Каждый ребенок, и как мы можем ему в этом помочь?
Прежде всего, малышу необходимо активное исследование окружающего мира. Ему нужно копаться в земле и строить замки из песка. Ребенку необходимо собирать цветы, ягоды и ходить в лес за грибами. Позаботьтесь, чтобы ваш малыш увидел настоящих животных.
Учитывая некоторые особенности жизни городских детей, ситуация, в которой они думают, что звери обитают в телевизоре, коровы дают стерилизованное молоко в картонных коробках, а батоны растут на деревьях, может стать вполне реальной. Поэтому ребенку очень нужны игры на природе, поездки на море и лето у бабушки в деревне. Обязательно организуйте посещение зоопарка!
Программа изучения окружающего мира изначально заложена в каждом ребенке, и он всеми силами пытается ее реализовать. Но для взрослых – это одна из самых нелюбимых сторон детского развития. Для них она чревата грязной и рваной одеждой после прогулок, обнаружением в комнате банок с жуками, червяками и лягушками, заклеиванием разбитых носов и коленей… Очевидно, что предоставление возможности общаться с миром требует усилий, времени и внимания со стороны родителей. Чем вникать в дела малыша, гораздо легче посадить его в манежик, запретить пачкаться и внушить страх ко всему, что движется. Но постарайтесь быть честными перед самими собой и ответить на вопрос: «Когда я не даю ребенку возиться в грязи и лазить по деревьям, я действительно думаю о его безопасности, или все-таки больше беспокоюсь из-за новых домашних хлопот?».
Малыш должен познакомиться с достижениями той культуры, к которой он принадлежит. В этой связи хочу вам поведать смешную, но характерную историю. Недавно директор одного детского сада, находящегося на окраине Санкт-Петербурга, рассказала мне, что некоторые пятилетние дети за всю свою жизнь ни разу не были в центре города. Чтобы восполнить этот пробел, воспитателям пришлось показывать петербургским ребятишкам фильмы про исторические места родного города.
Кроме общения с природой и культурным наследием предков, ребенок накапливает опыт взаимодействия с разными людьми. При этом тенденции отгораживать ребенка от пагубного влияния бывшего мужа, вредной свекрови и нерадивых одноклассников встречаются сплошь и рядом. Иногда, во избежание причинения вреда нежной детской психике, в черный список отлученных от общения с малышом вносятся почти все, за исключением нескольких счастливчиков.
Спору нет! Уделять внимание тому, с кем и как общается ребенок, необходимо! Но вспомните, что каждому из нас в течение жизни приходится сталкиваться с множеством людей в различных ситуациях. И чем больше различных людей находились рядом с нами в детстве, тем шире наш репертуар поведения. Таким образом, мы приобретаем творческий подход в общении. Мы становимся способными находить новые способы коммуникации, быть гибкими и понимать разные точки зрения.
Пытаясь защитить ребенка, важно не перегнуть палку и не начать спасать и беречь его от его же собственной жизни. Когда мы слишком сильно волнуемся за детей, наши чувства передаются им. Из-за этого мир вокруг них начинает казаться полным опасностей и неприятностей. Капля за каплей у ребенка пропадают любопытство, смелость и радость познания, а на их месте в душе поселяется страх посещения новых мест и встреч с людьми. В конце концов, дверь получения опыта перед ними закрывается, и фундамент построения творческих способностей начинает разрушаться.
Пусть вас также излишне не тревожит непостоянство увлечений ребенка. Не пугайтесь, если семилетний мальчик вчера хотел быть хоккеистом, сегодня футболистом, а на завтра наметил себе карьеру эстрадного исполнителя. Ребенку важно попробовать себя в разных сферах деятельности. А очень ранняя профессионализация отражает скорее амбиции родителей и преподавателей, чем потребности нормально развивающегося малыша.
А теперь давайте научим ребенка самостоятельно создавать новое на основе того, что уже имеется в его распоряжении. Для этого существует целый ряд приемов. Например, разделите лист бумаги на четыре части и в каждой из них нарисуйте круг. Предложите ребенку создать четыре разные картинки, используя эти круги. То же самое можно делать и с другими геометрическими фигурами. Покажите ему, как комбинировать разные материалы в поделках и получать новые цвета, смешивая краски. Поищите вместе с ним неожиданное применение обычным предметам. Прочитайте сказку, а потом придумайте ей новый конец. Пусть ребенок интерпретирует пословицы и поговорки и пытается самостоятельно объяснять жизненные явления. Ну и, наконец, запаситесь мужеством и терпением и переживайте вместе с малышом период «почемучки», отвечая на все его вопросы и поощряя задавать следующие.
Дети обожают изображать новые слова, играть в несуществующих животных, мастерить из подручных материалов костюмы и самостоятельно сочинять сказки. Принимайте и одобряйте их идеи, даже если они кажутся вам неожиданными.
На этом этапе очень важно не ограничивать ребенка в реализации его фантазий. Он должен получать удовольствие от процесса творчества, свободного самовыражения.
Обратите внимание на то, как вы реагируете на преподнесенные вам детские подарки собственноручного изготовления. Когда ребенок рисует, лепит, сочиняет и строит, он стремится получить внимание близких. И иногда несколько эпизодов небрежного обращения с работами малыша достаточно, чтобы он на всю жизнь запомнил: то, что он делает, никому не нужно. А так как юный творец (как, впрочем, и творец любого возраста) связывает обращение людей с его рисунками и аппликациями с их отношением лично к нему, то он легко и быстро приходит к выводу, что и сам он, никому не нужен.
Мы приучены постоянно давать, и получать оценки: хорошо/плохо, красиво/некрасиво, молодец/не молодец… Но ребенку нужна не просто критика или похвала, а качественное описание его работ. Сделать это совсем не сложно. Например, посмотрите на рисунок и назовите использованные в нем цвета и типы линий.
Такое реагирование на творчество ребенка научит его слышать в отзывах учителей, одноклассников и коллег смысл и содержание их слов, а не впадать в переживания из-за оценок.