Viii. обмен веществ и энергии. питание. терморегуляция

  1. Обмен веществ: понятие о животном организме и обмене веществ, ассимиляция, анаболизм и диссимиляция - катаболизм (их характеристика, значение, соотношение, отличия гидролиза от диссимиляции), понятие о питательных веществах, их значение.
  1. Обмен белков: значение белков для организма, биологическая ценность различных белков, распад белков в организме при полном голодании, коэффициент изнашивания, белковый минимум, белковый оптимум, соотношение между расходом и поступлением белка в организм, регуляция белкового обмена.
  1. Обмен жиров: значение жиров для организма, биологическая ценность различных жиров и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, потребность организма в жирах, регуляция обмена жиров. Последствия избыточного и недостаточного поступления их в организм.
  1. Обмен углеводов: значение углеводов для организма, биологическая ценность различных углеводов, потребность организма в углеводах, регуляция обмена углеводов, последствия избыточного и недостаточного поступления их в организм.
  1. Характеристика функциональной системы, поддерживающей уровень глюкозы в крови и ее схема. Регуляция уровня глюкозы в крови.
  1. Обмен солей: значение минеральных веществ для организма, потребность в солях, опасность избыточного потребления поваренной соли. Обмен воды: значение воды для организма, биологическая ценность различной воды, потребность организма в воде, регуляция водно-солевого обмена.
  1. Обмен энергии в организме: источник энергии, значение энергии, понятие об основном и рабочем обмене, их показатели, факторы, на них влияющие.
  1. Принципы исследования прихода энергии в организм по приходу питательных веществ в эксперименте и по таблицам, физический и физиологический калорический коэффициенты питательных веществ. Физическая калориметрия: принцип метода, формула расчета тепла, содержащегося в пищевом продукте.
  1. Принципы исследования расхода энергии организмом (два основных способа и их обоснование). Значение показателей газообмена, дыхательного коэффициента и калорического эквивалента кислорода, принцип расчета расхода энергии по этим показателям.

10. Питание: физиологические нормы питания различных профессиональных групп, основные требования к составлению пищевого рациона и режиму приема пищи, усвояемость пищи, правило изодинамии питательных веществ и его критика. Общебиологическая характеристика витаминов.

11. Терморегуляция: значение постоянства температуры внутренней среды организма, температура различных участков кожных покровов и внутренних органов человека, виды терморегуляции, физические и физиологические механизмы теплоотдачи, нейрогуморальные механизмы терморегуляции

12. Терморегуляция: пойкило-, гомой- и гетеротермия, роль отдельных органов в теплопродукции, характеристика функциональной системы, поддерживающей постоянство температуры внутренней среды организма и ее схема.

________________________

  1. Основные особенности обмена веществ и энергии у детей и их причины. Понятие о синтезе роста, суточная прибавка массы грудного ребенка и ее компоненты.
  1. Особенности обмена белков у детей.
  1. Особенности обмена углеводов у детей.
  1. Особенности обмена жиров у детей, соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе у детей различного возраста.
  1. Особенности водно-солевого обмена у детей.
  1. Особенности основного обмена у детей различного возраста и их причины, половые различия в уровне основного обмена.
  1. Особенности терморегуляции детей грудного возраста, становление циркадианного ритма температуры в онтогенезе.

Методики для освоения студентами

А. На уровне знания

  1. Определение расхода энергии организмом с помощью методики Дуглас - Холдейна: необходимые принадлежности, ход исследования, принцип расчета.
  2. Методика исследования расхода энергии с помощью камеры Шатерникова.

Б. На уровне умения

  1. Составление пищевого рациона.
  2. Вычисление должных величин основного обмена.
  3. Определение процента отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида.
  4. Определение расхода энергии по методики Крога: ход исследования, расчет расхода энергии.

X. ВЫДЕЛЕНИЕ

  1. Значение выделения для организма, роль различных органов в выполнении выделительной функции. Структурно-функциональная характеристика почки: функциональная единица почки, особенности ее кровоснабжения, функции почек.
  1. Процессы, обеспечивающие мочеобразование в различных отделах нефрона и их механизмы.
  1. Роль почечных клубочков в мочеобразовании, факторы, определяющие процесс фильтрации и опыты, их доказывающие, состав первичной мочи, ее объем, исследование величины клубочковой фильтрации с помощью определения клиренса (коэффициента очищения).
  1. Роль проксимальных извитых канальцев в процессе мочеобразования: реабсорбция (реабсорбируемые вещества, механизм реабсорбции отдельных веществ, объем реабсорбции, пороговые и беспороговые вещества); секреция (секретируемые вещества, механизм секреции).
  1. Значение петли Генле в транспорте веществ в нефроне, механизм создания высокого осмотического давления в мозговом слое почки и его значение для осуществления выделительной функции почки (поворотно-противоточная система почки).
  1. Значение дистальных извитых канальцев и собирательных трубок нефрона в формировании конечной мочи, секреция и реабсорбция электролитов, воды и мочевины (кругооборот ее), гормональный механизм регуляции этих процессов.
  1. Роль почек в поддержании физиологических констант: механизм регуляции осмотического давления, объема жидкости в организме, содержания электролитов, артериального давления.
  1. Нервная и гормональная регуляция выделительной функции почек и опыты, ее доказывающие.
  1. Состав и количество конечной мочи, сравнение ее состава с первичной мочой, плазмой крови и потом. Регуляция потоотделения. Роль почки в регуляции кислотно-основного состояния организма.

10. Характеристика функциональных систем, обеспечивающих для организма постоянство осмотического давления и кислотно-основного состояния крови и их схемы.

_____________________

  1. Структурно-функциональная характеристика почки плода и новорожденного, условия, в которых почка новорожденного способна поддерживать гомеостазис.
  1. Причины легкого возникновения глюкозурии у грудных детей, отеков и лихорадочного состояния даже при умеренных солевых нагрузках.
  1. Особенности объема диуреза, состава мочи и экстраренальной потери воды у детей, их причины.
  1. Особенности мочеобразования у грудных детей и их причины. Влияние искусственного вскармливания детей на функцию почек и питьевой режим.

Методики для освоения студентами

На уровне знания

  1. Исследование объема первичной мочи с помощью определения клиренса инулина.
  2. Исследование почечного плазмотока и кровотока с помощью определения клиренса парааминогиппуровой кислоты

Наши рекомендации