Учение о том, что после смерти христианин оказывается в могиле и без всяких признаков сознания лежит там до дня воскресения, является довольно мрачным

Допустим, такое учение действительно является таковым, однако это не означает, что оно ложно. Вопрос не в том, мрачным или веселым кажется нам то или иное учение, а в том, является ли оно библейским. Наш критик, конечно же, согласится, что учение, согласно которому грешники претерпевают в аду нескончаемую пытку, воспринимается еще хуже, однако ему и в голову не придет, что в силу этого оно оказывается ложным. Вряд ли наши чувства и фантазии могут стать надежным проводником в принятии окончательного решения по вопросам вероучения.

Однако мы не согласны с обвинением, которое заявлено в данном возражении. Оно основано не столько на здравом рассуждении, сколько на чувствах. Разве спящий человек может что-либо знать о том, сколько времени он спит и что он находится в состоянии сна? Равным образом, разве могут "спящие в прахе земли" (Дан. 12:2) знать о том, сколько тысячелетий прошло с тех пор, как они оказались в этом состоянии, или о том, что их ложем стала земля? Возвращение в сознание, которое произойдет по голосу Христа,- станет для них сигналом, по которому они "изыдут" (Ин. 5:28, 29). Когда воскресшие из мертвых праведники узнают, сколько веков они "спали", это время покажется им всего лишь каким-то мигом, а когда станет реальностью нескончаемая вечность, время их бессознательного состояния покажется им вовсе ничтожно малым.

Мы повторяем - выдвинутое обвинение основывается не столько на здравом размышлении, сколько на чувствах, а чувство, не подкрепленное Писанием, не может быть серьезным возражением. Однако дерзнем сказать, что даже с точки зрения чувств данное возражение не представляется обоснованным. У священника, который красноречиво описывает, какое блаженство испытывает умерший сын мистера Брауна, язык прилипает к гортани, когда он начинает говорить об оплакиваемом сыне мистера Джонса, который погиб в пьяной драке. Если мистера Брауна всегда радует мысль, что его горячо любимый сын наслаждается небесным блаженством, то мистера Джонса неотвязно преследует идея, что его столь же любимый, но непокорный сын непрестанно страдает от невыразимых адских мук. И надо заметить, что переживания обоих отцов вызваны одним и тем же учением. Если решение проблемы зависит от переживаемого чувства, тогда мы хотели бы, чтобы мистер Джонс и мистер Браун ответили на вопрос: является ли учение о "спящей душе" более мрачным, чем учение о душе бессмертной?

На эту проблему можно посмотреть и с другой точки зрения. Предположим, что благочестивый мистер Джонс умирает, а его своенравный сын продолжает жить. Согласно учению о бессмертной душе, вошедший в небесную славу покойный отец может видеть, что делают его дети и даже способен, как дух, витать где-то около них. Разве небо останется для мистера Джонса местом блаженства, когда он увидит, что делает его никчемный сын? На небе такой отец будет чувствовать себя даже хуже, чем на земле, потому что на земле он имел возможность советом или примером как-то повлиять на сына, а на небе ему остается только безнадежно взирать, как его горячо любимый сын неуклонно приближается к гибели. Когда же смерть настигает сына, страдание отца становится еще сильнее, - ведь он знает, что его заблудший сын будет вечно гореть в неугасимом адском огне. Все это логически вытекает из учения о бессмертии души.

Учитывая все сказанное, нам остается только удивляться тому, что возражение, основанное на чувствах, вообще могло быть выдвинуто против учения о "спящей душе". Да, мы согласны с тем, что любая мысль о смерти и могиле сопряжена с чувством боли и безысходности, так как могила и смерть - враги Божьей Вселенной. Однако разве вера в бессмертие души может хоть как-то уменьшить печаль, переживаемую людьми? Нет, здесь имеет место как раз обратное. Мы считаем, что и Библия, и наши чувства говорят в пользу учения, согласно которому человек пребывает в могиле без всяких признаков сознания до дня воскресения.

Возражение 92

В сравнении с христианским учением в целом, согласно которому человек обладает бессмертной душой, покидающей тело в момент смерти, учение адвентистов о том, что после смерти человек до дня воскресения безмолвно, без признаков сознания лежит в могиле, является небиблейским, нелогичным и грубым.

Основную часть этого возражения (по крайней мере, в том, что касается якобы небиблейского характера адвентистского учения) мы уже рассмотрели на предыдущих страницах, однако сама форма возражения предполагает сравнение двух учений, касающихся природы человека. Учение о бессмертии души отличается некоторыми характерными особенностями.

1. Согласно этому учению мы должны верить, что внутри нас обитает некая духовная субстанция, определяющая свойства личности, которая, однако, не имеет ни веса, ни ощутимых размеров. Такое убеждение логически требует, чтобы мы верили, будто данная субстанция и является подлинной личностью, поскольку тело рассматривается всего лишь как оболочка и временная тюрьма. Такой подход требует непосильных усилий от многих людей, которые во всем остальном остаются весьма благочестивыми, и особенно от тех, кто составляет ряды людей сведущих и ученых. Стремясь доказать существование этой предполагаемой субстанции, христианский богослов и философ вынужден опираться на какие-то смутные библейские отрывки и делать метафизические выводы. Для многих такое "доказательство" по-прежнему идет вразрез со свидетельством чувств и основными законами науки, поскольку наши чувства просто не способны различить подобной субстанции, а большинство вполне четких и ясных законов природы не обнаруживают место, где могло бы находиться нечто, не имеющее ни веса, ни размеров.

Вера в то, что подлинный человек представляет собой всего лишь какую-то воздухообразную душу, которая не имеет веса и к тому же столь мала, что (как утверждали богословы прошлых поколений) десять тысяч таких душ могут без труда разместиться на кончике тонкой иглы, лишает будущую жизнь всякой реальности. Получается так, что небо нельзя воспринимать как нечто реальное, потому что, сохраняя последовательность рассуждений, надо признать, что похожие на пар незримые существа пребывают в месте, которое обладает такой же, как они, природой. Такое учение превращает небо в воздушное жилище бесплотных духов, которые (и было бы просто нелогично представить, что они могут делать что-нибудь более существенное) бесконечно перелетают с места на место под аккомпанемент арф. Такое представление о небе привело к тому, что у многих пропало желание оказаться в этом благословенном месте, потому что человек так устроен, что может думать только о чем-то более реальном, чем парообразные небесные существа. Данная доктрина делает логически необходимым неугасимый огонь ада, поскольку, если человеку изначально присуще бессмертие, и грешники, и праведники должны проживать бесконечное количество веков. Такая вера способствовала рождению леденящих кровь проповедей. Допустим, что, в отличие от прошлого, сегодня обычный служитель не проповедует на такую тему, однако его молчание лишь свидетельствует о всей отвратительности учения, которое должно быть достоверным, если человек является бессмертной душой. И тогда утрачивается вера в грядущее возмездие (в любую его форму), потому что в сознании обычного человека не может совместиться неугасимый огонь и Божий характер. В результате происходит крушение нравственных ценностей, потому что для уравновешенного взгляда на религию необходимы как вера в наказание, так и вера в награду.

Никогда никакое другое учение не навлекало столько упреков на Бога и христианство. Рассказывают, что еще в детстве, услышав ортодоксальную проповедь о том, какую кару Бог обрушит на грешников, Роберт Ингерсол (Ingersoll) воскликнул: "Если Бог на самом деле таков, я Его ненавижу". Все усилия христианских апологетов, стремящихся согласовать это учение со всеобщей и глубоко укорененной верой в любящего Бога, не достигают своей цели. Для апологетики это весьма трудно.

Однако представление о неугасимом огне создает и другую проблему. Христианский взгляд на Вселенную требует, чтобы завершение Божьего плана спасения людей и победы над злом привело к восстановлению первоначального состояния всеобщей святости и блаженства. Однако если существует ад, то тогда зло не уничтожается, а просто изолируется. Сегодня христиане рассматривают политику сегрегации как недостаточную временную меру, которую земное правительство использует для того, чтобы бороться с преступностью. Можно ли предположить, что такая процедура является идеальной, когда к ней прибегает правительство небесное?

4. Учение о бессмертии души не оставляет возможности логически объяснить воскресение тела и то наказание, которое совершается в конце земной истории. Несмотря на то, что оба учения (учение о воскресении и учение о будущем суде) входят в символы веры почти всех деноминаций, они противоречат учению о том, что тело - это всего лишь тюрьма, из которой душа после смерти отправляется прямо за своей наградой. Для чего душе снова возвращаться в эту "тюрьму", и нужен ли суд, если сразу после смерти каждая душа уже получает по заслугам, отправляясь на небо или в ад? Эти вопросы уже намекают на ответ и хотя бы отчасти объясняют, почему о воскресении почти никто не проповедует.

5. Учение о бессмертии души делает вполне логичным явление спиритизма. Широко распространенное представление о том, что умершие друзья и родственники находятся где-то рядом с нами и искренне интересуются нашими делами, довольно тесно соседствует со спиритизмом, который прямо говорит о том, что связь с умершими возможна. Таким образом, вместо того чтобы воздвигать стену на пути этого увлечения, которое все служители воспринимают как зло, учение о бессмертии души открывает ему двери.

В конце концов, несмотря на всю полемику, надо признать, что ортодоксальное представление о человеке и его будущей жизни сопряжено с серьезной проблемой. Если богодухновенное изречение - "по плодам их узнаете их" - все еще остается надежным правилом, тогда такое учение заслуживает осуждения, потому что его плоды - это богословская путаница, спиритизм и неверие.

Библейское учение о природе человека, проповедуемое адвентистами седьмого дня, помогает решить нелегкие вопросы и затруднения, с которыми сталкиваются христиане, придерживающиеся теории бессмертия души. Данное учение, являющееся истинно библейским, помогает обрести новое ощущение реальности и вселяет доверие к различным важным аспектам христианской религии.

Нам не приходится отстаивать неправдоподобную доктрину, согласно которой в человеке существует "нечто", являющееся его подлинной сущностью, но в то же время не воспринимаемое ни одним из наших органов чувств и не определяемое ни одним из проверенных законов науки. Слово "человек" в нашем понимании обозначает вполне ощутимую реальность. Мы не блуждаем в лабиринтах метафизических дискуссий, пытаясь постичь или объяснить, каким образом Бог вдунул в человека дыхание жизни и он стал душою живою: основываясь на непререкаемом библейском свидетельстве, мы просто утверждаем, что тело, душа и дух в равной мере необходимы для того, чтобы дать существование и смысл тому, что подразумевает Библия, когда говорит о человеке в самом принципиальном значении этого слова.

Нас не смущает и обвинение в том, что подобное представление о человеке достаточно грубое. Такое обвинение показывает, что в какой-то мере христианство до сих пор заражено ересью гностицизма, согласно которой материя - явное

зло. Говорят, что в католицизме гностицизм наполовину одержал победу. Монашеское рвение, охватившее многих в первые века существования Церкви и достигшее своей драматической кульминации в умертвляющем плоть аскетизме так называемых столпников, было естественным следствием губительной идеи, согласно которой материя - зло, и чем больше изнурено тело, тем ярче расцветает душа.

Адвентисты седьмого дня никогда не находили основания для монашеского аскетизма: напротив, наше представление о человеке заставляет нас очень внимательно заботиться о своем теле. Мы усматриваем полноту смысла в повелении Павла, который сказал: "Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (1 Кор.10:31). И кроме того, мы, пожалуй, лучше всех можем оценить слова апостола о том, что наши тела - храм Святого Духа, и что нам грозит гибель за осквернение этого храма. Наше учение о здоровом образе жизни имеет прочное логическое основание в учении адвентистов о природе человека.

В силу такого взгляда на человека нам не приходится описывать будущее состояние блаженства как некую смесь туманных образов и звуков арфы. Наше представление о человеке предполагает вполне реальное место для его нахождения. Это согласуется с пониманием адвентистами того, каким образом при первом творении человек был создан совершенным; по аналогии можно предположить, что такие же реальные и совершенные существа будут жить на заново созданной земле.

Наш взгляд на природу человека никоим образом не противоречит учению о пламени ада в конце времени. Если настоящий человек - это человек, понимаемый в буквальном смысле, тогда место его наказания тоже должно быть вполне реальным и буквальным, как и само наказание. Однако, считая человека существом смертным, мы избавлены от необходимости учить, что адский огонь будет гореть вечно. Реальный огонь, испепеляющий реальные существа, вполне согласуется с пророчеством из Книги Малахии (Мал. 4:1-3). Не существует никакой бессмертной души, которая могла бы вечно сопротивляться огню. Наша вера в сотворение новой земли, которая станет жилищем для реальных и совершенных существ, естественным образом предполагает, что огонь ада однажды угаснет.

Наше учение о природе человека естественным образом предполагает и веру в телесное воскресение. Мы совершенно буквально воспринимаем слова Павла об "искуплении нашего тела", а также его слова о том, что "тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою"" (1 Кор. 15:53, 54). Кроме того, мы понимаем, что имеет в виду апостол, когда, завершая свой рассказ о знаменитых ветхозаветных персонажах, говорит: "И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:39, 40).

И наконец, у нас есть несокрушимый аргумент против спиритизма с его материализацией духовного, против католицизма с его просьбами, обращенными к давно умершим святым, и молитвами за умерших, а также против любого другого "изма", который основывается на учении о естественном бессмертии души. По сути дела, только те, кто вслед за Библией считает, что умерший человек до дня своего воскресения безмолвно лежит в могиле, могут последовательно противостоять спиритизму и дать ответ на обескураживающий вопрос спиритов, которые недоумевают: "Почему христианские служители противятся практике спиритизма, если наши успехи в этой области лишь способствуют утверждению одного из величайших учений христианской Церкви - учения о бессмертии?" В связи с тем, что увлечение экстрасенсорикой растет с каждым годом, этот вопрос будет вселять все большую тревогу в тех, кто придерживается так называемого ортодоксального взгляда на природу души.

Примечание

Еврейские и греческие слова, переводимые как "душа", "дух" и "ад".

Адекватная и непротиворечивая трактовка некоторых вызывающих затруднение текстов, касающихся природы человека, требует объяснения смысла отдельных ключевых слов в языках, на которых написана Библия. Здесь мы приводим расширенное примечание на эту тему.

"Душа" в Ветхом Завете

В Ветхом Завете слово "душа" употребляется 473 раза. В еврейском языке есть три слова, которые переводятся как "душа":

1 раз так переводится слово "nedibah",

1 раз - "neshamah",

471 раз - "nephesh".

Эти три термина переводятся следующими словами:

1. "Nedibah":

1 раз "душа": Иов 30:16 (единственный случай употребления термина "nedibah" в Библии.)

2. "Neshamah":

17 раз "дыхание" ("дышит", "дышал"). Например:

Быт. 2:7; 7:22; Втор. 20:16; Нав.10:40; 11:11.

3 раза "дуновение": 2 Цар. 22:16; Иов 4:9; Пс.17:16.

2 раза "дух": Иов 26:4; Притч. 20:27.

1 раз "души" ("всякое дыхание"): Ис. 57:16.

1 раз "вдохновение" ("дыхание"): Иов 32:8.

3. "Nephesh":

471 раз "душа" (любой текст в Ветхом Завете, где употребляется слово "душа", за исключением Иов 30:16 и Ис. 57:16).

118 раз "жизнь" ("жизни" - род. п., "жизни" - мн. ч.). Например: Быт. 1:20, 30; 9:4; 3 Цар. 19:14; Иов 6:11; Пс. 37:13.

29 раз "человек". Например: Чис. 31:19; 35:11, 15, 30; Втор. 27:25; Ис. Нав. 20:3, 9; 1 Цар. 22:22.

15 раз "ум", "душа": Втор. 18:6; Иер.15:1.

15 раз "сердце". Например: Исх. 23:9; Притч. 23:7.

9 раз "творение", "создание": Быт. 1:21,24; 2:19; 9:10, 12, 15, 1б;Лев.11:46.

7 раз "тело" (или "мертвое тело"): Лев. 21:11; Чис. 6:6; 9:6,7, 10; 19:13; Агг. 2:13.

5 раз "умерший": Лев. 19:28; 21:1; 22:4; Чис. 5:2; 6:11.

4 раза "человек" ("люди"): Исх. 12:16; 4 Цар. 12:4; 1 Пар. 5:21; Ис. 49:7.

3 раза словом "я", "меня": Чис. 23:10; Суд. 16:30; 3 Цар. 20:32.

3 раза "скотина": Лев. 24:18.

2 раза "призрак", "дух": Иов 11:20; Иер.15:9.

1 раз "рыба": Ис.19:10.

"Nephesh" один раз или более переводится как "мы", "он", "тебя", "тебе", "они", "ее", "ей самой" (и другие формы личного местоимения), а также как "воля", "склонность", "влечение", "вещь", "дыхание" и т. д.

В исследовании слова "nephesh" обращают на себя внимание два интересных факта:

1. Многообразие случаев, когда это слово употребляется;

2. Употребление этого слова для описания чего-то такого, что может быть убито, а также для обозначения мертвых людей.

Кроме того, следует обратить внимание на постоянную фразу "живое творение" ("nephesh")". Если бы само слово "nephesh" обозначало что-то бессмертное, добавление прилагательного "живой" было бы излишним.

"Душа" в Новом Завете

В Новом Завете слово "душа" употребляется 58 раз и везде представляет собой перевод греческого слова "psuche". В английской Библии "psuche" переводится следующими словами:

58 раз словом "душа";

40 раз словом "жизнь", например: Мк. 3:4; 10:45; Лк. 6:9; 9:56; Ин.13:37; Рим.11:3; Откр. 8:9; 12:11;

3 раза словом "разум", "сознание": Деян.14:2; Флп.1:27; Евр.12:3;

1 раз словом "сердце": Еф. 6:6;

1 раз наречием "сердечно" (буквально "от души"): Кол. 3:32.

Кроме того, "psuche" используется в Ин.10:24 и 2 Кор.12:15 в идиоматических выражениях, которые нельзя перевести буквально.

Обратите внимание на то, что несколько раз по отношению к "psuche" употребляются глаголы "убивать" и "уничтожать".

"Дух" в Ветхом Завете

В Ветхом Завете слово "дух" употребляется 234 раза и представляет собой перевод следующих еврейских слов:

2 раза слова "neshamah";

232 раза слова "ruach".

В английской Библии эти два термина переводятся следующими словами: "Neshamah" (см. выше); "Ruach".

232 раза словом "дух" (за исключением Иов 26:4 и Притч. 20:27, где этим словом переведен термин "neshamah", тогда как обычно в Ветхом Завете им переводится термин "ruach").

97 раз словом "ветер" (в Ветхом Завете слово "ветер" всегда является переводом термина "ruach").

28 раз словом "дыхание", например: Быт. 6:17; 7:15, 22; Иов 12:10; Пс.103:29; 145:4; Еккл. 3:19.

8 раз словом "разум", "дух": Быт. 26:35; Притч. 29:11; Иез.11:5; 20:32; Дан. 5:20; Авв.1:11.

4 раза словом "дуновение, "дыхание": Исх.15:8; 4Цар.19:7; Ис. 25:4; 37:7.

Кроме того, один или более раз слово "ruach" переводится как "гнев", "воздух", "буря", "пустой", "суетный".

"Дух" в Новом Завете

В Новом Завете слово "дух" употребляется 290 раз. Этим словом переводятся следующие греческие слова: 2 раза - слово "phantasma"; 288 раз - слово "pneuma".

В английской Библии эти два слова переводятся следующими словами:

1. "Phantasma":

2 раза словом "дух": (Мф. 14:26; Мк. 6:49 (только в этих двух случаях употребляется слово "phantasma" в Библии).

2. "Pneuma":

288 раз словом "дух" (в Новом Завете за исключением Мф. 14:26 и Мк. 6:49 "pneuma" переводится как "дух").

92 раза словом "дух": Мф. 27:50; Ин. 19:30 (а также в любом случае, где это слово встречается в словосочетании "Святой Дух").

1 раз словом "жизнь": Откр.13:15.

1 раз словом "ветер": Ин. 3:8.

1 раз прилагательным "духовный": 1 Кор. 14:12.

"Ад" в Ветхом Завете

В Ветхом Завете слово "ад" встречается 31 раз и везде представляет собой перевод еврейского слова "sheol". "Sheol" в английской Библии переводится следующими словами:

31 раз словом "ад";

31 раз словом "могила", например: Быт. 37:35; 1 Цар. 2:6; Иов. 7:9; Пс. 29:4; Еккл. 9:10; Ис. 38:18; Иез. 31:15; Ос. 13:14;

3 раза словом "преисподняя" ("яма"): Чис. 16:30, 33; Иов 17:16.

"Ад" в Новом Завете

В Новом Завете слово "ад" встречается 23 раза; им переводятся следующие греческие слова:

10 раз - слово "hades";

12 раз - слово "gehenna";

1 раз - слово "tartaroo";

В английской Библии эти греческие слова переводятся следующими словами: 1. "Hades":

10 раз словом "ад": Мф.11:23; 16:18; Лк.10:15; 16:23; Деян. 2:27, 31; Откр.1:18; 6:8; 20:13, 14;

1 раз словом "могила": 1 Кор. 15:55.

2. "Gehenna":

9 раз словом "ад". Мф. 5:29,30; 10:28; 23:15, 33; Мк. 9:43, 45; Лк. 12:5; Иак. 3:6;

3 раза словом "адский": Мф. 5:22; 18:9; Мк. 9:47.

3. "Tartaroo":

1 раз словом "ад": 2 Петр. 2:4 (единственный случай употребления слова "tartaroo" в Библии).

Наши рекомендации