Тема 3.6. Определение остроты слуха

Основные понятия и термины по теме:Острота слуха

План изучения темы:

1.Определение остроты слуха

Краткое изложение теоретических вопросов: Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Лабораторные работы –«не предусмотрено»

Практические занятия:

Определение остроты слуха:

1.Возьмите механические часы в руку.
2.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
4. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см.).
5. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно.
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.

Задания для самостоятельного выполнения–«не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что такое острота слуха?

2.Какие методы определения остроты слуха вам известны?

Тема 3.7. Гигиена занятий ИЗО

Основные понятия и термины по теме:

Утомление на школьном уроке, двигательная нагрузка

План изучения темы:

1. Организация учебно-воспитательного процесса

2. Правильная организация учебных занятий.

Краткое изложение теоретических вопросов: Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.
Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.
Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.
Переутомление характеризуется более выраженными и стойкими изменениями в поведении школьника, потерей аппетита, изменением настроения (плаксивость, раздражительность) и снижением успеваемости. Возможны жалобы на боли в области сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервныетики.В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные свойства организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Кратковременный отдых не дает стойкого эффекта. Необходим длительный отдых, а иногда и комплексное восстановление (отдых, полноценное питание, лечебная гимнастика, плавание, сон, медикаменты). Если такие мероприятия не предпринимаются и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма. Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, патология позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности.
Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет методика преподавания. Использование технических средств, плакатов, схем, муляжей, приборов и т. п. разнообразит изложение материала и уменьшает утомление школьников, однако их применение тоже должно быть регламентировано по времени, так как для каждого технического средства и в разных возрастных группах существуют гигиенические нормативы. Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии и другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание.





Лабораторные работы –«не предусмотрено»

Практические занятия:

Гигиена занятий ИЗО

Задания для самостоятельного выполнения–«не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что приводит всостояние переутомления детей при поведении учебно-воспитательного процесса?

2. Почему отводится важная роль соблюдению возрастного гигиенического регламента?

3. Гигиенические требования к структуре урока

Наши рекомендации