Какое психическое явление возникает у человека довольно поздно, в онтогенезе, как вытеснение из сознания и является производной величиной от развития и дифференцировки сознания (по З.Фрейду)?
-Сознание.
-Интуиция.
-Эмоции.
-Бессознательное.
-Память.
Сознание, как писал Л.С. Выготский, характеризуется перерывами и, нередко, отсутствием видимых связей между отдельными его элементами. Что заполняет эти "перерывы"?
-Мышление.
-Интуиция.
-Эмоции.
-Бессознательное.
-Сон.
Что образуется без участия сознания, не является феноменом сознания, а отражает процессы, организующие на неосознаваемом уровне специфическое состояние психики, которое, в значительной степени предваряет решение когнитивной задачи на сознательном уровне?
-Когнитивная установка.
-Безотчетные эмоции.
-Неосознаваемое восприятие.
-Временные связи - ассоциации.
-Психологическая защита.
Повышение порогов осознания эмоционально значимой словесной информации, когда словесные стимулы действуют вне фокуса внимания человека - это:
-Когнитивная установка.
-Безотчетные эмоции.
-Неосознаваемое восприятие.
-Временные связи - ассоциации.
-Психологическая защита.
В определённых случаях неосознаваемые внешние сигналы, если они однажды или несколько раз совпадали с сильными отрицательными эмоциональными возбуждениями, могут через месяцы и даже годы вызвать у человека:
-Когнитивную установку.
-Безотчетные эмоции.
-Неосознаваемое восприятие.
-Временные связи - ассоциации.
-Психологическую защиту.
Следы прошлого могут оставаться годами под уровнем сознания, влиять на творчество и поведение человека в качестве подлинных физиологических мотивов, при наличии у субъекта доминирующих эмоциональных переживаний или мотивации, благодаря следующему:
-Когнитивной установке.
-Безотчетным эмоциям.
-Неосознаваемому восприятию.
-Временным связям - ассоциациям.
-Психологической защите.
В случаях переживания длительных и сильных отрицательных эмоций наибольшие пластические изменения происходят в нервных кругах, связанных с эмоциональным поведением, а именно:
-В лимбической системе.
-В затылочных долях головного мозга.
-В лобных долях головного мозга.
-В таламусе.
-В стволе мозга.
Классические работы Р. Сперри, на людях с "расщеплённым мозгом", посвящены исследованиям:
-Безотчетных эмоций.
-Неосознаваемому восприятию.
-Временным связям - ассоциациям.
-Функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
-Психологической защите.
Обратные временные связи играют значительную роль в формировании:
-Когнитивной установки.
-Безотчетных эмоций.
-Неосознаваемого восприятия.
-Временных связей - ассоциаций.
-Психологической защиты.
Тема 31. Сознание
Свойственная человеку высшая интегративная форма психического отражения действительности, целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире - это:
-Зрительная система.
-Память.
-Сознание.
-Восприятие.
-Ощущение.
Высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми - это:
-Зрительная система.
-Память.
-Сознание.
-Восприятие.
-Ощущение.
Связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать её в своих интересах - это:
-Зрительная система.
-Память.
-Сознание.
-Восприятие.
-Ощущение.
Мир субъективных, т.е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, которые образуют духовный мир человека, его внутреннюю жизнь - это:
-Зрительная система.
-Память.
-Сознание.
-Восприятие.
-Ощущение.
Концепция "светлого пятна" (по И.П.Павлову) - это:
-"Творческий" участок коры больших полушарий, где легко образуются условные рефлексы и дифференцировки.
-Центральная часть головного мозга.
-Лобные отделы коры головного мозга.
-Интегративная деятельность мозга.
-Совокупность высших корковых функций.
Теория "прожектора" (по Ф.Крику) - это:
-"Творческий" участок коры больших полушарий, где легко образуются условные рефлексы и дифференцировки.
-Центральная часть головного мозга.
-Лобные отделы коры головного мозга.
-Интегративная деятельность мозга.
-Область наиболее высокой импульсации нейронных ансамблей представляющая как бы центр внимания, который может перемещаться.
Синтез двух видов информации - наличной и извлекаемой из памяти, составляет тот ключевой механизм, который лежит в основе:
-Памяти.
-Сознания.
-Восприятия.
-Ощущения.
-Мышления.
Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, в действие включается:
-Зрительная система.
-Память.
-Сознание.
-Восприятие.
-Ощущение.
Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа в действие включается:
-Зрительная система.
-Память.
-Сознание.
-Восприятие.
-Ощущение.
Когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться не может, без волевого решения, в действие включается:
-Зрительная система.
-Память.
-Сознание.
-Восприятие.
-Ощущение.
Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него, в случае неприятия немедленных действий в действие включается:
-Зрительная система.
-Память.
-Сознание.
-Восприятие.
-Ощущение.
Эффективное нахождение поведенческого ответа является функцией:
-Памяти.
-Сознания.
-Восприятия.
-Ощущения.
-Бессознательного.
Интегрированная оценка ситуации является функцией:
-Памяти.
-Сознания.
-Восприятия.
-Ощущения.
-Бессознательного.
Возникновение речи является функцией:
-Памяти.
-Сознания.
-Восприятия.
-Ощущения.
-Бессознательного.
Понятие свободы воли является функцией:
-Памяти.
-Сознания.
-Восприятия.
-Ощущения.
-Бессознательного.
Совокупность знаний об окружающем мире является характеристикой:
-Памяти.
-Сознания.
-Восприятия.
-Ощущения.
-Бессознательного.
Обеспечение целеполагающей деятельности человека является характеристикой:
-Памяти.
-Сознания.
-Восприятия.
-Ощущения.
-Бессознательного.
Осмысленность чего-то представляемого человеком или осознаваемого является характеристикой:
-Памяти.
-Сознания.
-Восприятия.
-Ощущения.
-Бессознательного.
Связь с языком и речью является характеристикой:
-Памяти.
-Сознания.
-Восприятия.
-Ощущения.
-Бессознательного.
Тема 32. Память
Процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания:
-Память.
-Ощущение.
-Представление.
-Интеллект.
-Восприятие.
Совокупность информации, приобретённой мозгом и управляющей поведением - это:
-Память.
-Ощущение.
-Представление.
-Интеллект.
-Восприятие.
Примитивный процесс на уровне рецепторов с сохранением следов порядка 1/4 секунды - это:
-Сенсорная память.
-Кратковременная память.
-Долговременная память.
-Неврологическая память.
-Эволюционная память.
Если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени, около 20 секунд, сохраняться, пока мозг её обрабатывает и интерпретирует - это:
-Сенсорная память.
-Кратковременная память.
-Долговременная память.
-Неврологическая память.
-Эволюционная память.
"Архив", в котором определённые элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множества рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время - это:
-Сенсорная память.
-Кратковременная память.
-Долговременная память.
-Неврологическая память.
-Эволюционная память.
След памяти, сформированный в результате обучения:
-Энграмма.
-Консолидация.
-Реверберация.
-Условный рефлекс.
-Безусловный рефлекс.
Процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы, во время пребывания следа в фазе кратковременного хранения:
-Энграмма.
-Консолидация.
-Реверберация.
-Условный рефлекс.
-Безусловный рефлекс.
Механизм консолидации, основанный на многократном прохождении нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов:
-Энграмма.
-Консолидация.
-Реверберация.
-Условный рефлекс.
-Безусловный рефлекс.
Интервал времени, необходимый для перехода следа памяти из кратковременного хранения, в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное, обеспечивающее длительное существование энграммы - это:
-Длительность консолидации.
-Длительность реверберации.
-Архивирование.
-Хранение.
-Воспроизведение.
Этап формирования энграммы, характеризующийся неустойчивостью следа и существующий в течение непродолжительного периода - это:
-Сенсорная память.
-Кратковременная память.
-Долговременная память.
-Неврологическая память.
-Эволюционная память.
Переход следа памяти в устойчивое состояние, которое не изменяется в течение продолжительного периода - это:
-Сенсорная память.
-Кратковременная память.
-Долговременная память.
-Неврологическая память.
-Эволюционная память.
Фиксацию следа памяти обеспечивает процесс:
-Консолидации.
-Реверберации.
-Ретроградной амнезии.
-Архивирования.
-Хранения.
Прерывание процесса консолидации приводит к физическому уничтожению:
-Энграммы.
-Консолидации.
-Реверберации.
-Условного рефлекса.
-Безусловного рефлекса.
Процесс, не связанный с памятью:
-Запоминание.
-Хранение.
-Узнавание и воспроизведение.
-Забывание.
-Ассоциация.