Ликвидация медико-санитарных последствий транс- портных аварий при перевозке химически опасных грузов.
На объектах народного хозяйства производятся, хранятся, используются в производстве и перевозятся значительные коли- чества химических веществ, многие из которых обладают высокой токсичностью и способны при определенных условиях вызывать массовые отравления людей и животных, а также загрязнять окружающую среду.
При аварии транспорта, перевозящего химически опасные вещества зона поражения может быть как локальной, так и региональной, в зависимости от вида вещества, его свойств и количества вещества оказавшегося вне емкостей, в которых они находились до аварии.
После возникновения химической аварии силами РСЧС, куда могут входить и представители СМК, проводится оценка хими- ческой обстановки и решаются следующие задачи:
· определение размеров района аварии (условия выхода АОХВ во внешнюю среду, площадь загрязнения, глубина и ширина распространения загрязненного воздуха;
· определение числа пораженных;
· определение стойкости АОХВ во внешней среде;
· определение допустимого времени пребывания людей в средствах защиты в зоне поражения;
· определение времени подхода загрязненного воздуха к населенным пунктам, времени поражающего действия АОХВ;
· Определение загрязненности систем водоснабжения, продуктов питания и др.
В зависимости от конкретной обстановки при ее оценке могут решаться и другие задачи.
Метод прогнозирования позволяет определить с достаточной степенью вероятности основные количественные показатели последствий химической аварии, провести ориентировочные расчеты, используемые при ликвидации аварии. На основе таких расчетов делаются выводы и принимаются соответствующие решения.
При оценке химической обстановки используются фактические данные химической разведки, получаемые при обследовании загрязненной территории.
Средствами оценки химической обстановки являются:
· карта (схема) с обозначенными на ней местом транспортной аварии и зоной распространения загрязненного воздуха;
· расчетные таблицы (справочник по поражающему действию АОХВ) и формулы;
· а также приборы химического контроля внешней среды.
В выводах из оценки химической обстановки для принятия решения по организации медико-санитарного обеспечения должны быть следующие данные:
· число пораженных;
· наиболее целесообразные действия ликвидаторов аварии, а также населения, находящегося в загрязненном районе;
· организация медико-санитарного обеспечения в сложив- шейся обстановке;
· дополнительные меры защиты различных контингентов людей, оказавшихся в зоне аварии.
Обычно сразу после аварии СМК организует санитарно-хими- ческую разведку. К ней привлекают специалистов - гигиениста, токсиколога и химика-аналитика. Высокая квалификация участ- ников разведки, применение ими средств и методов экспресс-анализа и диагностики позволяют уточнить наличие и состав токсичных веществ на обследуемой территории, участки вероят- ного скопления химических веществ (подвалы, колодцы, плохо проветриваемые помещения и т.п.) и места возможного укрытия населения, определить величину и структуру потерь населения, условия медико-санитарного обеспечения.
Оценка степени загрязненности окружающей среды прово- дится методами экспресс-анализа токсичных веществ на месте с помощью портативных приборов, переносных и подвижных лабораторий, а также путем отбора проб воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и смывов с поверхности стен, полов, стекол жилых зданий. Отобранные пробы доставляются в стационарную лабораторию для дальнейшего исследования, уточнения и под- тверждения, данных экспресс-анализа.
Выбор аналитической аппаратуры и комплектация переносных и подвижных лабораторий определяются предполагаемым переч- нем АОХВ для региона, территории или объекта.
При оценке химической обстановки для СМК необходимы следующие сведения:
· предельное время пребывания в загрязненной зоне;
· вид средств индивидуальной защиты;
· степень их использования;
· способы дегазации и степень ее эффективности;
· первоочередные лечебные мероприятия.
Организация медико-санитарного обеспечения при химических транспортных авариях может быть эффективной лишь при усло- вии предварительного планирования и всесторонней подготовки.
При необходимости решается вопрос об эвакуации населения из близко расположенных объектов.