Склонность к поиску ощущений
Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода увлечений, интересов, взглядов. Ваша задача — выбрать подходящий для вас вариант ответа. А — «да, верно», Б — «затрудняюсь ответить», В — «неверно») и отметить свой выбор на бланке протокола крестиком в соответствующем квадрате. Отвечая, помните:
· вопросы слишком краткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Если вам кажется, что точно ответить невозможно, отвечайте приблизительно. Не тратьте много времени на размышление, давайте первый ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, и тогда можно будет окончить работу примерно за 10 мин;
· старайтесь избегать промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно; не более одного неопределенного ответа на 5—6 вопросов;
· если вам кажется, что вопрос не имеет к вам отношения, постарайтесь вообразить, что он к вам относится, ответ все равно нужно дать;
· помните, что здесь нет «хороших» и «плохих» ответов, но старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление; свободно выражайте свое мнение.
Приложение 12.2
ВОПРОСЫ
1. В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.
2. Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.
3. В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.
4. Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.
5. Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.
6. Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.
7. Мой девиз: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
8. Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены переменами.
9. Мне неприятно видеть экстравагантные прически.
10. Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.
11. Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.
12. Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.
13. Я бы стал учиться управлять дельтапланом.
14. Глупо совершать безумные поступки только для того, чтобы посмотреть, как на это прореагируют окружающие.
15. Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.
16. Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.
17. Я люблю заплывать далеко от берега.
18. Совершенно не представляю себя альпинистом.
19. Про прочих равных я действую по линии наименьшего сопротивления.
20. Мне нравится одеваться необычно.
21. Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать застоя.
22. У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.
23. В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить дорогу, а не пользоваться путеводителем.
24. Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.
25. Иногда мне хочется сделать нечто пугающее.
26. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.
27. Я испытываю подьем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.
28. Тяжело уживаться в коллективе с занудой.
29. Мне страшно нырять с высокой скалы.
30. Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению власти и деспотизма.
31. Жаль тратить столько времени на сон.
32. Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому обстоятельства.
33. Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.
34. Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.
35. Яне люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм современной живописи.
36. Человек, действия которого предсказуемы, — зануда.
37. Я бы хотел понырять с аквалангом.
38. Мне очень нравится преодолевать трудности.
39. Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые возможной неудачей.
40. Мне нравится слушать новую и необычную музыку.
Приложение 12.3
Ключи к шкалам опросника SSS
TAS | + | ||||||||||
BS | + | 1В | |||||||||
ES | + | ||||||||||
UA | + | 7. |
Шкала TAS (поиск острых ощущений). Высокие значения по этой шкале позволяют выявить лиц, предрасположенных к чрезвычайным происшествиям. Как правило, у них высокие значения по шкалам 4 и 9 MMPI (Собчик, 1990).
Шкала BS (непереносимость однообразия).Монотонная работа равносильна наказанию. Гипертимность по Шмишеку. Низкий балл по шкале BS указывает на склонность к монотонной, рутинной работе.
ES (поиск новых впечатлений). Крайне низкие значения по шкале ES коррелируют с отрицательным полюсом шкалы Q1 16PF и указывают на ригидность обследуемого, его приверженность традиционным взглядам и правилам. Такие работники независимо от возраста консервативны, не любят нововведений, перемен. Это типично для работников сферы обслуживания.
UA (неадаптивное стремление к трудностям). Высокий балл по этой шкале набирают люди, которые стремятся находить и преодолевать трудности. Эти «правдоискатели» — потенциальные инициаторы конфликтов, их часто отвергают в разных коллективах. Нами получена корреляция высоких баллов с показателями цветового теста отношений (см.: Эткинд, 1983). Отметим, что в качестве материала для Цветового теста мы использовали более богатую палитру методики «Цветовое зеркало» Г. Фрилинг (см.: Кононова, 1995).
Особенно следует обращать внимание на сочетание в личном профиле пиков по шкалам ТАЗ и UA. Как правило, такие показатели дают люди агрессивные, конфликтные, социально дезадаптированные.
Низкие значения по шкале UA дают, с одной стороны, люди робкие, сенситивные, с низкой нервно-психической устойчивостью и большой вероятностью «срывов», трудно адаптирующиеся и не выдерживающие напряженных условий работы. В подобных случаях низкие значения по шкале UA коррелируют с низкими значениями по шкале H.
С другой стороны, низкие значения по шкале UA показали лица, в реальной жизни склонные уходить от ответственности, люди «ушлые, с хитрецой», при малейшей возможности старающиеся уклониться от выполнения должностных обязанностей (за ними требуется постоянный контроль со стороны руководства). В любом случае, что бы ни стояло за этим, обследуемые с низким баллом по шкале UA имеют тенденцию избегать трудностей, перекладывать ответственность на других людей или на обстоятельства и потому являются «проблемными» работниками.
Рекомендуемая литература: [12, 28, 44]
Список использованной литературы
- Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. / Н.М. Амосов. – М. : АСТ, 2002. -420 с.
- Ананьев, В.А. Психология здоровья / В.А. Ананьев, Г. С. Никифоров. - СПб.:, 2000. - 398 с.
- Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья./ И.Н. Гуревич. – СПб., 2000.- 211с.
- Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – 562 с.
- Максимова, Н.А. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие / Н.А. Максимова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 384с.
- Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / В.Л. Марищук – СПб. : 2001. -371 с.
- Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
- Практикум по психологии состояний: учеб. пособие под. ред. А.О. Прохорова. – СПб. : Речь, 2004. – 480с.
- Предупреждение подростков и юношеской наркомании под ред. С.В. Березина – М. : Изд-во Института психотерапии, 2001.-256 с.
- Психология здоровья : учебник / Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
- Психологическая практика: проблемы и перспективы: сб.науч. трудов / Под ред. Г.М.Кучинского. – М.: ЕГУ, 2002. – 220 с.
- Секач, М.Ф. Психологии здоровья : учеб.пособие / М.Ф.Секач.- М.: Академический Проект : Гаудеамус, 2005. – 192 с.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3