Задачи и организационная структура специализирован- ной противоэпидемической бригады.
Практика последних десятилетий показала, что наиболее эффективными, мобильными и мощными формированиями, способными к быстрому развертыванию в полевых условиях и к автономной деятельности, является специализированнаые противоэпидемические бригады (СПЭБ).
Созданные на базе противочумных учреждений страны, они первоначально имели задачи специфической индикации бакте- риальных средств поражения и лабораторного контроля за зараженностью объектов окружающей среды человека в системе мер гражданской обороны. В 70-х годах XX века, после удачного опыта использования СПЭБ в очагах холеры, их функции были значительно расширены. В 80-х и 90-х годах СПЭБ уже эффективно участвовали в проведении комплекса профилакти- ческих и противоэпидемических мероприятий в зонах различных ЧС, выполняя все более широкий спектр задач.
Ведущими показателями при применении СПЭБ могут быть:
· выраженная диспропорция между необходимостью проведе- ния комплекса профилактических или противоэпидеми- ческих мероприятий адекватно возникшей обстановке и возможностью его обеспечения силами сохранившейся сети местных лечебных и противоэпидемических учреждений;
· угроза возникновения или возникшие очаги заболеваний особо опасными инфекциями;
· необходимость индикации возбудителей инфекции при актах терроризма и диверсий, а также при их проникнове- нии из-за рубежа.
СПЭБ созданные в ФГУЗ «Научно-исследовательский противочумный институт» (РосНИПЧИ «Микроб», Волгоград- ский, Иркутский, Ростовского-на-Дону, Ставропольский НИПЧИ) являются мобильными, автономными специализирован- ными формированиями постоянной готовности и экстренного реагирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Основные принципы функционирования СПЭБ:
· мобильность;
· автономность;
· многопрофильность;
· высокая технологичность;
· биологическая безопасность;
· универсальность подготовки специалистов;
· реализация модульного принципа укомплектования.
СПЭБ предназначена для проведения профилактических, про- тивоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного харак- тера, в том счисле обусловленных эпидемиями и проявлениями биотеррроризма, а также при угрозе их возникновения.
Состав СПЭБ комплектуется в соответствии со штатно-организационной структурой из числа квалифицированных специалистов протвочумных институтов и прикрепленных противочумных станций, ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиоло- гии в субъектах РФ и прошедших обучение по программе подготовки специалистов СПЭБ. По согласованию с руководи- телем управления органа здравоохранения субъекта РФ в состав СПЭБ включаются специалисты ЛПУ.
Штатно-организационная структура СПЭБ следующая:
· Начальник (врач-эпидемиолог), помощник начальника;
· Индикационное отделение – врач-бактериолог (2), врач- вирусолог (2), лаборант;
· Эпидемиологическое отделение - начальник отделения (врач-эпидемиолог, заместитель начальника СПЭБ), врач- эпидемиолог (2), паразитолог (зоолог), врач-инфекционист, санитарный врач;
· Бактериологическое отделение - начальник отделения, врач-бактериолог, врачи-бактериологи (6), токсиколог, лаборант (5), дезинфектор (автоклавщик) (2), лаборант с совмещени- ем обязанностей дезинфектора (3);
· Инженерно-хозяйственное отделение - инженер (1), води- тели с совмещением обязанностей автомеханика и элек- трика (3), водители с совмещением обязанностей автомеха- ника и дезинфектора (3). Всего 38 чел.
Специалисты СПЭБ приобретают статус спасателей на основа- нии решения соответствующих аттестационных органов по ре- зультатам аттестации.
Оснащение СПЭБ приборами, оборудованием, техническими средствами, автотранспортом и другим имуществом осуществля- ется на основании модульного принципа функционирования СПЭБ в зоне ЧС, в том числе международного значения.
Выезд СПЭБ в зарубежные государства осуществляется в соот- ветствии с законодательством РФ.
На имуществе СПЭБ, транспортных средствах, производствен- ной одежде размещается эмблема Роспотребнадзора.
Основные задачи и функции СПЭБ:
· участие в организации и проведении в зоне ЧС профилакти- ческих и противоэпидемических мероприятий, направлен- ных на предупреждение и снижение инфекционной заболе- ваемости населения;
· оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки при ликвидации последствий ЧС;
· временное, в условиях кризиса, выполнение функций учреждений здравоохранения;
· участие в организации и проведении экстренных противо- эпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов инфекционных болезней, возникших вследствие их завоза из-за рубежа, активизации природных очагов или актов биотерроризма;
· участие в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС на территории зарубежного государства;
· лабораторная диагностика возбудителей заболеваний неяс- ной этиологии и индикация ПБА в объектах окружающей среды;
· лабораторная диагностика возбудителей инфекционных болезней в материале от людей;
· оценка санитарно-гигиенической (токсикологической) об- становки и проведение в случае необходимости санитарно- гигиенических, токсикологических, радиологических иссле- дований;
· оказание консультативно-методической и практической помощи органам и учреждениям службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно- профилактическим учреждениям в субъектах РФ в организации и проведении профилактических и противоэпи- демических мероприятий в зонах ЧС или при угрозе их возникновения.
Приведение СПЭБ в повышенную готовность, направление в заданный район в полном, ограниченном или усиленном составе, передислокация, замена личного состава и возвращение к месту постоянного базирования осуществляется по распоряжению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Количество расходного имущества рассчитывается на автономную работу СПЭБ в течение не менее двух недель.
Взаимодействие СПЭБ с органами исполнительной власти в зонах ЧС заключается в:
· обмене оперативной информацией;
· участии специалистов СПЭБ в заседаниях различных комиссий, штабов;
· решении вопроса по оказанию содействия муниципальными органами исполнительной власти в пополнении запасов расходных материалов, продуктов питания, ГСМ и других расходных материалов СПЭБ;
· обеспечении охраны места их дислокации.
Служба медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации.
Служба медицины катастроф Министерства обороны РФ (СМК МО РФ) входит в состав ВСМК. Она в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов, но может привлекаться к работе при возникновении ЧС и в других районах.
Организует и руководит ее деятельностью Главное военно-медицинское управление МО РФ. При нем постоянно функцио- нирует и является штатным органом военного управления Всеар- мейский центр медицины катастроф.
СМК МО РФ на федеральном уровне в своем составе имеет:
· медицинский отряд специального назначения центрального подчинения (МОСН);
· нештатные бригады специализированной медицинской по- мощи;
· врачебно-сестринские бригады;
· подвижные группы специалистов лечебно-профилактичес- ких учреждений центрального подчинения, военных учеб- ных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;
· резервные койки клиник Военно-медицинской академии, Главного и центральных военных клинических госпиталей;
· запасы текущего медицинского имущества центральных ме- дицинских складов;
· воздушные (операционно-реанимационные самолеты и вер- толеты), наземные (санитарно-транспортные средства меди- цинских воинских частей и учреждений центрального подчинения), эвакуационные средства, используемые в интересах службы.
На региональном и территориальном уровнях (на уровне окру- га) служба представлена:
· медицинскими отрядами специального назначения (военных округов) (МОСН);
· отдельными автомобильными санитарными взводами округов;
· нештатными бригадами специализированной медицинской помощи;
· врачебно-сестринскими бригадами;
· подвижными группами специалистов лечебно-профилак- тических, санитарно-эпидемиологических учреждений округов, медицинских военных учебных заведений;
· военными госпиталями округов;
· запасами медицинского имущества округов;
· наземными, воздушными, морскими медицинскими эва- куационными средствами.
На местном уровне (на уровне гарнизона):
· дежурными силами и средствами медицинской службы;
· нештатными бригадами специализированной медицинской помощи;
· подвижными группами специалистов лечебно-профилак- тических, санитарно-эпидемиологических учреждений, военно-учебных заведений медицинской службы;
· запасами медицинского имущества;
· медицинскими эвакуационными средствами имеющимися в гарнизоне.
Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В системе Министерства путей сообщения(МПС) РФ в решении общеотраслевых задач по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС важная роль отводится отраслевому (железнодорожному) здравоохранению, силы и средства которого являются составной частью железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.
Для медицинской службы МПС РФ приоритетной является организация своевременной медицинской помощи пораженным на месте происшествия.
На каждой железной дороге в особых условиях предусмотрены развертывание и работа в очагах санитарных потерь соответству- ющих формирований, комплектуемых на базе центральных, до- рожных и отделенческих лечебно-профилактических учрежде- ний.
К ним относятся:
· выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреж- дений железных дорог. Профиль бригад обусловлен харак- тером и особенностями железнодорожной травмы;
· бригады специализированной медицинской помощи (хирур- гические, травматологические, реанимационные, нейрохи- рургические, токсико-терапевтические, терапевтические, акушерско-гинекологические, урологические) комплек- туются из числа ведущих специалистов центральных и дорожных клинических больниц. Профиль бригад и их количество определяются мощностью и возможностями медицинских учреждений.
На большинстве железных дорог вопросы госпитализации пораженных решаются в порядке взаимодействия с территори- альными учреждениями здравоохранения.
На сети железных дорог созданы и функционируют около 90 подвижных формирований (вагон-амбулатория, вагон-перевязоч- ная, санитарная летучка, блок скорой помощи, вагон-радиоло- гическая лаборатория и т.д.).
Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций Министерства внутрен- них дел Российской Федерации.
В медицинской службе Министерства внутренних дел (МВД) РФ на базе главного клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназна- ченный для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
В клиническом госпитале ГУВД г. Москвы организовано отде- ление экстренной медицинской помощи.
В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД РФ (в 15 субъектах РФ) развернуты отделения экстренной медицин- ской помощи, которые в случае необходимости могут быть задействованы и включены в общую систему медико-санитарно- го обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.
На базе 4 окружных госпиталей внутренних войск орга- низованы и функционируют отделения неотложной медицинской помощи.
Материально-технические возможности отделений медицин- ской помощи, созданных в госпиталях и больницах МВД РФ, ГУВД, УВД, позволяют оказывать первую врачебную и ква- лифицированную медицинскую помощь личному составу орга- нов внутренних дел как непосредственно в пределах территорий субъектов РФ, так и за их пределами.
В г.г. Москва, Санкт-Петербург и административных цент-
рах субъектов РФ предусмотрены мобильные врачебно-сестрин- ские бригады хирургического, терапевтического, педиатричес- кого профиля, для оказания первой врачебной помощи поражен- ным.
Оказание экстренной квалифицированной и специализирован- ной медицинской помощи осуществляется в больнично-поликлинических объединениях и госпиталях МВД РФ, ГУВД, УВД.