Охрана и укрепление здоровья детей
Основная задача работников ГБДОУ - формирование гармонично развитого, здорового ребенка, способного выполнять свои биологические и социальные функции через обеспечение гармоничного взаимоотношения его с окружающей средой.
Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей:
I. Профилактическая работа:
1. Формирование специфического иммунного статуса ребенка в результате плановой иммунопрофилактической работы.
2. Проведение противоэпидемических мероприятий:
ü четкое выполнение СанПиН 2.4.1.2660-10.
ü профилактика эпидемии гриппа и ОРВИ:
два раза в год в период роста заболеваемости закладывание оксолиновой мази в нос 5-10 дней;
фитонцидотерапия (использование в пище лука, чеснока, лимонов, индивидуальные чесночные кулоны);
курсы поливитаминов (ревит) два раза в год весной и осенью;
Свитаминизация третьих блюд в течение года постоянно.
3. .Обеспечение благоприятного течения адаптационного периода, совершенствование резервов социальной и биологической адаптации.
4.Формирование мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
II. Оздоровительная работа:
. Укрепление организма:
ü проведение закаливающих процедур (бодрящая гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, пальчиковый массаж, воздушные процедуры, хождение босиком по шипованным массажным коврикам с различными наполнителями, обширное умывание, прогулки на свежем воздухе с элементами гимнастики, проведение физкультурных занятий и прогулок в облегченной одежде);
ü разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
ü система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни.
В детском саду для проведения эффективной профилактической, оздоровительной и коррекционной работы сформированы две оздоровительные группы, ориентированные на профилактику острой заболеваемости детей, занимающей основной удельный вес в структуре патологии детей дошкольного возраста. Часто болеющим детям оздоровительных групп врач ДОУ назначает комплекс реабилитационных и профилактических мероприятий в соответствии с планом оздоровительных мероприятий: закаливание и ЛФК с элементами дыхательной гимнастики – на весь год, курсами -физиопроцедуры, массаж, фитотерапия, витаминотерапия, кислородные коктейли.
Показатели | Всего дней | |||
в возрасте до 3-х лет | в возрасте от 3-х до 7-и лет | всего дней пропущено | ||
Количество дней пропущенных одним ребенком по болезни за период работы учреждения: - 2012 год - 1 полугодие 2013 года | 24,6 12,9 | 22,8 8,4 | 23,4 9,6 |
Таким образом, можно отметить тенденцию к снижению количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни, в возрастной группе от 3-х до 7-ми лет и в целом по саду.
Вывод: В детском саду ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья детей.Педагоги создавали условия в группах для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными возможностями: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, занятия по начальному обучению плаванию, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, спортивные праздники.
Организация предметной образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях и материальное оснащение.
В детском саду созданы все условия для гармонического развития ребёнка дошкольного возраста. Учебный процесс оснащён наглядным дидактическим и учебно-игровым оборудованием. Состояние педагогического процесса хорошее, оборудование современное. Методический кабинет укомплектован учебно-методическим материалом в достаточном количестве. Все педагоги стремятся обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, двигательную, эмоциональную активность детей. Хочется отметить, что при оформлении предметно-развивающей среды педагоги руководствовались Федеральными Государственными Требованиями к учебно-материальному обеспечению с соблюдением следующих принципов:
Ø Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования;
Ø Полифункциональности, предусматривающего возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
Ø Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды (возможность вынести на первый план ту или иную функцию пространства);
Ø Учета полоролевой специфики – насыщение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
Ø Интеграции образовательных областей – материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других образовательных областей.
Все оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
При создании среды все педагоги учитывали возрастные особенности, количество воспитанников, площадь групповых помещений.
Удачно использованы приемы условного разделения зон. Хорошо представлены комнатные растения, ритм открытых и закрытых секций мебели.
Педагоги групп максимально обеспечили условия для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции.Ганькина Е.Ю. оформила кабинет по изучению дошкольниками ПДД и в марте 2013 года провела его презентацию на уровне района.
В апреле 2013 года был проведен смотр предметно-развивающей среды, по итогам которого лучшие группы №№ 9,7,2,2ф,6ф,8ф получили детскую мягкую мебель.
Вывод: вся предметно-развивающая и пространственная среда организована с учётом рекомендаций «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» СанПиН 2.4.1.2660-10, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы
Для занятий с детьми физкультурно-оздоровительной работой в физкультурном зале имеется спортивное оборудование: гимнастическая стенка, маты, обручи, стойки для прыжков в высоту, гимнастические палки, гимнастические скамейки, мячи разного диаметра.
В группах оборудованы физкультурные уголки, где собрано физкультурно-спортивное оборудование для индивидуальных занятий детей: скакалки, мячи, ленты, атрибуты к подвижным играм; представлено разнообразное нетрадиционное оборудование: гантели, эспандеры из киндеров, деревянные следы, игры бельбаке.
В детском саду есть бассейн, в котором проводятся занятия по начальному обучению плаванию с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Плавательная ванна прямоугольная 3х7, глубина от 0,6 до 0,8 м, лестница для спуска в ванну оборудована перилами. Имеется спортивный инвентарь: разделительные дорожки с яркой маркировкой, плавательные доски разных размеров, игрушки, плавающие и тонущие различных форм и размеров, надувные круги разных размеров,
Нарукавники, очки для плавания, мячи резиновые разных размеров, поролоновые палки.
Для проведения с детьми культурно-массовой работы в ДОУ оборудован музыкальный зал с имеющимся необходимым оборудованием: пианино, а также разнообразные ТСО: музыкальный центр, караоке, мультимедийный экран с проектором.
Вывод: предметно-развивающая среда ГБДОУ оснащена полностью. Все оборудование оформлено эстетично.практично в употреблении, не токсично, закреплено и соответствует возрастным особенностям детей. В 2013 году были приобретены костюмы сказочных героев для проведения утренников и развлечений.
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка.
Безопасность воспитанников обеспечивается следующими направлениями работы учреждения:
ü охрана учреждения осуществляется круглосуточно охранным предприятием «ТОРАКС»
ü по периметру здания установлены камеры наружного видеонаблюдения (5 шт.), наблюдение ведется по всей территории, прилегающей к ГБДОУ.
ü установлена система центрального видеонаблюдения. Информация с камер поступает на сервер, установленный в помещении охраны, здесь же ведется запись.
ü учреждение имеет металлическое ограждение по периметру прилегающей территории;
ü установлена кнопка экстренного вызова сотрудников ОВД: 3 шт. (в помещении охраны, в кабинете заведующего, в кабинете заместителя заведующего по АХР)
ü оконные проемы находятся под сигнализацией;
ü на входных дверях установлены доводчики; в каждой группе имеется основной и запасные выходы.
Каждая группа имеет свой путь эвакуации.
ü огнетушители, пожарные рукава, пожарная сигнализация исправны и соответствуют требованиям ППБ;
ü ежеквартально по плану работы учреждения проводятся учебные тренировки, на которых отрабатываются действия всех сотрудников и воспитанников на случай ЧС;
ü комиссия по охране труда, утвержденная приказом заведующей, систематически осуществляет осмотр детских прогулочных площадок, помещений ДОУ с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровья воспитанников;
ü мебель для детей подобрана и маркирована с учетом требований СанПиН и антропометрических данных;
ü игровые пособия, игры и игрушки имеют сертификаты соответствия на использование в ДОУ.
Медицинское обслуживание.
Основные звенья:
· организация и проведение мониторинга состояния здоровья детей в ДОУ;
· разработка алгоритма плановой профилактической и оздоровительной работы с детьми;
· организация режима питания детей в ДОУ;
· оптимизация двигательного режима детей в детском дошкольном учреждении путем введения в режим дня обязательного ежедневного оздоровительно-игрового часа;
· оптимизация режима закаливания детей в ДОУ путем совершенствования системы и методов закаливающих воздействий;
· гигиенический контроль за условиями воспитания и обучения детей;
· оказание консультативной помощи родителям и педагогам по вопросам развития, состояния здоровья, возможностях реабилитационной и коррекционной деятельности;
· повышение квалификации средних медицинских работников дошкольных образовательных учреждений.
Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду. В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания.На базе ДОУ сформированы и функционируют две оздоровительные группы, где дополнительно по назначению врача проводятся реабилитационные и профилактические мероприятия в соответствии с планом
Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, соответствующими медикаментами. В каждом из корпусов имеется процедурный кабинет, 2 изолятора, массажный кабинет, кабинет физиотерапии, зал ЛФК. В следующем учебном году планируется продолжить проведение оздоровительных мероприятий, которые включают в себя физиопроцедуры, массаж, занятия ЛФК, фитотерапию, кислородные коктейли, по назначениям врача для укрепления здоровья воспитанников.
Наши рекомендации