Перечень вопросов при проведении зачета по практике

1. Правила внутреннего распорядка в детском терапевтическом отделении (с учетом профиля клинической базы, отделения).

2. Права и обязанности младшей медицинской сестры детских отделений терапевтического профиля.

3. Порядок приема и сдачи дежурств.

4. Порядок приема и выписки больных.

5. Права и обязанности младшей медсестры приемного отделения.

6. Дезинфекция: принципы, виды, способы, средства.

7. Принципы, порядок и средства санобработки больных с педикулезом и чесоткой.

8. Особенности организации работы младшей медицинской сестры при кормлении детей.

9. Антропометрические измерения детей.

10. Техника измерения температуры тела, дыхания; правила регистрации.

11. Уход и наблюдение за детьми (в зависимости от патологии).

12. Сбор материалов и анализов.

13. Техника выполнения некоторых манипуляций: проведение санитарной обработки больных; раздача лекарственных средств; применение мазей, присыпок; введение капель в глаза, уши, нос; пользование ингалятором и подача увлажненного кислорода; выполнение клизм.

Ситуационные задачи

1. Закончив осмотр ребенка в приемном отделении, врач поручает медицинской сестре провести регистрацию больного. Какие документы должна заполнить медицинская сестра?

2. Медицинской сестре, принимающей передачи для больных, родители задают вопрос о заболевании их детей, правильности проводимого лечения. Как должна поступить медицинская сестра?

3. Вы - старшая медицинская сестра терапевтического отделения. На работу устраивается новый сотрудник – младшая медицинская сестра. Она должна приступить к работе. Проведите инструктаж на рабочем месте. Сделайте то же в случае поступления на работу медицинской сестры.

4. Во время дежурства в приемный покой поступает ребенок с выраженными болями в поясничной области. Врач делает назначение медицинской сестре ввести больному обезболивающее средство с наркотическим действием. Какие условия должны быть соблюдены?

5. Медицинская сестра приступила к раздаче лекарственных средств и при осмотре таблеток ацетилсалициловой кислоты (аспирин) обнаружила, что они имеют желтоватый оттенок. Срок реализации таблеток не истек. Как должна поступить медицинская сестра?

6. В приемном отделении при осмотре у больного ребенка, находящегося в крайне тяжелом состоянии, обнаружены гниды. Как необходимо поступить медицинской сестре? Когда следует провести санитарную обработку больного?

7. Медицинская сестра зашла в палату, чтобы проветрить помещение. Перечислите последовательность ее действий. В палате находятся больные на общем и постельном режиме.

8. Необходимо провести санитарную обработку помещения. В отделении имеется порошок хлорамина. Как нужно приготовить раствор хлорамина для работы?

9. Младшая медицинская сестра по производственной необходимости приступает к работе не в свою смену. Имеется готовый раствор хлорамина, но не известен точный срок его приготовления. Как должна поступить младшая медицинская сестра?

10. После купания в реке у ребенка возникло внезапное резкое понижение слуха, ощущение заложенности и шум в левом ухе. Назовите причину понижения слуха и окажите необходимую помощь.

11. У медицинской сестры на коже гнойничок. Ей необходимо участвовать в раздаче пищи. Имеет ли она право помогать буфетчице в раздаче пищи больным детям?

12. Утром у трехмесячного ребенка появились обильные выделения из носа. При попытке кормления ребенка грудью он после 2-3 сосательных движений отказывается от груди. Дайте совет по кормлению и окажите помощь ребенку.

13. У ребенка в возрасте 5 лет внезапно появились сильные схваткообразные боли в животе, сопровождающиеся рвотой. Для облегчения болей ребенок принимает вынужденное положение – коленно-локтевое с опущенным головным концом. В чем должна заключаться первая доврачебная помощь такому больному?

14. У девочки 11 лет, неоднократно предъявлявшей жалобы на боли в животе, после возвращения из школы внезапно появилась рвота «кофейной гущей». В чем заключается первая доврачебная помощь ребенку?

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ УИРС

1. Организация работы приемного отделения детской больницы.

2. Организация медицинского обслуживания в детском стационаре.

3. Анализ особенностей ухода за детьми при различных заболеваниях.

4. Анализ противоэпидемической работы в стационаре.

5. Профилактика внутрибольничной инфекции.

6. Этика младшего медицинского персонала в детском стационаре.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ САНПРОСВЕТРАБОТЫ

1. Физическое воспитание детей.

2. Преимущества естественного вскармливания.

3. Значение свежего воздуха для здорового ребенка.

4. Что такое личная гигиена?

5. Профилактика кишечных инфекций.

6. Предупреждение чесотки.

7. Режим дня у детей раннего возраста.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

1. Контроль исходного уровня знаний: результаты аттестации по общему уходу за здоровыми и больными детьми; результаты собеседования при распределении студентов.

2. Текущий контроль: записи в Дневнике практики о выполнении студентом манипуляций и процедур.

3. Итоговый контроль: ответ на контрольный вопрос по билету, записи в Дневнике.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА КАФЕДРЕ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Учебная литература (УЛ):

1. Учебник для подготовки младших медицинских сестер по уходу за больными. – М.: Медицина, 1979.

2. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред., Н.Р. Палеева. - М.: медицина, 1980.

3. Зернов Н.Г., Поляков В.Е. «Детские болезни и уход при них».- М.: Медицина, 1980.

4. Усов И.Н. «Практические навыки педиатра». - Минск, Беларусь, 1983.

5. Машковский М.Д. «Лекарственные средства»/ В двух частях. - М.: Медицина, 1993.

6. Справочник заведующего отделением. Под. ред., И.С. Мыльникова. – М.: Издательство ГРАНТЬ, 1997. – 994 с.

7. Справочник главной медицинской сестры. В двух томах. Под. ред., И.С. Мыльникова. – М.: Издательство ГРАНТЬ,1998.

8. Мазурин А.В. «Общий уход за детьми» - М.: «Медицина», 1998.

9. Шабалов Н.П. «Детские болезни»/В двух томах. – М.: Издательский дом ПИТЕР, 2002.

Учебно-методические пособия для студентов (УМП)

1. «Организация производственной практики у студентов 2-3 курсов педиатрического факультета»/ Сост: Васильев А.В. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2002 г.

Методические пособия для преподавателей (МП):

1. «Должностная инструкция руководителя производственной практики».

2. «Форма отчета руководителя производственной практики».

Материалы для оценки знаний и умений студента:

1. «Перечень практических навыков и умений».

2. Вопросы к дифференцированному зачету (30 билетов по 3 вопроса).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дезинфекционные мероприятия в работе помощника палатной медсестры:

Дезинфекция шпателей

1) Шпатели металлические кипятят:

- в 2% содовом растворе - 15 мин.

- в дистиллированной воде - 30 мин.

2) Шпатели деревянные уничтожаются.

Наши рекомендации