Плохая память ребёнка: причины, лечение
По разным данным от 2 до 10% детей имеют весьма серьёзные проблемы с памятью, причём 5% - в школьном возрасте. Однако прежде чем рассматривать характер нарушений, необходимо остановиться на этапах и видах нормальной памяти, чтобы читателю стало ясно, во-первых, в чём особенности состояния этой важной функции у детей, и, во-вторых, что, собственно, расстраивается.
Различают три этапа памяти: запоминание воспринятого (или запечатлевание), который заканчивается переводом новой информации на долговременное хранение. Между прочим, второй этап памяти так и называется – хранение. По мнению подавляющего большинства исследователей, запоминается и переводится на долговременное хранение (в долговременную память) не всё. Существует ещё понятие кратковременной (или краткосрочной) памяти, которая присутствует короткое время, не более 1 минуты, а затем подвергается забыванию.
Воспроизведение (репродукция) – третий этап памяти. Воспроизводится и узнаётся то, что хранится в памяти, причём в нужное время и в нужном месте. Этот этап, как у людей зрелого возраста, так и особенно стариков и детей, является самым уязвимым.
v Психологи отличают воспроизведение от узнавания. Последнее сопровождается параллельным всплыванием обстоятельств запоминания (когда, где, вместе, с чем и т.п.). В процессе же «чистого» воспроизведения человек устанавливает, что данное обстоятельство (объект, факт) ему известен – и всё.
Видов памяти чрезвычайно много. Различают зрительную, слуховую, двигательную память, причём у разных людей тот или иной вид является преобладающим. Излишне доказывать, что у художника зрительная память развита лучше слуховой, а у композитора – наоборот. Двигательная память развита у спортсменов, людей физического труда, например у квалифицированного столяра-краснодеревщика или слесаря-инструментальщика.
Каждый человек, в том числе родные и близкие ребёнка, должны знать преобладающий характер его памяти. Это имеет важное значение для процесса обучения – как, например, обеспечить ребёнку лучшее запоминание иностранных слов: проглядыванием, прослушиванием или проговариванием вслух, то есть, включая двигательный компонент?
Существует деление на механическую и смысловую память. Первая используется при изучении языков, географических названий, исторических дат, вторая требует параллельного включения процесса мышления, без этого, например, математические теоремы или законы физики запомнить невозможно.
Есть ещё ряд классификаций. Весьма важна оценка непроизвольной и произвольной памяти, когда запоминание и репродукция происходят случайно и спонтанно (запоминаются нечто, попавшее в поле зрения; воспроизводится что-то по ассоциации) или активно, мотивированно и целенаправленно.
Психологи оперируют терминами непосредственной памяти (увиденного, услышанного ребёнком в какой-то момент) и опосредованной памяти (по рассказу взрослых, по книге). Наконец, различают память образную и вербальную; в первом
случае зрительный, слуховой или иной образ восприятия и их последовательное или одновременное сочетание. Вербальная память – словесная, речевая.
v Память тесно связана с другими психическими функциями: запоминание и репродукция улучшаются при активном внимании, в случаях, когда видимое, слышанное и т.п. эмоционально переживается. Интерес к познанию чего-либо резко повышает способности памяти: неинтересное запоминается с трудом. Наконец, значительно улучшается память при включении процесса мышления: неосмысленный материал, по данным известного немецкого исследователя Германа Эббингауза, запоминается в 9 раз хуже осмысленного (попробуйте «зазубрить» без осмысления математическую теорему?).
Какие виды памяти более развиты у детей, и какие
Нарушения наблюдаются чаще?
Прежде всего отметим, что констатация того или другого устанавливается квалифицированным психологом.
Память детей в дошкольном, младшем школьном и даже часто в среднем школьном возрасте в большей степени непроизвольна, непосредственна и образна. Так, 80% детей младшего школьного возраста запоминают непроизвольно. С другой стороны, опосредованное запоминание полноценно развивается с 13 – 14 лет. Механическая память у детей, в противоположность пожилым людям, более развита, чем смысловая. Поэтому, вкладывая в ребёнка какие-то сведения, пробуждая его активность, лучше опираться на непосредственные и непроизвольные впечатления. Следовательно, книги, которые вы читаете детям, должны быть качественно иллюстрированы. Если вы хотите учить здорового ребёнка иностранному языку (или языкам), лучше использовать время максимального развития механической памяти – младший школьный или даже дошкольный возраст.
Причин, которые вызывают снижение памяти ребёнка, много, и не всегда память поражается первично. Выделяют следующие причины:
v общебиологические;
v социально-психологические;
v органические.
Под общебиологическими причинами подразумевают внемозговые заболевания. Состояние психической слабости (астении), развивающиеся после перенесённых тяжёлых инфекций или отравлений, сопровождаются ослаблением памяти, причём на длительное время – до нескольких месяцев. Если ребёнок страдает какими-то хроническими заболеваниями внутренних органов, это небезразлично для памяти. Пороки сердца, особенно врождённые, вызывают снижение потребления кислорода тканью мозга; отсюда и патология памяти, и то же относится к болезням органов дыхания (даже у детей с аденоидами память снижена). При болезнях желудочно-кишечного тракта, когда нарушается всасывание пищи, в том числе белков, автоматически снижается содержание «молекул памяти» (рибонуклеиновой кислоты – РНК), ответственных за перевод информации в долговременное хранение. Почечная недостаточность приводит к
аутоинтоксикации (самоотравлению организма) недоокисленными азотистыми шлаками, парализующими активность клеток мозга. Нарушение памяти проявляются у детей с тяжёлым рахитом.
В последнее время появился ряд сообщений о недостатке йода в организме как фактора, снижающего память и обучение. Выделены местности, где обнаружен недостаток йода в воде и других средах, и к ним относится Северо-Западный регион. Поэтому рекомендуется включать в питание детей продукты с высоким содержанием йода, особенно морепродукты. Общепринято, что психические функции, в том числе память, страдают при недостатки витаминов в организме (особенно группы В и РР).