Тема 1. 1. Уровни организации живой системы.
Основные понятия и термины по теме:
Анатомия. Физиология. Гигиена. Клетка. Ткани. Орган. Организм.
План изучения темы:
1.Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии.
2. Ткани и их виды
3.Орган. Организм.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Анатомия- наука, изучающая организм человека в связи с функцией, развитием и влиянием условийсуществования.
Физиология- наука, изучающая жизненные функции всего организма.
Гигиена- наука о создании условий благоприятных для хранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, предупреждении болезни.
Задачи возрастной анатомии и физиологии: выяснение основных закономерностей возрастного развития; установление параметров возрастной нормы; определение временных границ возрастных периодов; ознакомление необходимыми для педагогов знаниями анатомо-физиологических особенностей и подростков; ознакомление с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания детей и подростков и др.
Возрастная анатомия и физиология тесно связана со многими разделами морфологической и физиологической науки и широко использует данные из многих других биологических наук.
Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
Ученые, занимающиеся проблемами возрастной анатомии и физиологии, пользуются тремя основными методами научного исследования: наблюдением, естественным и лабораторным экспериментом.
Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему. Существуют следующие уровни организации в организме человека: клеточный, тканевой, органный и системный. Самыми элементарными структурными единицами человеческого тела являются клетки, которые, объединяясь друг с другом, образуют ткани. Различают 4 основных вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Ткани образуют различные органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. Объединения анатомически однородных органов, обеспечивающие какие либо сложные акты жизнедеятельности, называют физиологическими системами. В организме человека выделяют физиологические системы крови, крово- и лимфообразования, пищеварения, костную и мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции, или эндокринную, половую систему, нервную систему.
Наконец, сам организм, в свою очередь, представляет собой, по словам И.П.Павлова, «систему систем», в которой деятельность всех клеток, тканей, органов и систем строго согласована и направлена на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма как целого. Таким образом, одним из основных законов формирования ребенка является закон целостности, в соответствии с которым все составляющие части организма взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Клетка – наименьшая структурная и фундаментальная единица живого. Клетка активно реагирует на раздражения, выполняет функции роста и размножения. Способна к самовоспроизведению и передаче генетической информации потомкам, к регенерации и приспособлению к окружающей среде.
В организме взрослого человека насчитывают около 200 типов клеток. У клетки выделяют: оболочку – цитолемму, цитоплазму и ядро.
Ткани и их виды
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, обладающего сходным строением, происхождением и выполняющая определенную функцию. В соответствии со строением, происхождением и выполняемыми функциями, выделяют: 1. эпителиальные ткани, 2. соединительные ткани, 3. мышечные ткани, 4. кровь и лимфа, 5. нервная ткань. В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована, что обусловлено регулирующим действием нервной и эндокринной систем.
Эпителиальные ткани состоят из клеток, плотно прилегающих друг к другу; межклеточное вещество почти не содержат. Эпителиальная ткань выстилает наружною поверхность тела и поверхность внутренних полостей. Функции:
1)защитная
2)разграничительная
3)всасывающая
4)выделительная
5)секретная
Она бывает однослойной и многослойной, так же бывает кишечная, почечная…
Соединительные ткани. Соединительная ткань – образуется клетками и межклеточным веществом в которых много соединительно тканых волокон.
Функции: -опорная -трофическая -защитная
Соединительные ткани бывают:
1) собственно-соединительная ткань
2) кровь
3) скелетная ткань
Собственно-соединительная ткань, сопровождает кровеносные сосуды, заполняет промежутки между органами, подстилает эпителиальную ткань. Виды:
А) Волокнисто соединительная ткань
- рыхлая
- плотная
Б) Соединительная ткань со специальными свойствами
- жировая
- слизистая
- пигментная
-ретикулярная
Скелетная ткань.
Виды:
-хрящевая
-костная
Функции: опорная и минеральный обмен.
Хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из аморфного вещества и соединительнотканных волокон. К этой группе относятся собственно соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, а также кровь и лимфа.
Мышечные ткани. Главной особенностью является наличие всократительного аппарата, который представлен миофибриллами – волокнами мышечной ткани. Миофибриллы представляют собой цилиндры или многогранные призмы. 1)гладкая мышечная ткань находится в стенках большинства полых органов, кровеносных сосудов, в коже и др. 2) поперечнополосатая скелетная – состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. В цитоплазме (саркоплазме) расположены миофибриллы, располагающиеся пучками. Эта ткань составляет основу скелетных мышц и мышц части внутренних органов. 3)поперечнополосатая сердечная (сокращается непроизвольно, ее отдельные волокна соединены друг с другом).
Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Функция нейронов – проведение возбуждения нервных импульсов. Нейроглия выполняет трофическую, секреторную и защитную функции. Каждый нейрон состоит из тела и отростков: одного или нескольких дендритов, по которым нервные импульсы проводятся к телу нейрона, и одного аксона, по которому импульсы идут от тела клетки. В зависимости от функции различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны. Состоит из клеток нейронов и нейроглий.
Нейроны воспринимают раздражение, приходят в состояние возбуждения, вырабатывают и передают нервные импульсы; перерабатывают, хранят и извлекают из памяти информацию. Нервные клетки имеют тело, отростки, окончания.
Аксон- это отросток нейрона, который проводит нервные импульсы от тела нервной клетки к рабочему органу. Аксоны бывают медленными и быстрыми.
Короткие отростки называются дендридами. Они сильно ветвятся и проводят нервные импульсы к телу нейрона. Аксоны и дендриды заканчиваются нервными окончаниями. У дендридов это чувствительные окончания, а у аксонов- эффекторные.Нервные клетки по функциям делятся на: рецепторные, эффекторные, ассоциативные.Рецепторные воспринимают внешние раздражители и проводят их к ЦНС.Эффекторные передают нервные импульсы рабочим органам.
Ассоциативные передают нервные импульсы от приносящего нейрона к выносящему.
Отростки нервных клеток покрыты оболочками и называются нервными волокнами. Они бывают толстыми и тонкими. Все нервные волокна заканчиваются нервными окончаниями. Они бывают рецепторными, эффекторными, межнейронными. Нейроны контактируют между собой, образуя цепочки нейронов с помощью синапсов.
Совокупность нейронов, по которым осуществляется передача нервных импульсов, формирует рефлекторную дугу.
Орган – это часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая свойственные ему форму и конструкцию, выполняющая присущую этому органу функцию. В образовании каждого органа участвуют все четыре вида тканей. Однако одна ткань является главной, рабочей. Так, для мозга главной является нервная ткань, для печени — эпителиальная, для мышц — мышечная.
Органы, имеющие общее происхождение, единый план строения, выполняющие общую функцию, образуют систему органов. Выделяют системы органов пищеварения (пищеварительную систему), дыхания (дыхательную систему), мочевую систему, половую, сердечно-сосудистую, нервную и другие.
В теле человека выделяют также аппараты органов. В каждом аппарате органы объединены единой, общей функцией, но могут иметь разное происхождение и разное строение. Например, опорно-двигательный аппарат, образованный костями и мышцами, имеющими разное происхождение и разное строение, выполняет функции опоры и движения. Эндокринный аппарат состоит из желез внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, щитовидная и другие железы), имеющих разное происхождение и разное строение, вырабатывающих биологически активные вещества — гормоны, участвующие в жизненно важных функциях организма. Системы и аппараты органов образуют целостный человеческий организм.
Лабораторные работы:
1.Изучение строения животной клетки под микроскопом.
Практические занятия:
1.Микроскопическое строение тканей.
Задания для самостоятельного выполнения:
Составление сравнительной характеристики тканей
Форма контроля самостоятельной работы:
Оценка деятельности студента при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1.Предмет и задачи анатомии, ее связь с другими науками.
2.Что такое ткань? Основные виды тканей.
3.Эпителиальные ткани, их строение, расположение, функции. Схематичное изображение эпителиальных тканей.
4.Многообразие соединительных тканей. Собственно соединительная ткань – виды, строение, функции.
5.Соединительные скелетные ткани – хрящевая и костная. Функции, строение, основные элементы. Схематичное изображение тканей.
6.Мышечная ткань, ее особенности. Виды мышечной ткани и ее функция. Актин-миозиновый комплекс.
7.Нервная ткань, ее функции. Основная структурно-функциональная единица. Нейроглия, ее особенности.
8.Органы и системы органов.
9.Организм как единое целое.