Инфекции в зоне ЧС, их краткая характеристика.
Регистрация. Все больные и подозрительные на заболевания лица берутся на специальный учет в санитарно-эпидемиологическом учреждении, поэтому динамика поступления инфекционных больных докладывается в штаб санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК) не реже двух раз в сутки, а при карантинных инфекциях - каждые 2 часа.
- Эпидемиологическое обследование. При появлении инфекционных больных среди пораженных, поступивших на этап, проводится тщательное эпидемиологическое обследование, имеющее целью выявить источник заражения и пути передачи возбудителя, число общавшихся, а также определить объем лабораторного обследования и показания к антибиотикопрофилактике или использованию иммунопрепаратов.
-Госпитализация. Своевременная госпитализация инфекционного больного
является кардинальной мерой, предотвращающей распространение инфекции.
Эвакуация инфекционных больных из эпидемических очагов в зонах катастроф проводится специальным ил и приспособленным для этой цели транспортом, который после каждой перевозки должен быть подвергнут дезинфекции. В первую очередь эвакуируют больных высококонтагиозными формами инфекции. Вслучае привлечения к сопровождению больного сотрудников милиции, ОМОНа и др. необходимо предусмотреть меры их медицинской защиты (одежда, защитная маска, антибиотикопрофилактика и т.д.
-Дезинфекция , дезинсекция и дератизация . В помещении, где находится инфекционный боль ной до госпитализации, проводится текущая дезинфекция; после госпитализации больного проводится заключительная дезинфекция, особенно тщательно в местах временного размещения пострадавшего населения (в палатках, землянках). При кишечных инфекциях с момента выявления больного должна проводиться систематическая дезинфекционно-дезинсекционная обработка туалетов , ровиков и других мест накопления ил и сохранения возбудителей инфекции. При паразитарных тифах одновременно с дезинсекцией помещения проводится санитарная обработка контактных лиц, проживавших с заболевшим. В природных очагах проводятся дератизационные работы.
- Усиление санитарно-эпидемиологического надзора: дополнительное обследование водоисточников , запасов продовольствия, мест размещения эвакуируемых, внеплановое обследование декретированных контингентов и т.д .
- Применение средств общей и специальной экстренной профилактики или мер специфической профилактики по эпидемиологическим показаниям согласно существующим схемам.
- Широкое развертывание санитарно-разъяснительной работы проводится в целях повышения уровня санитарной культуры населения, разъяснения правил поведения инфекционных больных и носителей в районах катастроф до их изоляции, порядка использования водоисточников, продуктов питания, правил размещения, правил личной и общественной гигиены. \
Требования к эвакуации пострадавших и инфекционных больных
Среди пострадавшего населения следует проводить активное выявление больных с различными инфекционным заболеваниями, появляющихся за счет"фактора перемешивания", которые под лежат эвакуации. Эвакуации таких заболевших может осуществляться как за пределы, так и внутри зоны чрезвычайной ситуации. При планировании эвакуации инфекционных больных определяются их численность , очередность и сроки вывоза, маршруты следования до пунктов госпитализации ил и промежуточных пунктов .Основными санитарно-противоэпидемическими требованиями к эвакуации пострадавших и инфекционных больных являются:
-организация эпидемиологического наблюдения;
- выявление в местах сбора эвакуируемого населения инфекционных больных и подозрительных на инфекционные заболевания, изоляция их и направление в инфекционный стационар;
проведение экстренной профилактики (по показаниям);
оборудование на путях эвакуации и в местах расселения пострадавших инфекционных изоляторов, обсерваторов и осуществлением контроля за проведением санитарной обработки населения;
- контроль за организацией питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания на путях эвакуации и в местах размещения эвакуируемых;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил снабжения питьевой в одой и хранением пищевых продуктов , предназначенных для эвакуируемых инфекционных больных;
- организация контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуируемого населения;
- борьба с насекомыми и грызунами, контроль за удалением и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения. Руководство эвакуацией осуществляют штабы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) административных территорий. Для практического осуществления мероприятий по эвакуации в помощь штабам ГОЧС создаются специальные эвакуационные органы и формирования.
Органы управления здравоохранением и санитарно-эпидемиологиической службой организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия проводятся в местах сбора, в пунктах погрузки средства эвакуации и высадки в местах пред назначения, в пути следования и местах расселения.
Санитарнопротивоэпидемическое обеспечение эвакуируемых возлагается в местах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам - на местные отделы здравоохранения, центры санитарно-эпидемиологического надзора областные, краевые, городские, районные, а в пути следования по железным дорогам - на медико-санитарные органы МГТС, по водным путям сообщения - на органы медико-санитарного управления водного транспорта. Санитарно-эпидемиологическая служба республики, входящей в состав РФ, области, района, город а несет полную ответственность за санитарно-противоэпидемическое обеспечение и выделяет из состав а санитарно- профилактических учреждений врачей для организации мероприятий по медицинскому обслуживанию эвакуируемых групп. В обязанности вышеуказанных специалистов входит:
- выяснение медико-санитарных условий размещения эвакуируемых; участие в выборе и оборудовании мест отправки, прибытия и окончательного размещения пострадавших, а также санитарно-эпидемиологический надзор за ними;
организация медицинских осмотров эвакуируемых, проведение мероприятий по унитарной обработке по эпидемическим показаниям;
- организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора во время следования в поездах, суд ах, по шоссейным дорогам, на самолетах;
- проведение эвакуируемым по эпидемическим показаниям экстренной специальной и специфической профилактики;
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за организацией водоснабжения и питания.
Сан-эпид. служба на местах при эвакуации из районов катастроф должна иметь сведения: о контингенте эвакуируемых. Лица, ответственные за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых, должны иметь постоянную связь с органами исполнитель ной власти, осуществляющими эвакуацию.
48.Основные требования к эвакуации пострадавших и инфекционных больных из эпидемического очага, их краткая характеристика.
Среди пострадавшего населения следует проводить активное выявление
больных с различными инфекционным заболеваниями, появляющихся за счет"фактора перемешивания", которые под лежат эвакуации. Эвакуации таких заболевших может осуществляться как за пределы, так и внутри зоны чрезвычайной ситуации. При планировании эвакуации инфекционных больных определяются их численность , очередность и сроки вывоза, маршруты следования до пунктов госпитализации ил и промежуточных пунктов .
Основными санитарно-противоэпидемическими требованиями к эвакуации
пострадавших и инфекционных больных являются:
- организация эпидемиологического наблюдения;
- выявление в местах сбора эвакуируемого населения инфекционных больных и подозрительных на инфекционные заболевания, изоляция их и направление в инфекционный стационар;
- проведение экстренной профилактики (по показаниям);
- оборудование на путях эвакуации и в местах расселения пострадавших инфекционных изоляторов, обсерваторов и осуществлением контроля за проведением санитарной обработки населения;
- контроль за организацией питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания на путях эвакуации и в местах размещения эвакуируемых;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил снабжения питьевой в одой и хранением пищевых продуктов , предназначенных для эвакуируемых инфекционных больных;
- организация контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуируемого населения;
- борьба с насекомыми и грызунами, контроль за удалением и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения. Руководство эвакуацией осуществляют штабы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) административных территорий. Для практического осуществления мероприятий по эвакуации в помощь штабам ГОЧС создаются специальные эвакуационные органы и формирования.
Органы управления здравоохранением и санитарно-эпидемиологиической
службой организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия проводятся в местах сбора, в пунктах погрузки средства эвакуации и высадки в местах пред назначения, в пути следования и местах расселения.
Санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых возлагается в
местах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам - на местные отделы здравоохранения, центры санитарно-эпидемиологического надзора областные, краевые, городские, районные, а в пути следования по железным дорогам - на медико-санитарные органы МГТС, по водным путям сообщения - на органы медико-санитарного управления водного транспорта.
Санитарно-эпидемиологическая служба республики, входящей в состав РФ,
области, района, город а несет полную ответственность за санитарно-
противоэпидемическое обеспечение и выделяет из состав а санитарно-
профилактических учреждений врачей д ля организации мероприятий по медицинскому обслуживанию эвакуируемых групп. В обязанности вышеуказанных специалистов входит:
- выяснение медико-санитарных условий размещения эвакуируемых;
- участие в выборе и оборудовании мест отправки, прибытия и окончательного размещения пострадавших, а также санитарно-эпидемиологический надзор за ними;
- организация медицинских осмотров эвакуируемых, проведение мероприятий по унитарной обработке по эпидемическим показаниям;
- организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора во время следования в поездах, суд ах, по шоссейным дорогам, на самолетах;
- проведение эвакуируемым по эпидемическим показаниям экстренной специальной и специфической профилактики;
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за организацией водоснабжения и питания. Сан-эпид. служба на местах при эвакуации из районов катастроф должна иметь сведения: о контингенте эвакуируемых. Лица, ответственные за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых, должны иметь постоянную связь с органами исполнитель ной власти, осуществляющими эвакуацию.
49.Особенности лечебно-эвакуационного обеспечения инфекционных больных, особенности медицинской сортировки.
Общим принципом лечебно-эвакуационного обеспечения в районах катастроф является, в основном, двухэтапная система оказания медицинской помощи заболевшим с их эвакуацией по назначению. Сохранившегося персонала медицинских учреждений в очаге и вблизи него для выполнения этих задач, как правило, недостаточно. Перемещение в короткие сроки к району бедствия крупных медицинских учреждений извне маловероятно, поэтому из состава лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений области и близлежащих районов выделяются медицинские силы и средства. Создаются подвижные высокомобильные формирования, предназначенные к выдвижению в район бедствия (бригады экстренной медицинской помощи, медицинские отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, подвижные госпитали, специализированные противоэпидемические бригады и др.). Кроме того, в зону катастрофы могут выдвигаться медицинские формирования медицинской службы МО РБ, врачебно-санитарной службы Бел. ЖД, МЧС и других ведомств, входящих в состав РСЧС. В совокупности эти силы обеспечивают оказание первой медицинской помощи на догоспитальном этапе. Оказание полного объема медицинской помощи и лечение до окончательного исхода обеспечивается на втором (госпитальном) этапе медицинской эвакуации.
Этап медицинской эвакуации - это формирования и медицинские учреждения, развернутые на путях эвакуации инфекционных больных из зоны (района) катастрофы и обеспечивающие прием, медицинскую сортировку, оказание регламентируемого вида медицинской помощи, лечение и подготовку к дальнейшей эвакуации. Каждому этапу устанавливается определенный объем медицинской помощи в соответствии с обстановкой, кадровыми возможностями и материальным оснащением. Характерной особенностью оказания медицинской помощи инфекционным больным является эшелонирование и рассредоточение ее оказания во времени и на местности по мере эвакуации больных из очага катастроф в стационарные лечебные учреждения.
Каждый этап медицинской эвакуации имеет свои особенности в организации работы. При его развертывании необходимо создать условия для приема, размещения и медицинской сортировки инфекционных больных с соблюдением противоэпидемического режима (при благоприятной погоде это может быть открытая сортировочная площадка). Оборудовать помещения для оказания медицинской помощи, временной изоляции, санитарной обработки, временной и окончательной госпитализации ожидающих эвакуации и подразделений обслуживания (хозяйственные, снабжения медицинским имуществом).
Проведение первичных противоэпидемических мероприятий на догоспитальном (первом) этапе медицинской эвакуации направлено на предупреждение распространения инфекций. До установления вида возбудителя и клинического диагноза на первом этапе оказания медицинской помощи основное значение приобретает сортировка инфекционных больных.
После осмотра больные подлежат немедленной изоляции и дальнейшей эвакуации в инфекционный стационар. В случае задержки эвакуации инфекционных больных, объем медицинской помощи должен быть увеличен и приближен к объему медицинской помощи в инфекционном стационаре. Если не представляется возможным изоляция или госпитализация на месте, то эвакуация инфекционных больных из района катастроф организуется в зависимости от эпидемической опасности для окружающих. На втором (госпитальном) этапе медицинской эвакуации (стационарные лечебные учреждения ведомственного, территориального здравоохранения) оказывается помощь в полном объеме.
В зоне чрезвычайной ситуации возможны два варианта организации оказания медицинской помощи инфекционным больным:
- первый, когда оказание медицинской помощи больным в полном объеме возможно обеспечить силами объектового и местного территориального здравоохранения без привлечения их из других регионов. В этом случае осуществляется лечение на месте, в пределах района (города), где произошла катастрофа; эвакуация больных осуществляется на короткие расстояния;
- второй, когда для ликвидации медико-санитарных последствий крупной катастрофы выдвигаются в зоны бедствия подвижные силы и средства здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы из соседних районов, городов, области и осуществляется в определенном масштабе эвакуация за пределы зоны бедствия в другие регионы страны.
В двухэтапной системе ЛЭО в ЧС медицинская помощь дифференцируется и эшелонируется по мере эвакуации инфекционного больного из района бедствия в стационарные лечебные учреждения, и к ее оказанию предъявляются три основных требования: преемственность в проводимых лечебно-профилактических мероприятиях, своевременность их выполнения и обязательное соблюдение правил противоэпидемического режима.
Выполнение этих требований в оказании помощи и лечении обеспечивается, во-первых, единством понимания происхождения и развития инфекционного процесса, а также соблюдением единых, заранее регламентированных и обязательных для всего медицинского персонала службы научно обоснованных принципов строгого противоэпидемического режима, оказания помощи инфекционным больным и их лечения при различных нозологических формах. Во-вторых, наличием медицинской документации, сопровождающей каждого инфекционного больного. Медицинскими документами, обеспечивающими преемственность в диагностике и оказании помощи больным являются: первичная медицинская карточка, талон на госпитализацию, история болезни.
Эвакуация больных из очагов особо опасных инфекционных заболеваний, как правило, не производится или резко ограничена. В случае необходимости ее осуществления должно быть обеспечено выполнение требований противоэпидемического режима с целью недопущения распространения инфекции на путях эвакуации: выделение специальных путей эвакуации; безостановочное движение через населенные пункты, по улицам городов; наличие средств дезинфекции в автотранспорте, сопровождение транспорта медицинским персоналом, организация санитарно-контрольных пунктов при выезде из очагов заражения.
В случае дальнейшей эвакуации оказании первой врачебной помощи на всех больных оформляется первичная медицинская карточка, а при ее отсутствии - любой произвольно заполненный документ. При задержке для лечения свыше одних суток первичная медицинская карточка используется как история болезни. В этих документах отражаются основные данные о диагнозе и характере болезни, оказанной медицинской помощи, способе эвакуации и др. При эвакуации больного эти регистрационные документы следуют вместе с ним.
Медицинская сортировка является непрерывным, повторяющимся и преемственным процессом при оказании пострадавшим и больным всех видов медицинской помощи. Она проводится с момента оказания первой медицинской помощи на месте (в зоне) катастрофы и в догоспитальный период за пределами зоны поражения, а также при поступлении инфекционных больных в территориальные, региональные и другие лечебные учреждения для получения ими полного объема медицинской помощи и лечения до окончательного исхода.
Цель сортировки состоит в том, чтобы обеспечить разделение больных по нозологическим формам и тяжести клинического течения. Это приобретает особую важность в ситуациях, когда в зонах катастроф среди пострадавшего населения находятся неизолированные инфекционные больные и количество нуждающихся в медицинской помощи и изоляции превышает возможности местного (территориального) здравоохранения.
В основе сортировки лежат три основных сортировочных признака:
- опасность для окружающих;
- лечебный признак;
- эвакуационный признак.
Опасность для окружающих определяет степень нуждаемости пострадавших в изоляции, санитарной или специальной обработке. В зависимости от этого инфекционных больных распределяют на следующие группы:
- подлежащие временной изоляции;
- нуждающиеся в специальной (санитарной) обработке - частичной или полной;
- не нуждающиеся в специальной (санитарной) обработке.
Лечебный признак - степень нуждаемости инфекционных больных в медицинской помощи, ее очередности и объеме (лечебное подразделение).
Эвакуационный признак - необходимость, очередность эвакуации, вид транспорта и положение пораженного при эвакуации. Исходя из этого признака, больных распределяют по группам:
- подлежащих эвакуации в другие лечебные учреждения с учетом эвакуационного предназначения, очередности, способа эвакуации (лежа, сидя), вида транспорта;
- подлежащих оставлению в данном лечебном учреждении (по тяжести состояния) временно или до окончательного исхода.
Особое внимание уделяется выявлению инфекционных больных, опасных для окружающих и нуждающихся в неотложной по жизненным показаниям медицинской помощи. Проведение медицинской сортировки наиболее эффективно при создании сортировочных бригад, в состав которых выделяют опытных врачей, способных быстро оценить состояние больного, установить диагноз (ведущее поражение) и попрогностическим признакам определить характер необходимой медицинской помощи и порядок эвакуации.
Медицинский персонал любого уровня подготовки и профессиональной компетентности (медицинская сестра, фельдшер, врач) в первую очередь обязан осуществить выборочную сортировку и выявить больных, опасных для окружающих. Затем определить наиболее нуждающихся в медицинской помощи.
В районах катастроф при поступлении инфекционных больных в стационары следует проводить медицинскую сортировку, диагностику и лечение по их нозологическим формам и тяжести клинического течения.
Медицинская сортировка инфекционных больных на догоспитальном этапе должна предусматривать выделение однородных групп больных: а) по предварительному диагнозу и эпидемической опасности; б) по тяжести и эвакуационному предназначению.
При медицинской сортировке инфекционные больные по начальным клиническим признакам распределяются на пять основных групп:
- с преимущественным поражением верхних дыхательных путей и легких;
- с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта;
- с признаками очагового поражения нервной системы;
- с поражением кожи и слизистых оболочек;
- с выраженным синдромом общей интоксикации без локальных органных поражений.
Сортировка больных осуществляется по степени эпидемической опасности. Больные с симптомами поражения органов дыхания наиболее опасны для окружающих, поэтому в отношении их требуется проведение строгих противоэпидемических мероприятий. Менее опасны в эпидемиологическом отношении больные с поражением органов пищеварения.
По эпидемическим признакам выделяются две группы больных:
- больные с воздушно-капельными инфекциями;
- больные с остальными инфекционными заболеваниями.
Первоочередной эвакуации в инфекционный стационар подлежат, с учетом транспортабельности, тяжелые больные и все больные с высоко контагиозными инфекциями и имеющие признаки поражения органов дыхания. Больные в состоянии средней тяжести и больные контагиозными инфекциями с признаками поражения органов пищеварения эвакуируются во вторую очередь, все остальные категории больных - в третью очередь.
Больные первой группы направляются в инфекционные больницы, где развертываются отделения с боксами для опасных воздушно-капельных инфекций, работающие в строгом противоэпидемическом режиме. Больные второй группы направляются в инфекционные отделения больниц. При недостатке коек возможно их размещение в терапевтических отделениях, переведенных на режим работы инфекционных отделений.
Часть больных может оказаться нетранспортабельными (поражения ботулотоксином, острыми септическими формами мелиоидоза, сибирской язвы, чумы и т.д.). Их количество может возрастать при длительной задержке эвакуации в лечебные учреждения. Следует учитывать, что транспортабельность инфекционных больных будет определяться, кроме тяжести состояния, условиями транспортировки (расстояние, продолжительность, вид транспорта, характер дороги при эвакуации автотранспортом, высота полета при эвакуации авиатранспортом и другие факторы).
50. Медицинское снабжение. Определение, значение и задачи медицинского снабжения в общей системе медицинского обеспечения населения при ЧС, их краткая характеристика. Принципы снабжения медицинским имуществом ВСМК и других медицинских учреждений, их краткая характеристика.
Медицинское снабжение - это система научных знаний и практических действий, обеспечивающих своевременное и полное обеспечение потребностей службы медицины катастроф Минздрава России в медицинском имуществе во всех режимах функционирования.
Основные принципы медицинского снабжения:
- организация медицинского снабжения должна соответствовать задачам и структуре службы медицины катастроф;
- организация медицинского снабжения службы медицины катастроф должна соответствовать существующей в системе здравоохранения организации обеспечения лекарственными сред ствами и медицинской техникой;
- запасы медицинского имуществ а, их эшелонирование и организация должны обеспечивать высокую готовность службы медицины катастроф всех уровней и успешное выполнение задач в любых условиях обстановки.
- Исходя из приведенных принципов, сформулированы задачи медицинского снабжения службы медицины катастроф. Основными из них являются:
- обеспечение медицинским имуществом повседневной лечебно-диагностической, профилактической и научно-исследовательской деятельности центров медицины катастроф, подчиненных им учреждений и формирований;
- обеспечение готовности учреждений и подразделений медицинского снабжения к работе в различных режимах функционирования службы медицины катастроф;
- прогнозирование потребности в медицинском имуществе в ЧС и оценка его местных ресурсов в интересах службы медицины катастроф;
- создание, правильное содержание и обеспечение целенаправленного использования резервов медицинского имущества при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
- сбор и анализ информации о состоянии медицинского снабжения в ЧС;
- организация защиты медицинского имущества от поражающих факторов ЧС;
- организация бесперебойного обеспечения медицинским имуществом учреждений и формирований службы медицины катастроф и населения в ЧС;
- руководство подразделениями медицинского снабжения по вопросам производственной деятельности и совершенствования их материально-технической базы;
- взаимодействие с органами медицинского снабжения федеральных, территориальных и местных органов исполнительной власти;
- наличие четкой и эффективной системы учета и отчетности по медицинскому снабжению;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для совершенствования организации снабжения медицинским имуществом в ЧС и медицинского оснащения формирований и учреждений службы медицины катастроф;
- контроль состояния медицинского снабжения;
- участие в разработке нормативно-правовых документов службы МК;
- участие в подготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов МК;
- участие в международном сотрудничестве в области совершенствования организации медицинского снабжения и работы органов медицинского снабжения службы медицины катастроф в ЧС.
Снабжение медицинским имуществом формирований и учреждений службы
медицины катастроф организуют органы медицинского снабжения. К ним относятся: отделы медицинского снабжения центров медицины катастроф, аптеки и склады медицинской техники под чиненных им учреждений.
Основные функции органов медицинского снабжения:
- определение потребности в медицинском имуществе, его заготовка, учет, храпение;
- приготовление лекарственных средств;
- отпуск (доставка) медицинского имущества дл я повседневной лечебнопро-филактической деятельности и накопления запасов на случай ЧС;
- содержание запасов и резервов медицинского имущества в готовности к применению по предназначению;
- техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;
- организация метрологического контроля медицинских средств измерений;
- контроль качественного состояния химико-фармацевтических и биологических препаратов (материалов), технического состояния медицинской техники и порядка использования (эксплуатации) медицинского имущества;
- выполнение научных исследований по анализу и обобщению опыта медицинского снабжения в ЧС, совершенствованию организационно-штатной структуры и деятельности органов медицинского снабжения, а также использованию медицинского оснащения службы медицины катастроф. В ре жиме повседневной деятельности осуществляются
- определение потребности в медицинском имуществе для резервов , его заготовка и распределение по объектам снабжения для хранения;
- нормирование медицинского имущества для снабжения в ЧС;
- накопление и содержание резервов медицинского имущества в постоянной готовности к выдаче и использованию по предназначению, в том числе освежение лекарственных средств , замена и техническое обслуживание медицинской техники;
- выполнение экстренных поставок медицинского имущества органам здраво- охранения субъектов Российской Федерации по заданиям Минздрава России;
- усовершенствование, профессиональная выучка и тренировка штатного состава подразделений медицинского снабжения дл я работы в ЧС;
- разработка рекомендаций и оказание методической помощи подчиненным учреждениям и формированиям службы медицины катастроф по организации медицинского снабжения в различных режимах функционирования.
Для получения права на выполнение мероприятий по обеспечению медицинским имуществом центры медицины катастроф, под чиненные им учреждения и формирования, обладающие статусом юридического лица, проходят аккредитацию и получают в установленном порядке лицензии на соответствующий вид фармацевтической деятельности. Отдельно оформляются лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом (получением, хранением, отпуском, расходованием и т.п.) наркотических и психотропных лекарственных средств, и на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность с их оборотом.
В режиме повышенной готовности:
- имеется возможность прогнозировать потребность в медицинском имуществе и заблаговременно уточнить укомплектованность резервов и неснижаемых запасов медицинского имущества, обеспеченность им формирований службы медицины катастроф;
- приведение в готовность к работе в ЧС под разделения медицинского снабжения, а также запасов медицинского имущества к транспортированию и т.п.;
- осуществляется сбор или уточнение данных о наличии жизненно важных лекарственных средств в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях в зоне возможной ЧС, а при необходимости и на прилегающих к ней территориях;
- принимаются меры для доукомплектования медицинских формирований недостающим и дополнительно необходимым медицинским имуществом;
- уточняется количество медицинского имущества, подлежащего вывозу в район ЧС, в том числе для первых рейсов транспорта;
- определяется потребность в транспортных средствах для доставки медицинского имуществ а и в рабочей силе для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
- организуется работа по упаковке имущества, которое по тем или иным причинам хранилось без тары ил и нуждается в специальных таре и упаковке в зависимости от гидротермического режима в районе ЧС и способов транспортирования;
- выдача предусмотренного для формирований МК медицинского имущества еще в пунктах постоянного пребывания в режиме повышенной готовности, что позволит персоналу ознакомиться с ним и, при необходимости, подготовить к применению.
- принимаются меры к защите людей и медицинского имущества от соответствующих поражающих факторов, личный состав инструктируется по организации работы в условиях радиоактивного или химического загрязнения местности, обучается применению индивидуальных средств медицинской защиты, методам дезактивации и дегазации лекарственных средств и медицинской техники.
Выдается медицинское имущество по накладным. При отсутствии достаточного времени па его полную проверку приемка может производиться по маркировке на упаковках и упаковочным листам. Лекарственные средства списка А, наркотические и психотропные препараты всегда проверяются в полном объеме. В режиме чрезвычайной ситуации:
- уточнение потребности в медицинском имуществ е для укомплектования формирований и учреждений службы медицины катастроф и оказания медицинской помощи пораженным в ЧС;
- изъятие (разбронирование) медицинского имущества из резерв ов, отпуск (доставка) для использования его в зоне ЧС;
- организация своевременного и полного обеспечения медицинским имуществом мероприятий службы медицины катастроф;
- учет обеспеченности учреждений и формирований, осуществляющих оказание медицинской помощи пораженным, и снабжение их недостающим медицинским имуществом;
- представление заявок в соответствующие органы исполнительной власти на дополнительное медицинское имущество, недостающее для полной ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, контроль за его поступлением и использованием;
- взаимодействие с органами медицинского снабжения федеральных, территориальных и местных органов исполнительной власти, в том числе с органами управления фармацевтической деятельностью и снабжением медицинской техникой;
- учет медицинского имущества, направленного и поступившего в зону ЧС, его поставщиков и получателей;
- под ведение итогов работы учреждений и подразделений медицинского снабжения и расхода медицинского имущества в зоне ЧС, под готовка и представление отчетных документов.
Потребность в медицинском имуществ е для оказания медицинской помощи в ЧС определяется
- прогнозом или количеством фактически имеющихся пораженных,
- объемом противоэпидемических и других мероприятий службы МК.
В зависимости от подчиненности медицинских формирований имеются следующие источники медицинского имущества:
- резервы медицинского имущества службы медицины катастроф для формирований и учреждений, подчиненных центрам медицины катастроф;
- неснижаемые запасы медицинского имущества - для лечебно-профилактических учреждений, имеющих задания на перепрофилирование коечной сети для массового приема пораженных, и создаваемых ими формирований (медицинские отряды, бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности и др.) по планам МСГО.
Кроме того, для оказания медицинской помощи пораженным используются:
- запасы медицинского имущества лечебно-профилактических учреждений, используемого ими в своей повседневной лечебно-диагностической работе;
- текущие запасы медицинского имущества аптечных учреждений и имущество, поступающее от фармацевтических предприятий и других поставщиков по договорам;
- медицинское имуществ о длительного хранения, содержащееся па базах спецмедснабжения органов здравоохранения субъектов Российской Федерации (поособому распоряжению );
- медицинское имуществ о, поступающее из других регионов страны в порядке оказания помощи при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
- медицинское имущество, получаемое в результате использования местных ресурсов народного хозяйства;
- медицинское имущество, поступившее в качестве гуманитарной помощи.
Учет медицинского имущества независимо от принадлежности к тому или иному классу медицинское имуществ о классифицируется на группы по учетным признакам;
- основные средства - медицинская техника длительного пользования (эксплуатации) стоимостью за единицу на д ату приобретения более пятикратного, установленного законом, размера минимальной месячной оплаты труда.
- расходное медицинское имущество - лекарственные средства, иммунобиологические и радиофармацевтические