Склонность к поиску ощущений

Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода увлечений, интересов, взглядов. Ваша задача — выбрать подходящий для вас вариант ответа. А — «да, верно», Б — «затрудняюсь ответить», В — «неверно») и отметить свой выбор на бланке протокола крестиком в со­ответствующем квадрате. Отвечая, помните:

· вопросы слишком краткие, чтобы в них содержались все необходи­мые подробности. Если вам кажется, что точно ответить невозможно, отвечайте приблизительно. Не тратьте много времени на размышле­ние, давайте первый ответ, который приходит в голову. Старайтесь от­вечать на несколько вопросов в минуту, и тогда можно будет окончить работу примерно за 10 мин;

· старайтесь избегать промежуточных, неопределенных ответов, кро­ме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозмож­но; не более одного неопределенного ответа на 5—6 вопросов;

· если вам кажется, что вопрос не имеет к вам отношения, постарай­тесь вообразить, что он к вам относится, ответ все равно нужно дать;

· помните, что здесь нет «хороших» и «плохих» ответов, но старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление; свободно выражайте свое мнение.

Приложение 12.2

ВОПРОСЫ

1. В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.

2. Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.

3. В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.

4. Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.

5. Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.

6. Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.

7. Мой девиз: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

8. Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены переменами.

9. Мне неприятно видеть экстравагантные прически.

10. Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.

11. Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.

12. Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.

13. Я бы стал учиться управлять дельтапланом.

14. Глупо совершать безумные поступки только для того, чтобы посмот­реть, как на это прореагируют окружающие.

15. Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.

16. Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.

17. Я люблю заплывать далеко от берега.

18. Совершенно не представляю себя альпинистом.

19. Про прочих равных я действую по линии наименьшего сопротивления.

20. Мне нравится одеваться необычно.

21. Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать за­стоя.

22. У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.

23. В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить до­рогу, а не пользоваться путеводителем.

24. Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.

25. Иногда мне хочется сделать нечто пугающее.

26. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.

27. Я испытываю подьем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.

28. Тяжело уживаться в коллективе с занудой.

29. Мне страшно нырять с высокой скалы.

30. Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению вла­сти и деспотизма.

31. Жаль тратить столько времени на сон.

32. Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому об­стоятельства.

33. Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.

34. Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.

35. Яне люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм со­временной живописи.

36. Человек, действия которого предсказуемы, — зануда.

37. Я бы хотел понырять с аквалангом.

38. Мне очень нравится преодолевать трудности.

39. Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые воз­можной неудачей.

40. Мне нравится слушать новую и необычную музыку.

Приложение 12.3

Ключи к шкалам опросника SSS

TAS +
BS +
ES +
UA + 7.

Шкала TAS (поиск острых ощущений). Высокие значения по этой шкале позволяют выявить лиц, предрасположенных к чрезвычайным происшествиям. Как правило, у них высокие значения по шкалам 4 и 9 MMPI (Собчик, 1990).

Шкала BS (непереносимость однообразия).Монотонная работа равносильна наказанию. Гипертимность по Шмишеку. Низкий балл по шкале BS указывает на склонность к монотонной, ру­тинной работе.

ES (поиск новых впечатлений). Крайне низкие значения по шкале ES коррелируют с отрицательным полюсом шкалы Q1 16PF и указыва­ют на ригидность обследуемого, его приверженность традиционным взглядам и правилам. Такие работники независимо от возраста кон­сервативны, не любят нововведений, перемен. Это типично для ра­ботников сферы обслуживания.

UA (неадаптивное стремление к трудностям). Высокий балл по этой шкале набирают люди, которые стремятся находить и преодолевать трудности. Эти «правдоискатели» — потенциальные инициаторы конфликтов, их часто отвергают в разных коллективах. Нами полу­чена корреляция высоких баллов с показателями цветового теста от­ношений (см.: Эткинд, 1983). Отметим, что в качестве материала для Цветового теста мы использовали более богатую палитру методики «Цветовое зеркало» Г. Фрилинг (см.: Кононова, 1995).

Особенно следует обращать внимание на сочетание в личном про­филе пиков по шкалам ТАЗ и UA. Как правило, такие показатели дают люди агрессивные, конфликтные, социально дезадаптированные.

Низкие значения по шкале UA дают, с одной стороны, люди робкие, сенситивные, с низкой нервно-психической устойчивостью и боль­шой вероятностью «срывов», трудно адаптирующиеся и не выдерживающие напряженных условий работы. В подобных случаях низкие значения по шкале UA коррелируют с низкими значениями по шкале H.

С другой стороны, низкие значения по шкале UA показали лица, в реальной жизни склонные уходить от ответственности, люди «уш­лые, с хитрецой», при малейшей возможности старающиеся уклониться от выполнения должностных обязанностей (за ними требует­ся постоянный контроль со стороны руководства). В любом случае, что бы ни стояло за этим, обследуемые с низким баллом по шкале UA имеют тенденцию избегать трудностей, перекладывать ответственность на других людей или на обстоятельства и потому являются «проблемными» работниками.

Рекомендуемая литература: [12, 28, 44]

Список использованной литературы

  1. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. / Н.М. Амосов. – М. : АСТ, 2002. -420 с.
  2. Ананьев, В.А. Психология здоровья / В.А. Ананьев, Г. С. Никифоров. - СПб.:, 2000. - 398 с.
  3. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья./ И.Н. Гуревич. – СПб., 2000.- 211с.
  4. Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – 562 с.
  5. Максимова, Н.А. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие / Н.А. Максимова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 384с.
  6. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / В.Л. Марищук – СПб. : 2001. -371 с.
  7. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
  8. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие под. ред. А.О. Прохорова. – СПб. : Речь, 2004. – 480с.
  9. Предупреждение подростков и юношеской наркомании под ред. С.В. Березина – М. : Изд-во Института психотерапии, 2001.-256 с.
  10. Психология здоровья : учебник / Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
  11. Психологическая практика: проблемы и перспективы: сб.науч. трудов / Под ред. Г.М.Кучинского. – М.: ЕГУ, 2002. – 220 с.
  12. Секач, М.Ф. Психологии здоровья : учеб.пособие / М.Ф.Секач.- М.: Академический Проект : Гаудеамус, 2005. – 192 с.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Наши рекомендации