ЗАНЯТИЕ № 3. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ.

Цель работы:Научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.

Задание 1. Изучив материалы лекции и учебника и ознакомившись с дополнительной литературой, ответьте на следующие вопросы по теме:

· Дайте определение и расскажите факторы риска по артериальной гипертонии.

· Расскажите классификацию уровня АД по ВОЗ и МОГ, 1999 г.

· Перечислите клинические стадии артериальной гипертонии.

· Перечислите дополнительные методы, применяемые в диагностике артериальной гипертонии.

· Расскажите основные принципы лечения артериальной гипертонии.

· Охарактеризуйте понятие гипертонического криза.

· Расскажите клинику двух типов гипертонических кризов.

· Расскажите алгоритм неотложной помощи при гипертоническом кризе.

· Сформулируйте проблемы, поставьте цели и составьте план ухода при артериальной гипертонии.

· В чем заключается профилактика возникновения артериальной гипертонии.

Задание 2. Ответьте на вопросы тестового контроля:

1. Диета при гипертонической болезни предполагает

а) ограничение жидкости и соли б) увеличение жидкости и белков

в) ограничение жиров и углеводов г) увеличение жиров и белков

2. Возможный фактор риска гипертонической болезни

а) гиповитаминоз б) очаг хронической инфекции

в) нервно-психическое перенапряжение г) переохлаждение

3. АД 180/100 мм рт.ст. – это

а) гипертензия б) гипотензия в) коллапс г) норма

4. Основные симптомы гипертонического криза

а) головная боль, головокружение б) кровохарканье, головная боль, одышка

в) изжога, рвота, шум в ушах г) отрыжка, слабость

5. Потенциальная проблема пациента при гипертоническом кризе

а) асцит б) острая сосудистая недостаточность

в) кровохарканье г) сердечная недостаточность

6. Независимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе

а) введение пентамина б) введение лазикса

в) холод на грудную клетку г) горчичники на икроножные мышцы

7. Зависимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе – введение

а) дибазола, лазикса, клофелина б) нитроглицерина, анальгина

в) глюкозы, панангина г) морфина, гепарина

8. При лечении гипертонической болезни применяются

а) эналаприл, метопролол б) дигоксин, димедрол

в) целанид, корвалол г) атропин, аспаркам

9. Осложнения гипертонической болезни

а) инсульт, инфаркт миокарда б) обморок, коллапс

в) ревматизм, порок сердца г) пневмония, плеврит

10. Появление на фоне гипертонического криза обильной пенистой розовой мокроты является проявлением

а) пневмонии б) легочного кровотечения в) отека легких г) кровохарканья

11. Твердый напряженный пульс наблюдается при

а) гипертоническом кризе б) кардиогенном шоке в) коллапсе г) обмороке

12. Гипотиазид пациентам с гипертонической болезнью рекомендуется принимать

а) утром после еды б) утром натощак в) перед сном г) перед ужином

Задание 3. Решите ситуационно-проблемную задачу.

Пациентка 45 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии.

Пациентка предъявляет жалобы на периодические сильные головные боли в затылочной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегулярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет острой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Отмечает, что в последний год стала чувствовать себя хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше.

Пациентка избыточного питания (при росте 162 см, вес 87 кг). ЧДД 20 в минуту, пульс 80 в минуту, ритмичный, напряжен, АД 180/100 мм рт. ст.

Задания

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Эталоны ответов

Проблемы пациента

Настоящие: _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Потенциальные: _________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Приоритетная проблема: _________________________________________________

_______________________________________________________________________

Краткосрочная цель: _____________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Долгосрочная цель: ______________________________________________________

_______________________________________________________________________

План Мотивация
     
     
   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Оценка: ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4. Решите задачу по неотложной помощи.

К м/сестре обратилась за помощью соседка 68 лет, у которой после волнения появились сильные головные боли, звон в ушах, тошнота. Известно, что она многие годы страдает гипертонической болезнью. Нерегулярно принимает антигипертензивные лекарственные средства.

Объективно: пациентка несколько возбуждена, лицо гиперемировано, АД 190/110 мм рт. ст., пульс напряжён, ритмичен – 78 в мин.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий м/с.

Эталоны ответов

1. _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Алгоритм действий м/сестры: ___________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5. Пользуясь справочником, выпишите рецепты на следующие лекарственные средства: дибазол в ампулах, клофелин в ампулах и таблетках, магнезию, пентамин.

Эталоны ответов

1. Rp.: D.t.d.N. S: 4. Rp.: D.t.d.N. S:
2. Rp.: D.t.d.N. S:   5. Rp.: D.t.d.N. S: .
3. Rp.: D.t.d.N. S:    

Оценка (замечания преподавателя) ______________________________________

Наши рекомендации