Проблема эффективности профилактических программ при работе с зависимостями разных типов.

На данный момент существует немало подходов к организации комплексной профилактической работы. Наиболее известны семь основных подходов к построению профилактических программ, описанных Ялтонским В.М. и Сиротой Н.А. На практике используются различные их сочетания.

Основные подходы таковы:

Предоставление информации – этот подход предполагает, что повышение уровня знаний о психоактивных веществах и последствиях их употреблении является эффективным средством для отказа от наркотиков. Среди нескольких вариантов этого подхода наиболее популярными является: предоставление информации о негативном влиянии наркотических веществ на организм и продолжительность жизни.

Это, как правило, стратегия запугивания, сознательного вызывания страха. Чаще всего такие программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Сами по себе, эти отдельно взятые методы, далеко не всегда являются эффективными. Их эффективность существенно ограничивается срабатыванием естественных психологических защитных механизмов. К программам, построенным на этой основе, относятся, прежде всего, школьный курс ОБЖ. Сегодня это единственный предмет, помимо биологии, в котором затрагиваются проблемы употребления наркотиков. Но, как правило, учителя ОБЖ ограничиваются обзором и анализом вредных последствий употребления наркотиков, не уделяя внимания куда более значительным для подростков аспектам этой проблемы.

Эмоциональное «обучение» – этот подход базируется на предположении о том, что зависимость от наркотиков чаще развивается у людей, имеющих трудности в понимании и выражении собственных эмоций. Это люди с низкой самооценкой и неразвитой способностью к сопереживанию (эмпатией), с недостаточно развитой эмоциональной сферой, имеющие в структуре своей личности так называемый «запрет на эмоции». В связи с этим, они часто не способны накапливать опыт переживаний и принятия решения в стрессовых ситуациях. Они низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой включиться в группу сверстников и быть принятыми ею – даже посредством приобщения к наркотикам. Поэтому содержание программ эмоционального обучения сводится к оказанию помощи в преодолении «эмоциональной глухоты и немоты». Подростковая наркомания в настоящее время распространилась не только на подростков с проблемами в эмоциональной сфере, но и на многие другие группы молодых людей. Поэтому отдельно взятая эта модель, хотя и является эффективной, не может использоваться изолированно от других.

Когнитивный подход – основывается на теориях об изменении поведения и использует методы поведенческой терапии. Проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем. Эксперименты с наркотиками могут быть попыткой демонстрации взрослого поведения, способом уйти от родительского контроля, выражением социального протеста, вызовом по отношению к ценностям среды. Такое поведение можно трактовать как просьбу о помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, акт отчаянья, ответ на определенные нарушения в психологическом и социальном развитии. На основе такой позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые фокусируются на повышении у подростков устойчивости к различным негативным социальным влияниям и повышении индивидуальной компетентности. Традиционно эти программы охватывают две области: информационную и социальную резистентность. Информационный компонент заключается в изложении информации о вреде и социальной недопустимости употребления наркотиков. Социальный представляет собой разработку планов самосовершенствования, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влиянию других.

Воспитание противодействия наркотикам – этот подход фокусируется на привитии таких социальных навыков, как, во-первых, умение сопротивляться влиянию сверстников и, во-вторых, умение сказать «нет» в ответ на предложение попробовать наркотики. Первые нацелены на профилактику девиантного поведения, а вторые направлены на освещение типичных ситуаций, в которых подростку могут предложить наркотики и стратегий как от них отказаться.

Предоставление альтернативы – этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ, в которых молодые люди могли бы реализовать стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенную поведенческую активность. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которая вызывает волнение и предполагает преодоление различного препятствий или поощрение участия подростков во всех видах досуговой деятельности (разнообразные хобби, клубы и т.д.). Наибольшего эффекта с помощью этих программ можно добиться при работе с подростками группы риска.

Влияние социальной среды и сверстников – тренинги устойчивости к социальному давлению сверстников, где подростки получают «прививки» против воздействия средств массовой информации (например, в отношении легальных ПАВ), против влияния родителей, употребляющих табак и алкоголь. Одним из важных подходов в программах такого рода является работа с лидерами – подростками, желающими пройти обучение с целью осуществлять антинаркотическую работу в среде сверстников. До сих пор не существует стройной модели социального влияния, объясняющей пути, приводящие к употреблению наркотиков, но есть мнение, что лидеры подростковых групп, так же, как учителя и родители, влияют на установление более ответственного отношения к употреблению наркотиков и формирование определенного личного отношения к наркомании, а это действительно может снизить вероятность проб.

Укрепление здоровья – этот подход основывается на сочетании личного выбора и социальной ответственности за здоровье, где укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс «примирения» человека с окружающей средой. С этих позиций здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. Это позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные и физические возможности человека.

Проблема: В Концепции отражающей почти все мыслимые аспекты проблемы. Разработчики концепции рекомендуют специалистам делать акцент не столько на «традиционном проблемно-ориентированном подходе» к профилактике подростковой наркомании, сколько на профилактике, ориентированной на раскрытие «ресурсов психики и личности» подростков. Авторы концепции считают, что применение проблемно-ориентированного подхода не обеспечивает достижение поставленных целей, отмечая, что «проблемно-ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но не достаточны». На наш взгляд, явное разочарование в проблемно-ориентированном подходе к профилактике наркозависимости со стороны не только и даже не столько авторов Концепции, но многих других специалистов в разных регионах РФ, вызвано целым рядом причин требующих дополнительного осмысления.

Осмысление необходимо, поскольку то, что признается недостаточным и, по сути, неэффективным, на практике, нередко, оказывается единственно возможным, доступным для реализации. «До сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ». А это значит, что еще, как минимум, два-три года во многих средних образовательных учреждениях РФ профилактика зависимости от ПАВ будет проводиться в большинстве случаев только в традиционном «проблемно-ориентированном» ключе. Возникает вопрос: как сделать это единственно доступное, а во многих случаях и необходимое, более эффективным?

Ошибки:

1. Ошибки в организации времени и места.

Профилактическая работа в учебных заведениях проводится во внеурочное время, т.е. после пятого, шестого урока, в лучшем случае на классных часах. Это значит, что школьники вынуждены воспринимать необходимую для них, жизненно важную информацию, когда они уже и без того «загружены» учебным материалом, эмоциональными реакциями друг на друга и учителей. Многие школьники, к моменту окончания уроков испытывают голод, могут быть физически утомлены. В таких ситуациях даже удачно подобранная и грамотно поданная информация воспринимается фрагментарно, не анализируется, а при выраженном эффекте «запредельного торможения» может быть и вовсе проигнорирована.

Когда некую информацию задвигают на «потом», на самое неудобное время, у нас, как правило, создается впечатление, что это менее важная, менее значимая информация. Такие же реакции и оценки возникают у школьников. И они более чем усиливаются у них, когда подростки получают эту информацию на так называемых общешкольных мероприятиях, при немалом скоплении шумного школьного народа создающем атмосферу футбольного стадиона и, как следствие, «эффект толпы», в которой, как известно, сознание многих подростков «делится на двое».

2. Ошибки в выборе форм подачи материала, его структуры и содержания.

Проблемно-ориентированная первичная профилактика часто строилась на основе монолога, а в лучшем случае жестко регламентированного диалога с аудиторией слабо подготовленных и не вполне компетентных в вопросах подростковой наркомании «ответственных лиц». Если такими «ответственными лицами» выступали представители педагогического коллектива школы, то зачастую не принимался во внимание характер их взаимоотношений с подростками группы риска в прошлом. Негативный опыт взаимоотношений между людьми в прошлом, как известно, приводит к возникновению коммуникативных барьеров между ними в настоящем. Зачастую, в качестве приемов и методов реализации проблемно-ориентированной профилактики, использовались и используются по сей день, только те, что основаны на директивном воздействии - прямое убеждение, запугивание и т.п. В фокусе проблемно-ориентированной профилактики часто находились только моральная оценка и разного рода последствия употребления ПАВ «плохими» мальчиками и девочками. В тоже время, на второй план «задвигалась» психологическая незащищенность детей и подростков, их неподготовленность к воздействиям наркосреды и информационно-агрессивной наркокультуры, эксплозивное развитие, которой явилось побочным эффектом либерализации СМИ и общества в целом, в начале 90-х годов.

В активно разрабатываемых в последние годы, на федеральном и региональном уровне образовательных программах, таких дисциплин как ОБЖ и валеология, предусмотрена «раздробленная» подача информации антинаркотической направленности: С 5-го по 11-й класс от 2-х до 8-ми часов в течение учебного года. Такая раздробленная подача материала, на наш взгляд, оправдана только отчасти, в отношении дифференцированной по возрастным показателям информации о медицинских и социальных последствиях наркомании. Но ведь помимо информации предупредительного характера, школьники должны получать умения и навыки эмоциональной саморегуляции, навыки поведения в ситуации группового давления и т.д. К сожалению, до сих пор еще нет эффективных административных механизмов, обеспечивающих реализацию групповых тренинговых занятий по профилактике наркомании среди школьников.

3. Ошибки в оценке содержания и эффективности профилактических мероприятий.

Проблемно-ориентированная профилактика наркозависимости всегда находилась под спудом известной мифологемы: «Запретный плод сладок!» И, как следствие, до сих пор ни у кого нет уверенности в том, что проблемно-ориентированная профилактика не добавляет сладости легальным или нелегальным наркотиком. Эта неуверенность, зачастую выраженная в отсутствии осознанной, последовательной позиции, сквозит в тех мероприятиях, которые проводятся в школах «ответственными за антинаркотическую пропаганду». Подростками эта неуверенность «взрослых» считывается безошибочно, воспринимается как доказательство от противного, что, в конечном счете, и приводит к отрицательному эффекту, который связывается затем с самим подходом. Не случайно, что многие сегодня воспринимают проблемно-ориентированную профилактику как пропаганду фатально и целиком ориентированную «на запрет», запрет бесполезный и даже вредный, поскольку кажущиеся вкусовые достоинства «плода» от этого только выигрывают. Столь же ошибочным является ожидание скорых и впечатляющих результатов на фоне эпидемически распространяющейся наркотизации, а также последующее разочарование реальными достижениями. Даже после серии удачно простроенных на уровне школы или города мероприятий, в сложившейся ситуации, не стоит питать особых иллюзий.

В связи с этим, все больше упования и надежд в последнее время направлено на программы, ориентированные на раскрытие внутренних ресурсов подростков.

Наши рекомендации