приступе бронхиальной астмы:
· Изучить особенности введения препаратов, заполнить таблицу с помощью аннотаций к лекарственным средствам
№ | Наименование препарата / показания | Форма выпуска | Особенности введения / дозы | Побочные действия |
Эуфиллин (Аминофиллин. Диафилин) · При отсутствии небулайзера или настойчивой просьбе больного | · | |||
Преднизолон · При среднетяжёлом и тяжёлом приступе | · | |||
метилпреднизолона натрия сукцинат (метипред, преднол-Л, солу-медрол) · острые состояния, при которых требуется быстрый гормональный эффект максимальной интенсивности · При среднетяжёлом и тяжёлом приступе | · | · |
· Ввести эуфиллин в/в 240 мг, 120 мг, соблюдая правила введения препарата и общение с пациентом. Рекомендуется работать в парах «медсестра» - «пациент».
Число выполненных инъекций _______
ЗАДАНИЕ №3.Отработать умение обучать пациента ингаляционному введению лекарственных средств, использованию пикфлуометра. Работа в парах: «медсестра – пациент»:
1) Рассказать «пациенту», какие виды ингаляторов бывают. Подпишите изображения, указав вид ингалятора
______________________ _____________________ ___________________ ________________
Инструкция по применению спинхалера:
1. Расположить спинхалер вертикально, ротовым концом вниз.
2. Развинтить спинхалер.
3. Вложить капсулу интала в специальную чашечку цветным концом вниз.
4. Завинтить спинхалер.
5. Вдвинуть одну часть в другую по направлениям стрелок (эту операцию можно повторить).
6. Немного запрокинуть голову, обхватить губами ротовой конец и резко глубоко вдохнуть.
7. Задержать дыхание на 1020 сек., затем медленно выдохнуть.
8. Повторять вдохи до тех пор, пока весь порошок не будет использован.
Инструкция по применению турбухалера:
Турбухалер - многодозовый ингалятор, позволяющий дозировать и вдыхать препарат в очень маленьких дозах. При вдохе порошок из турбухалера доставляется в легкие, поэтому важно, чтобы пациент сильно и глубоко вдохнул через мундштук.
Перед первым использованием турбухалер необходимо подготовить к работе:
1. Отвинтить и снять колпачок.
2. Держать ингалятор вертикально красным дозатором вниз. Не держать ингалятор за мундштук во время поворота дозатора. Повернуть дозатор до упора в одном направлении, а затем также до упора - в противоположном направлении. Выполнить описанную процедуру дважды.
Теперь ингалятор готов к использованию, повторять данную процедуру подготовки турбухалера к работе перед каждым использованием не требуется.
Для приема одной дозы пациент должен выполнить следующую процедуру:
1. Отвинтить и снять колпачок.
2. Держать ингалятор вертикально красным дозатором вниз. Не держать ингалятор за мундштук во время поворота дозатора. Для того, чтобы отмерить дозу, повернуть дозатор до упора в одном направлении, а затем также до упора - в противоположном направлении.
3. Выдохнуть. Не выдыхать через мундштук.
4. Осторожно поместите мундштук между зубами, сожмите губы и вдохните сильно и глубоко через рот. Мундштук не жевать и не сжимать зубами.
5. Перед тем как выдохнуть, выньте ингалятор изо рта.
6. Если требуется ингаляция более чем одной дозы, следует повторить пп. 2-5.
7. Закрыть ингалятор колпачком, проверить, чтобы колпачок ингалятора был тщательно завинчен.
8. Прополоскать рот водой, не глотая.
Нельзя снимать мундштук, т.к. он закреплен на ингаляторе и не снимается. Мундштук турбухалера вращается, но не следует поворачивать его без необходимости.