Тема6.5.Обмен веществ и энергии. Питание. Гигиена питания.
Основные понятия и термины по теме:
Питание. Гигиена питания. Ассимиляция. Диссимиляция.
План изучения темы:
1.Обмен веществ и энергии
2.Питание.
3. Возрастные особенности обмена веществ.
4.Гигиена питания
Краткое изложение теоретических вопросов:
Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития необходимо регулярное поступление пищи, содержащей сложные органические вещества, минеральные соли, витамины и воду. Все эти вещества необходимы для удовлетворения потребности организма в энергии, для осуществления биохимических процессов, протекающих во всех органах и тканях. Органические соединения используются также как строительный материал в процессе роста организма и воспроизведения новых клеток взамен отмирающих. Основные питательные вещества в том виде, в каком они находятся в пище, не могут использоваться организмом, а должны быть подвергнуты специальной обработке - пищеварению. Пищеварением называют процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом. Обмен веществ и энергии - основа процессов жизнедеятельности организма. В процессе обмена веществ происходят два противоположных и взаимосвязанных процесса; анаболизм и катаболизм. Энергетические затраты организма в условиях покоя, связанные с поддержанием минимального, необходимого для жизнедеятельности клеток уровня обменных процессов, называют основным обменом. Пищевые вещества в организме человека претерпевают изменения в результате окисления кислородом воздуха, поступающим через органы дыхания и разносящимся ко всем клеткам. При этом выделяется определенное количество энергии в виде тепла. Следует отметить, что в первой фазе обмена веществ пищевые вещества превращаются под влиянием ферментов в более простые: белки — в аминокислоты, сложные углеводы — в простые, жиры — в глицерин и жирные кислоты. В этой фазе в результате распада пищевых веществ энергия не только не выделяется, но и потребляется, о чем свидетельствует так называемое специфическое динамическое действие пищи. Во второй фазе продукты распада пищевых веществ подвергаются дальнейшему расщеплению и окисляются до углекислого газа и воды с выделением энергии. Обмен веществ характеризуется двумя противоположными процессами — ассимиляцией и диссимиляцией, которые определяют непрерывную связь организма с окружающей средой.
Ассимиляция — это процесс синтеза необходимых организму веществ и использования их для роста и развития. Источником таких веществ является повседневная пища.
Диссимиляция — процесс распада веществ, их окисление кислородом и выведение из организма.
Процессы синтеза и распада протекают непрерывно и одновременно и находятся в единстве между собой. Однако в отдельные периоды жизни это равновесие нарушается. Например, в детстве, когда организм интенсивно растет и развивается, превалируют процессы ассимиляции. Напротив, когда организм стареет или ослаблен болезнью либо голодом, преобладают процессы диссимиляции.
Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых. У детей 8-9 лет основной обмен в 2-2,5 раза больше, чем у взрослого. Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков. Нормальная жизнедеятельность организма возможна только тогда, когда весь этот расход компенсируется веществами, поступающими с пищей. Источником органических веществ служат питательные вещества.
Рациональное питание должно соответствовать следующим требованиям правил гигиеныпитания:
1.Суточный рацион должен соотноситься по энергетической ценности с энерготратамами организма.
2.Как количество, так и пропорции пищевых веществ следует согласовывать с физиологическими потребностями человека.
3.Химическая состав пищи должен соответствовать ферментативным системам человеческого организма.
4. Пищевой рацион следует правильно распределить в течении дня.
5. Питание в санитарно-эпидемиологическом отношении должно быть безупречным.
В окружающей нас среде, в т.ч. и на продуктах питания, присутствует большое количество микроорганизмов, способных очень быстро размножаться при благоприятных условиях. Многие из них вырабатывают сильные яды, что предъявляет особые требования к гигиене питания. Наиболее распространены бактерии, плесневые грибы и дрожжи.
Лабораторные работы –«не предусмотрено»
Практические занятия:
1.Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений.
2.Составление суточного рациона питания детей при пятикратном режиме питания.
Задания для самостоятельного выполнения:
Выполнение самостоятельной работы «Нарушение свойств белков при действии на них алкоголя».
Форма контроля самостоятельной работы:
Оценка отчета о выполнении самостоятельной работы «Нарушение свойств белков при действии на них алкоголя».
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Значение обмена веществ и энергии.
2. Требования правил гигиеныпитания.
3. Возрастные особенности обмена веществ.