Социальные изменения и социальное здоровье. Проблема стресса социальных изменений и социокультурных трансформаций.
Социальные изменения – фундаментальный социальный процесс, обсусловливающий резкие изменения в общественном здоровье. Хотя социальные изменения реализуются в структурных элементах общества, в основе изменения лежат культурные трансформации духовной жизни общества.
В течение последнего времмени направление социальных изменений – вестернизация, т.е. усвоение обществами паттернов соц. поведения, изначально присущих западным обществам. Социальные зменения – объективный процесс. Воля отдельных индивидов, включая политических лидеров, может лишь замедлить или ускорить, в той или иной мере изказить течение.
Существуют повреждающе эффекты вестернизации.
• Уменьшение численности населения в результате снижения сроднего возраста дожития (сметртности_, снижение рождаемости и роста межгосударственной миграции
• Рост общей нервно-психической заболеваемости, изменения её структуры в сторону преобладания заболеваний с более тяжелыми течением и исходами.
• Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией
• Рост профессиональной заболеваемости
• Появление значительных по объему маргинализированнх социальных групп (беженцы, бездомные, безработные)
• Рост всех видов социальной девиации
• Экономическая депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию.
• Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятельности.
Факторы, действуюзие на здоровье населения в условиях социаокультурной трансформации обзества вызывают у больших масс населения состояние под названием «СТРЕСС СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ» В нем можно выделить 2 составляющие:
• Морально-психологическую
• Экономическую
Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятив ного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсю да быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широ ких слоев населения. Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения. Это связано с тем, что со циальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тог да как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя». Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к со циальным изменениям, — «консервативный синдром», — и не только из-за угро зы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений вы ступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской куль туре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчер кивает Т. Парсонс. Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюм- пеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические ре формы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэко номических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономи ческого стресса населения. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться пе реносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неус пешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономическо го стресса. На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следу ющим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укреп ляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некото рые прежде низкостатусные группы меньшинств — религиозных и/или нацио нальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жиз ни в бедности.
Для периодов социокультурных трансформаций характерна утеря регулятив ного значения социальных норм (аномия по Э. Дюркгейму). Прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества. По словам М. Оплера, существует параллелизм между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальной психике. Отсю да быстрые социальные изменения приводят к состоянию деморализации широ ких слоев населения. Показано, что такие социальные катастрофы, как, например, войны, дают менее деморализующие эффекты, чем социальные изменения. Это связано с тем, что со циальным изменениям присуще резкое имущественное расслоение населения, тог да как в условиях социальных катастроф возникает феномен «разделенного горя». Подавляющему большинству людей свойственно негативное отношение к со циальным изменениям, — «консервативный синдром», — и не только из-за угро зы социально-профессиональному и материальному статусу, но и из-за нарушения чувства исторической и культурной преемственности. Поэтому формирование в процессе первичной социализации готовности к жизни в условиях изменений вы ступает важным фактором резистентности к повреждающему воздействию стресса социальных изменений. Ориентацию на стабильность, присущую российской куль туре воспитания, в отличие от американской ориентации на изменения, подчер кивает Т. Парсонс. Воспринимаемое экономическое положение само по себе служит основным, внутренним для общества источником изменений и проявляется в политическом давлении, оказываемом обществом на правительство. Согласно модели Б. Штрюм- пеля, под влиянием такого давления правительства начинают экономические ре формы. Поскольку подобные реформы всегда требуют структурных макроэко номических изменений, в том числе и перераспределения ресурсов общества из сферы потребления в сферу производства, возникает высокий уровень экономи ческого стресса населения. Люди могут либо согласиться, либо не согласиться пе реносить экономический стресс, чем и обусловлена успешность реформ. Неус пешные экономические реформы еще больше повышают уровень экономическо го стресса. На социальной структуре общества социальные изменения отражаются следу ющим образом. Часть представителей высокостатусных групп сохраняют и укреп ляют свои позиции. Кроме них в элите оказываются представленными и некото рые прежде низкостатусные группы меньшинств — религиозных и/или нацио нальных. Материальные трудности, как показывают исследования, тяжелее всего переживают, с точки зрения состояния здоровья, представители высших классов, поскольку, в отличие от представителей низших классов, у них нет навыков жиз ни в бедности.