Контроль за состоянием прикроватных тумбочек

В палате возле каждой кровати пациента имеется прикроватная тумбочка, в которой хранится небольшой запас продуктов (сухих продуктов: печенье, конфеты, чай), скоропортящиеся продукты хранятся в целлофановых пакетах в холодильнике, с указанием фамилии пациента и номера палаты на пакете. Личные вещи и предметы гигиены хранятся в верхнем ящике тумбочки.

Продукты принимаются в пределах разрешенного врачом ассортимента и количества.

Не разрешается принимать копчености, соленья, торты.

В обязанности палатной медсестры входит ежедневный контроль за состоянием тумбочек, чтобы не было накопления и порчи продуктов.

Медицинская сестра следит за тем, чтобы палатная санитарка ежедневно протирала тумбочки, а после выписки пациента обрабатывала их 1% раствором хлорамина. (Приказ МЗ СССР от 23.03.76 г. №288)

Каждому больному не реже 1 раза в 7—10 дней (при необходимости) проводится гигиеническая ванна со сменой нательного и постельного белья. Ежедневно осуществляется туалет ребенка. Перед каждым приемом пищи больные обязательно моют руки. Для тяжелых и лежачих больных умывание организуют у постели.

Для раннего выявления инфекционных болезней осмотр детей производят ежедневно. Тщательно осматривают кож­ные покровы и видимые слизистые оболочки, ведут строгий учет всех детей с повышенной температурой тела (37,5 °С и выше), при необходимости проводят бактериологичес­кие и бактериоскопические исследования крови, кала.

Немаловажное значение в соблюдении противоэпиде­мического режима в больнице имеют правильная органи­зация питания детей, приготовления пищи, ее транспор­тировка и раздача.

Личная гигиена медицинского персонала. Одним из су­щественных факторов в соблюдении противоэпидемичес­кого режима в детской больнице является личная гигиена медицинского персонала.

К работе в детском лечебно-профилактическом уч­реждении допускаются только здоровые, прошедшие медицинское обследование лица.

Медицинский работник должен иметь аккуратный и опрятный внешний вид. Медицинская сестра перед де­журством принимает душ, надевает чистое белье. Руки надо мыть с мылом, а ногти коротко стричь. Одежда должна быть установленной формы; белый халат, надетый на платье с короткими рукавами, и шапочка (косынка), закрывающая волосы, должны быть чистыми и выглаженными. На время дежурства сестра надевает специальную обувь (тапочки), позволяющую бесшумно передвигаться. Тапочки должны легко поддаваться дезин­фекции. Халат, головной убор и тапочки после окончания дежурства (смены) оставляют в специально отведенном для медицинского работника шкафчике.

В отдельных случаях обязательным для медицинских работников является ношение маски, которая должна за­крывать рот и нос (рис. 7). Обязательно ношение маски для персонала отделения новорожденных, детей грудного возраста, инфекционных палат и боксов, процедурного кабинета, а также в период эпидемий. Маски обычно изготовлены из марли, сложенной в 4 слоя, так как более тонкие пропускают микроорганизмы. Длительное ношение маски снижает эффективность ее действия как фильт­ра для микроорганизмов. Поэтому каждые 4 ч маску надо менять. Использованные маски кладут в отдельную посу­ду, кипятят и проглаживают горячим утюгом. В последние годы стали использовать одноразовые стерильные маски из нетканого текстиля.

· Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе. (Седьмой день)

Дети должны содержаться и чистоте, иметь опрятный вид Персонал обязан причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одевается. Дети дошкольного возраста, находящиеся на общем режиме, должны самостоятельно ежедневно утром и вечером умываться, чистить зубы, мыть уши. После умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем.

Уход за полостью рта. Утром и вечером больной ребе­нок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской зуб­ной пастой. Желательно, чтобы дети после каждого при­ема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка под­соленной (четверть чайной ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3—5 г бикарбоната натрия на стакан воды).

Уход за глазами. Специаль­ного ухода за глазами не требу­ется. Ребенок промывает глаза, но время утреннего и вечернею туалета. Однако если имеются выделения, склеивающие рес­ницы, глаза промывают при по­мощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем.

При заболеваниях глаз по предписанию врача производят закапывание капель или втира­ние мазей. Перед процедурой медицинская сестра тщательно мост руки с мылом и щеткой, протирает их спиртом. Пипетку для закапывания капель и лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят.

Для закапывания капель в глаза в пипетку набирают лекарственное средство. Указательным пальцем слегка от­тягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю (ближе к носу). Больной при этом должен смотреть в противоположную сторону. Спустя не­которое время закапывают вторую каплю и просят ребен­ка закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр.

Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко и на конъюнктиву помещают мазь, глаза просят закрыть, ос­торожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Уход за ушами. Во время ежедневного утреннего туа­лета, когда ребенок умывается, он должен мыть и уши. При обнаружении серной пробки в наружном слуховом проходе се удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, при помощи ватной турунды враща­тельными движениями удаляют пробку. При закапывании капель в левое ухо голову больного накло­няют к правому плечу. Леной рукой оттягивают мочку уха, правом рукой закапывают несколько капель и слуховой приход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову ко­сынкой.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает помощь медицинская сестра — удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным раство­ром. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют ко­рочки. Уход за носом требует определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для этого используют маленькие нож­ницы с закругленными браншами, чтобы не поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетании кос и т.д. Для расчесы­вания волос используют только индивидуальные расчески. Причесать короткие волосы у мальчиков обычно неслож­но. Длинные волосы у девочек нужно разделить на отдель­ные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимос­ти заплести косички. При наличии обильной перхоти или загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уде­лять профилактике расстройств зрения. Следует соблю­дать рекомендации для чтения и письма: 1) держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см; 2) не читать на солнце и ярком свете или, наоборот, при плохом освещении; 3) во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки; 4) проводить упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до 10- 50 раз); 5) не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор; 6) не играть с компьютером более 30 мин в день.

Дезинфекция. Эта система мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей болезней и создание усло­вий, препятствующих их распространению в окружающей среде.

Различают два вида дезинфекции: профилактичес­кую и проводимую в эпидемическом очаге, которая в свою очередь делится на текущую и заключительную.

Профилактическую и текущую дезинфекцию в эпиде­мическом очаге проводят младшие медицинские сестры и медицинские сестры. Для проведения заключительной дезинфекции в эпидемическом очаге могут приглашаться сотрудники центра санитарно-эпидемиологического над­зора и дезинфекционных станций.

Инвентарь для проведения дезинфекционных меро­приятий (ведра, швабры, ветошь и др.) маркируется и используется только в тех помещениях, для которых пред­назначен.

Профилактическая дезинфекция произво­дится в помещениях независимо от наличия инфекцион­ных заболеваний с целью предупреждения накопления и распространения возбудителей болезней. Для обеззаражи­вания воздуха используют ультрафиолетовые лучи, провет­ривание. Предметы обстановки, игрушки, пол и т.д. про­тирают (не реже 2 раз в день) тряпкой, смоченной 0,5—1 % раствором хлорной извести или 0,2—1 % раствором хло­рамина либо другими дезинфицирующими растворами.

Влажное протирание мебели производят ежедневно. Панели моют или протирают влажной тряпкой 1 раз в 3 дня. Верхние части стен, потолки, плафоны очищают от пыли 1 раз в неделю, с такой же частотой протирают оконные рамы и двери. Очень важно влажное ежедневное протирание радиаторов и труб центрального отопления, так как имеющаяся пыль может прогореть, при этом об­разуется оксид углерода, что является недопустимым. Мягкие вещи (ковры, портьеры, покрывала, одеяла) вы­колачивают и вытряхивают на открытом воздухе или чис­тят пылесосом.

Приводим наиболее распространенные дезинфицирую­щие растворы и способы их приготовления.

1.Хлорная известь (гипохлорид кальция) представляет собой белый мелкий порошок с резким за­пахом хлора. Хранят в сухой, защищенной от света таре. Используют в сухом виде для обеззараживания выделений больного.

Довольно часто применяется осветленный раствор хлорной извести. Растворы хлорсодержащих веществ го­товят в деревянной, эмалированной, фаянсовой или за­щищенной от коррозии металлической посуде с закрыва­ющейся крышкой. Обычно используют 10 % и 20 % рас­творы. Расчетное количество хлорной извести размешива­ют сначала в небольшом количестве воды до образования равномерной кашицы, затем, продолжая помешивать, до­ливают воду до общего объема, снова перемешивают до образования однородной взвеси и оставляют под крышкой на 24 ч. В течение первых 4 ч необходимо не менее 3 раз перемешивать смесь. Через 24 ч осторожно, не взбалтывая осадка, осветленный раствор сливают. Для дезинфекции обычно используют 0,2—1 % рабочий раствор, изготовлен­ный из исходного осветленного раствора (на 10 л требуется 200—1000 мл исходного осветления 10 % раствора).

2.Хлорамин Б (14-хлорбензольсульфонамид натрия) — белый кристаллический порошок, содержащий 25—29 % активного хлора. Для обеззараживания исполь­зуют 0,2—4 % раствор хлорамина. Готовят 1 % раствор хлорамина Б, размешивая порошок в небольшом количе­стве горячей воды (50—60 °С), затем доводят раствор водой до нужного объема. На 10 л воды необходимо 0,1 кг хлора­мина. Срок хранения готового раствора не более 5 дней.

3. Двутретьосновная соль гипохлорида кальция (ДТСГК) - белый сухой кристаллический по­рошок, содержащий от 47 до 52 % активного хлора. Гото­вят 5 % раствор ДТСГК, добавляя к расчетному количе­ству сухого вещества вначале небольшой объем воды, затем (после размешивания) доводят водой до общего объема. На 10 л воды необходимо 0,5 кг ДТСГК. Срок хранения готового раствора не более 5 дней. При работе с растворами ДТСГК следует соблюдать меры предосто­рожности: применять резиновые перчатки и ватномарлевые повязки.

4.Полисепт (полигексаметиленгуанидин гидро­хлорид — полимер). Для приготовления 1 % рабочего рас­твора исходный 25 % концентрат разбавляют водой в 25 раз. На 1 л раствора требуется 40 мл концентрата и 960 мл воды, на 10 л — соответственно 400 и 9600 мл. Рабочие растворы можно готовить в емкостях из любого мате­риала.

Полисепт предназначен для профилактической, теку­щей и заключительной дезинфекции в лечебно-профилак­тических учреждениях и очагах инфекционных заболева­ний бактериальной этиологии (кроме туберкулеза). Обез­зараживание выполняют способом протирания, погруже­ния, замачивания. При приготовлении и работе с раство­рами полисепта следует пользоваться резиновыми перчат­ками. Лица с аллергической предрасположенностью не должны допускаться к работе с препаратом.

5. Мыльно-содовый раствор 1—2 % готовят, добавляя в воду соответствующее количество хозяйствен­ного мыла и бикарбоната натрия (сода). Для приготовле­ния 1 % раствора 0,1 кг хозяйственного мыла и 0,1 кг соды разводят в 10 л воды. Раствор готовят непосредственно перед использованием.

6. Аламинол, виркон, гигасепт, лизетол и бианол - новые средства без запаха хлора в виде концентратов, поэтому для дезинфекции использу­ются 0,5— 2 % водные растворы этих препаратов.

К мерам профилактической дезинфекции относят также мытье рук с мылом (необходимо осуществлять сис­тематически как персоналу, так и больным детям), кипя­чение воды, соблюдение санитарных правил при раздаче пищи.

Текущую дезинфекцию проводят для снижения инфицированности предметов обстановки, по­мещений, находящихся около источника инфекции. Обез­зараживают все выделения больного и предметы, к кото­рым прикасался больной, особенно важна текущая дезин­фекция при кишечных инфекционных заболеваниях.

Существуют механические, физические и химические способы проведения дезинфекции. При механическом способе стирают белье, моют руки, удаляют пыль и грязь влажной тряпкой. К физическим способам относится ки­пячение, эффективность которого возрастает при добав­лении в воду бикарбоната натрия (20 г на 1 л воды), хозяйственного мыла (10—20 г на 1 л воды). Применяют также водяной пар, уничтожающий не только микроор­ганизмы, но и споры. Химические способы дезинфек­ции являются наиболее распространенными и заключа­ются в применении различных дезинфицирующих рас­творов.

Заключительную дезинфекцию проводят для полной ликвидации возбудителей заболевания в боксе, палате, отделении. Дезинфекции подвергаются помеще­ния, предметы обихода, одежда. Важнейшим методом за­ключительной дезинфекции помещений является их об­работка из гидропульта смесью различных дезинфициру­ющих растворов. Заключительной может быть и дезинфекция поверхностей предметов путем протирания или мытья их. Некоторые предметы (например, мягкая мебель, книги, обувь и др.) следует дезинфицировать в дезинфекционных камерах.

Посещение больного ребенка родителями разрешается в определенные дни и часы и по согласованию с лечащим врачом (зав. отделением). Особое внимание обращается на то, чтобы детей не посещали больные родственники. В зимнее время посетители должны иметь сменную обувь. Проводится контроль количества и качества продуктов, которые приносят детям. Это необходимо для предупреждения пищевых отравлений, перекармливания и переда­чи неразрешенных продуктов. Проверенные медицин­ской сестрой продукты питания хранят в холодильнике (фрукты, овощи) или специальном шкафу (печенье, вафли и др.). Все продукты должны храниться в полиэтиленовых мешочках с обязательным указанием фамилии и имени больного.

Разрешается передавать фрукты и ягоды (за исключе­нием клубники) — не более 0,5 кг; овощи — 1 кг; печенье, вафли, зефир — до 0,5 кг; соки и компоты промышленно­го изготовления в закупоренных емкостях от 0,25 до 0,8 л. Книги и игрушки должны быть новыми.

Не разрешается передавать следующие продукты и из­делия: пирожные, шоколад, консервы, молоко и молочные продукты, соленья, пряности, соки и компоты домашнего приготовления, гастрономические изделия.

Правила стерилизации сосок и бутыло­чек. Грязные соски тщательно моют сначала в проточной воде, а потом теплой водой с содой (0,5 чайной ложки питьевой соды на стакан воды), при этом их вывертывают наизнанку. Затем соски кипятят в течение 10—15 мин. Стерилизация сосок проводится раз в день, обычно в ночное время. Проводит ее палатная медицинская сестра. Чистые резиновые соски сохраняют сухими в закрытой (стеклянной или эмалированной) посуде с маркировкой "Чистые соски". Чистые соски достают стерильным пин­цетом, а затем чисто вымытыми руками надевают на бутылочку. Использованные соски собирают в посуду с мар­кировкой "Грязные соски"

Стерилизация бутылок производится в буфетной. Снача­ла бутылки обезжиривают в горячей воде с горчицей (50 г сухой горчицы на 10 л воды), затем моют с помощью ерша, промывают проточной водой снаружи и изнутри (исполь­зуют устройство в виде фонтанчиков для споласкивания бутылок) и ополаскивают. Чистые бутылки горлышком вниз помещают в металлические сетки, а когда стекут остатки воды, бутылочки в сетках ставят в сухожаровой шкаф на 50—60 мин (температура в шкафу 120—150 °С).

Бутылочки можно стерилизовать кипячением. Для этого их помещают в специальную посуду (бак, кастрю­лю), заливают теплой водой и кипятят 10 мин.

Хранят стерильные бутылочки с горловинами, закры­тыми стерильными ватно-марлевыми тампонами, в от­дельно выделенных для этого шкафах.

· Работа в процедурном кабинете (Восьмой, девятый день)

ТЕХНИКА ВЗЯТИЯ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Взятие мазков со слизистой оболочки носа и зева. Мазки берут с помощью специальных тампонов, намотанных на проволоку или деревянную палочку. Приготовленные тампоны стерилизуют в автоклаве и помещают в про­бирки.

Ребенка младшего возраста помощник меди­цинской сестры усаживает себе на колени, ноги больного охватывает своими ногами. Левой рукой фиксирует руки ребенка, а правой удерживает лоб. Медицинская сестра извлекает палочку с тампоном из пробирки, одной рукой слегка приподнимает кончик носа ребенка, а второй снимает слизь носовых ходов тампоном. Не следует ка­саться тампоном слизистой оболочки носа. Затем тампон вставляют в стерильную пробирку. Новым тампоном берут мазок из глотки и с миндалин. Шпателем прижимают корень языка и осторожно снимают налет с миндалин или слизь с задней стенки глотки. Тампон помещают обратно в пробирку, на которой пишут фамилию, имя и возраст ребенка, дату взятия материала и место, откуда он взят. Эти сведения могут быть указаны в сопроводительном направлении, которое прикрепляют к наружному концу тампона.

У детей старшего возраста материал для исследования из носа и зева берут без помощников. Процедура проводится натощак, до приема лекарственных средств и по­лоскания рта и зева какими-либо дезинфицирующими раст­ворами.

Последовательность действий при взятии мазка из носа: готовят сте­рильную пробирку с тампоном, усаживают больного (голова должна быть слегка запрокину­та назад). Берут пробирку в левую руку и правой рукой из­влекают из нее тампон, левой рукой приподнимают кончик носа больного, правой — лег­ким вращательным движением вводят тампон в нижний носо­вой ход сначала с одной стороны, затем с другой, не касаясь наруж­ной поверхности ее.

Заполняют направление в бактериологическую лаборато­рию (фамилия, имя, возраст больного, "мазок из носа", дата, наименование лечебного учреждения), пробирку с направлением отправляют в лабораторию.

Последовательность действий при взятии мазка из зева: готовят стерильную пробирку с тампо­ном, больной садится лицом к источнику света, в левую руку берут шпатель и пробирку, надавливают шпателем на корень языка, правой рукой за пробку извлекают стериль­ный тампон, проводят тампоном по дужкам и небным миндалинам — слева и справа, пробирку с направлением отправляют в лабораторию.

Для диагностики острых вирусных респираторных ин­фекций в первые дни заболевания используют мазок и мазок-отпечаток слизистой оболочки носа. Для исследо­вания необходимо приготовить чистое, обезжиренное эфиром предметное стекло. Затем небольшой ватный там­пон, укрепленный на деревянной палочке, увлажняют изотоническим раствором хлорида натрия и вводят в но­совой ход. Тампон прижимают к нижней носовой рако­вине и делают несколько вращательных движений. После этого тампон извлекают и на предметном стекле произво­дят отпечатки. Для получения мазков-отпечатков исполь­зуют пластинку из плексигласа с закругленными и шли­фованными краями. Пластинку также обезжиривают эфи­ром, вводят в нос, прижимают к нижней раковине и делают несколько продольных движений.

Взятие мокроты. Наиболее просто взять мокроту во время кашля: мокроту собирают сразу на питательную среду в чашки Петри. Для лучшего отхождения вязкой мокроты назначают настои термопсиса, ставят горчични­ки или банки, дают выпить стакан теплого молока с пи­тьевой содой. При заборе материала у детей младшего возраста необходимо надавить на корень языка, чтобы вызвать кашель. Можно собирать мокроту во время брон­хоскопии. Если невозможно получить мокроту указанными способами, то делают промывание желудка, так как ребенок не умеет отхаркивать мокроту и заглатывает ее. Промывание желудка осуществляют натощак, микробная флора промывных вод аналогична таковой в бронхах.

Взятие мочи. Мочу собирают во время свободного мо­чеиспускания (из средней порции мочи) либо с помощью катетера. У детей раннего, особенно грудного возраста, сбор мочи представляет трудности. Для стимуляции моче­испускания ребенку грудного возраста поглаживают рукой живот, слегка надавливают на надлобковую об­ласть. Под струю мочи подставляют чистый лоток или посуду с широким горлом. Если не удается получить мочу, то к половым органам с помощью лейкопластыря прикрепляют пробирку, колбочку, полиэтиленовый мешок и т.п.

Для длительного сбора суточной мочи часто использу­ют специальные накладки с отверстием. Накладкой плот­но прикрывают половые органы ребенка и бинтом фик­сируют в поясничной области. К накладке присоединяют резиновую трубку, второй конец которой опускают в чис­тый сосуд. Еще более совершенным является сбор мочи через специальный моче приемник с сигнализатором.

Перед взятием мочи необходимо провести тщательный туалет наружных половых органов и у девочек, и у маль­чиков. В отдельных случаях следует использовать дезин­фицирующие растворы, например фурацилина (1:5000).

Мочу на общий анализ и на анализ по Нечипоренко берут утром, после сна из средней порции струи.

Заранее готовят чистую, сухую посуду. На каждой бу­тылочке должна быть этикетка с указанием фамилии и имени ребенка, даты, отделения, цели исследования.

Для общего анализа мочи должно быть не менее 50—100 мл, для анализа мочи по Нечипоренко - не менее 10 мл. Моча должна быть доставлена в лабора­торию в течение 1 ч, хранить ее можно в стеклянной посуде в прохладном месте, лучше на кафельном полу.

Для анализа мочи по Каковскому — Аддису мочу собирают в течение суток в отдельную чистую посу­ду. Измеряют ее объем и направляют в лабораторию 100— 200 мл. Учитывая трудности длительного сбора мочи у детей, иногда используют модификацию метода: исследу­ют мочу, собранную за 12 ч.

Для анализа на бактериурию мочу собирают после обмывания наружных половых органов дезинфици­рующим раствором (фурацилин). В стерильную посуду берут 15—25 мл мочи и тотчас закрывают. При сомнитель­ных результатах мочу берут стерильным катетером.

Проба Зимницкого заключается в динамическом определении количества и относительной плотности мочи, выделяемой через каждые 3 ч в течение суток. Для этого накануне исследования медицинская сестра готовит во­семь чистых бутылок (банок), маркирует их, проставляя номер и фамилию ребенка (рис. 57). Больной мочится в 6 ч утра, и эту мочу берут для общего анализа. Начиная с 9 ч, ребенок мочится каждые 3 ч в отдельную бутылочку. Ночью больных будят. В 6 ч следующего утра собирают последнюю порцию, и все 8 порций направляют в лабора­торию, где определяется относительная плотность каждой порции мочи, измеряют ночной и дневной диурез, при необходимости — количество белка в каждой порции. Ус­ловием проведения пробы Зимницкого, позволяющим правильно оценить функциональную способность почек, является соблюдение обычного водного режима. Кроме того, фиксируется количество жидкости, выпитой в тече­ние дня.

Для определения экскреции (выделения) солей и глюкозы в суточной моче последнюю собирают в одну емкость. Первую порцию мочи в 6 ч утра не учиты­вают, а собирают мочу за период от 9 ч утра до 6 ч утра следующего дня. Измеряют количество выделенной мочи за сутки, а 80—100 мл из общего объема отправляют в лабораторию, указав суточный диурез.

Использование диагностических тест-полосок для экспресс-анализа мочи. Тест-полоски (5е1Г-811к) из целлюлозы с нанесенными на их твердофазными реакционными зонами предназначены для быстрого получения биохимического анализа мочи. Они рассчитаны на практически мгновенное получение результата по принципу "окунуть и читать" на основании визуальной оценки цветовой индикации. Тест-полоски позволяют проводить исследования мочи по 11 парамет­рам: белок (5(10)—100 мг/дл), глюкоза (от 100 мг/дл), удельный вес (1000—1030), рН (5—9), кетоновые тела (5 мг/дл), билирубин (0,5—3,0 мг/дл), уробилиноген (0,1— 1,0 мг/дл), нитриты (качественно), скрытая кровь (5—10 эритроцитов на 1 мкл), лейкоцитурия (15 лейкоцитов в поле зрения), аскорбиновая кислота (5 мг/дл).

Анализ рекомендуется проводить следующим образом.

1. Используется любая чистая, сухая, ранее не исполь­зованная посуда для сбора пробы мочи.

2. Из пенала извлекается тест-полоска 8е1Г-81Цс. Пенал закрывают немедленно после извлечения полоски.

3. Тест-полоску погружают в свежую, хорошо переме­шанную мочу на 1 с (не дольше) (рис. 58, а). Излишек мочи на тест-полоске может привести к искажению ре­зультатов, поэтому проводят концом полоски по краю посуды так, чтобы не задеть реакционные зоны. Излишек мочи стечет (рис. 58, б). Излишек мочи можно удалить, промокнув края полоски фильтровальной бумагой.

4. Визуально сравнивают окраску реакционных зон тест-полоски с цветовой картой интерпретации результа­тов, расположенной на пенале (рис. 58, в), желательно при хорошем освещении.

Время учета результата 30—60 с является критическим для верной интерпретации результатов. При считывании результатов держите полоску горизонтально, чтобы избежать возможного отекания химических реагентов на соседние реакционные зоны вместе с излишком мочи. Изменения цвета, затронувшие только края реакционных зон или про­изошедшие спустя более 2 мин, не имеют диагностического значения. Учет результатов производят прямым визуальным сравнением окраски реакционных зон тест-полоски с цве­товой картой интерпретации окраски на пенале. Никаких дополнительных расчетов и оборудования не требуется.

Взятие кала. Для копрологического исследо­вания фекалии, полученные при самостоятельной дефе­кации, помещают в чистую, сухую, не пропускающую влагу посуду и доставляют в лабораторию сразу или спустя 8—12 ч при условиях хранения его в течение этого времени в холодильнике при температуре 3—4 0С. Нельзя иссле­довать кал после клизмы, приема слабительных или красящих веществ, а также препаратов железа, висмута, пилокарпина и некоторых других.

При исследовании кала на яйца глист и лямблии ребенка высаживают на предварительно обработанный ки­пятком горшок. Кал для анализа берут из разных порции деревянной или стеклянной палочкой и помещают в банку. В лабораторию материал доставляют в течение 30 мин. с момента взятия анализа. При подозрении на энтэробиоз производят соскоб деревянной лопаточкой си складок вокруг заднего прохода. Соскоб переносят на предметное стекло в каплю 50 % раствора глицерина или изотонического раствора хлорида натрия. Кал для обнару­жения кишечной группы и дизентерийного носительства берут трубочкой Циманна после акта дефекации с пеленки или горшка. Трубочку опускают в стерильную пробирку с питательной средой, закрывают стерильной марлевой пробкой и отправляют в лабораторию.

При подготовке больного ребенка для исследова­ния кала на скрытое кровотечение из рацио­на в течение 2—3 дней исключают мясо, рыбу, все виды зеленых овощей, препараты, яйца весенней кладки, а также лекарственные препараты, содержащие железо, медь и другие тяжелые металлы, так как эти пищевые и лекарственные вещества являются катализаторами реак­ций, применяющихся для обнаружения крови.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЕЧЕБНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ

В практике работы детских лечебных учреждении боль­шое значение придается проведению таких лечебных ма­нипуляций, как постановка клизм, газоотведение, промывание желудка, катетеризация мочевого пузыря, дуоде­нальное зондирование и др. Их проведение требует тща­тельной подготовки, знания особенностей каждой кон­кретной манипуляции у детей различного возраста.

Постановка клизмы. При помощи клизмы в толстую кишку можно ввести различные жидкости с лечебной или диагностической целью. Различают клизмы очиститель­ные, лекарственные, питательные.

Очистительные клизмы назначают для осво­бождения кишечника от каловых масс и газов. Они при­меняются при запорах, пищевых отравлениях, для подго­товки больного к эндоскопическим методам обследования (ректоскопия, колонофиброскопия), рентгенологическому исследованию желудка, кишечника, почек, для выполне­ния ультразвукового исследования органов брюшной по­лости, перед операциями, перед введением лекарственных средств. Противопоказаниями являются воспалительные изменения в нижнем отрезке толстой кишки, геморрой, выпадение слизистой оболочки прямой кишки, подозре­ние на аппендицит, кишечные кровотечения.

Для очистительной клизмы используют воду комнат­ной температуры, ее вводят при помощи баллона с мягким наконечником. Для постановки клизмы детям первых 2—3 мес. жизни пользуются грушевидным баллоном № 2 (вместимость около 50 мл), ребенку 6 мес. — № 3 или 4 (75—100 мл), годовалому — № 5 (150 мл), детям 2—5 лет — № 5—6 (180—200 мл), 6—12 лет — № 6 (200—250 мл). Для очистительных клизм детям старшего возраста используют кружку Эсмарха.

Перед употреблением грушевидный баллон стерилизу­ют кипячением. Наполняют его жидкостью (вода или ле­карственные растворы), удаляют воздух, слегка сжимая баллон до появления жидкости из обращенного кверху наконечника. Наконечник смазывают вазелином. Ребенка грудного возраста обычно укладывают на спину с припод­нятыми кверху ногами, детей более старшего возраста — на левый бок, с подтянутыми к животу нижними конеч­ностями. Наконечник баллона вводят осторожно. В поло­жении больного на спине наконечник направляют вперед и несколько кпереди, далее, преодолев без усилия наруж­ный и внутренний сфинктеры анального отверстия, не­много кзади Наконечник вводят на глубину 3—5 см детям младшего возраста, на 6- 8 см — старшего возраста и появляются микроклизмами, используют обычный 20-грам­мовый шприц или резиновый баллон "грушу" вместимос­тью от 50 до 100 мл. Вводимое лекарственное средство должно иметь температуру 40—41 "С, так как при более низкой температуре возникает позыв на дефекацию и ле­карственное средство не всасывается. Объем лекарствен­ных клизм зависит от возраста детей: больным первых 5 лет жизни вводят 20—25 мл, от 5 до 10 лет — до 50 мл, стар­шим детям — до 75 мл.

В состав лекарственных клизм могут входить различ­ные лекарственные средства, включая успокаивающие, снотворные и т.п. Наиболее часто употребляются следую­щие клизмы: крахмальные (1 чайная ложка на 100 мл воды); из ромашки (15 г ромашки кипятят 2 мин в 250 мл воды, остужают до 40—41 °С, процеживают); из масла облепихи, шиповника. При судорогах и сильном возбуж­дении показаны хлоралгидратовые клизмы — применяют 2 % раствор хлоралгидрата.

Питательные клизмы используются редко, так как в толстой кишке всасывается лишь вода, изотоничес­кий раствор хлорида натрия (0,85 %), глюкозы (5 %), в очень ограниченном количестве белки и аминокислоты. Выполняют питательные клизмы после очистительных с помощью капельницы (у детей младшего возраста) или кружки Эсмарха (у старших детей). Скорость введения жидкости регулируют винтовым зажимом: детям первых месяцев жизни вводят 3—5 капель в минуту, от 3 мес. до 1 года — 5—10, более старшим — 10—30. Этот способ, называемый капельной клизмой, улучшает всасывание жидкости через слизистую оболочку прямой кишки, не усиливает перистальтику кишечника, не переполняет его, не вызывает болей. Таким образом, в организм ребенка можно ввести 200 мл жидкости и более.

Газоотведение. Чаще всего газоотведение проводится детям раннего возраста, новорожденным и грудного воз­раста. Однако отведение газов показано и более старшим детям при заболеваниях кишечника, сопровождающихся метеоризмом или замедленным выведением газов. Перед проведением процедуры ставят очистительную клизму. Га­зоотводную трубку диаметром 3—5 мм и длиной 30—50 см предварительно смазывают вазелиновым маслом и враща­тельным движением вводят в прямую кишку как можно выше, чтобы наружный конец трубки выступал из заднего прохода на 10—15 см. Трубку оставляют на 20—30 мин, реже на более длительное время. Процедуру можно повто­рить через 3—4 ч. Газоотводную трубку тщательно моют теплой водой с мылом, вытирают и стерилизуют кипяче­нием.

Промывание желудка. Используется с лечебной или диагностической целью, а также для удаления из желудка недоброкачественной пищи, попавших в организм ребен­ка ядохимикатов, лекарственных средств, токсинов бакте­риального и растительного происхождения. Для процеду­ры необходимы желудочный зонд с двумя отверстиями на боковых стенках и воронка (заранее простерилизованные кипячением), а также таз. Для промывания желудка у детей старшего возраста можно применять толстый зонд длиной 70—100 см и диаметром 3—5 мм. Для ориентиро­вочного определения длины зонда, вводимого в желудок, у ребенка измеряют расстояние от переносицы до пупка. Для более точного определения длины зонда, равной рас­стоянию от зубов до входа в желудок, применяют форму­лу: 20+п, где п — возраст ребенка.

Положение детей во время промывания желудка зави­сит от возраста, а в ряде случаев и тяжести состояния больного. Детей младшего (грудного) возраста чаще всего укладывают на бок со слегка повернутым вниз лицом. Ребенка дошкольного возраста медицинская сестра или ее помощник берет на руки, обертывает его простыней (пе­ленкой), ноги ребенка плотно зажимают между своих ног, прижимают его голову к плечу. Другая медицинская сестра просит ребенка открыть рот или раскрывает его шпателем и быстрым движением вводит зонд за корень языка. Про­сит ребенка сделать несколько глотательных движений, во время которых медицинская сестра без насильственных движений продвигает зонд по пищеводу до предваритель­но сделанной отметки. Подтверждением того, что зонд находится в желудке, является прекращение рвотных дви­жений. Детей старшего возраста для промывания желудка усаживают на стул, грудь закрывают клеенчатым фартуком или простыней (пеленкой). После введения зонда в желу­док к наружному концу его присоединяют стеклянную воронку вместимостью около 500 мл и наполняют приго­товленной для промывания жидкостью; водой, 2 % рас­твором бикарбоната натрия или светло-розовым раство­ром перманганата калия комнатной температуры. Используют принцип сифона. Воронку поднимают вверх. Когда жидкость спустится до нижней части конуса воронки, воронку опускают до уровня головы ребенка. Как только воронка наполнится содержимым желудка и промывной жидкостью, резиновую трубку пережимают пальцами ниже конуса воронки, и все это сливают в таз. Воронку вновь заполняют чистой жидкостью для промывания и так повторяют до тех пор, пока из желудка не будут поступать чистые промывные воды.

Применение грелки, сухого тепла.Грелки <

Наши рекомендации