Строение и функции зрительного анализатора, возрастные особенности.
Представлен воспринимающим отделом - рецепторами сетчатой оболочки глаза, зрительными нервами, проводящей системой и соответствующими участками коры в затылочных долях мозга.
Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему.
Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино.
Так как каждый глаз воспринимает "свою" картинку, при нарушении совместного движения правого и левого глаза может быть расстроено бинокулярное зрение. Попросту говоря, у вас начнет двоиться в глазах или вы будете одновременно видеть две совсем разные картинки.
Наименование анализатора | Периферический отдел | Проводниковый отдел | Центральный отдел |
Зрительный | Рецепторы сетчатки глаза- палочки, колбочки | Зрительный нерв, проводящие пути головного мозга | Участок коры головного глаза в затылочной доле |
Фоторецепторы: палочки, колбочки
Палочки – находятся на периферии сетчатки, сумрачное зрение(черно-белое). Нарушение – куриная слепота
Колбочки – находятся в центре сетчатки, дневное зрение(цветовое - красный, синий, зеленый). Не различение цветов – дальтонизм.
Возрастные особенности: Процесс развития и совершенствования зрительного анализатора, как и других органов чувств, идёт от периферии к центру:
а).способность фиксировать взглядом предмет формируется в возрасте от 5 дней до 3- 5 месяцев;
б) миелинизация зрительных нервных путей заканчивается уже к 3- 4 месяцам постнатального онтогенеза;
в) аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация;
г) в 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость - у 2,5%; с возрастом число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14- 16 годам 11% (это связано в основном с нарушением гигиены зрения);
д) в процессе развития существенно меняются цветоощущения ребёнка: у новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года жизни, но и при этом оно ещё неполноценно;
е) с возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопическое зрение;
ж) поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого.
11.Строение глаза. Гигиена зрения. Профилактика нарушений зрения у детей.
Глаз имеет 3 оболочки:
а) наружная оболочка называется белочная или склера, которая впереди переходит в прозрачную роговицу;
б) средняя оболочка называется сосудистая, впереди она переходит в радужную, в центре радужной оболочки находится зрачок;
в) внутренняя оболочка называется сетчатка.
Сетчатка образована несколькими слоями различных клеток, среди которых светочувствительными являются только палочки и колбочки (зрительные рецепторы). Нервные волокна, отходящие от сетчатки, образуют зрительный нерв, который направляется в головной мозг.
В центре сетчатки находится жёлтое пятно – это место наибольшего скопления колбочек. Жёлтое пятно обеспечивает наиболее резкое изображение предмета.
Вблизи жёлтого пятна находится слепое пятно, здесь нет ни палочек ни колбочек, отсюда выходят волокна зрительного нерва.
Палочки, отвечающие за чёрно – белое изображение, расположены по периферии сетчатки.
Светопреломляющие среды глаза.
Световые лучи, попадающие в глаз, преломляют следующие прозрачные среды глаза: роговица, хрусталик, стекловидное тело, а также жидкость передней и задней камер глаза.
Каждая из этих сред имеет свой показатель преломляющей силы, Преломляющая способность оптических сред глаза называется рефракция. .Преломляющая сила выражается в диоптриях (Д).
Изображение на сетчатке получается действительным, уменьшенным и обратным.
Приспособление глаза к чёткому видению предметов на различных расстояниях называется аккомодацией. Такое приспособление обеспечиваетресничноетело.Оно образовано хрусталиком, связанными с ним связками и ресничной мышцей.
При рассматривании предметов, находящихся на далёком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, хрусталик при этом уплощается.
При приближении предмета к глазу происходит сокращение ресничной мышцы, связки расслабляются, в результате чего эластичный хрусталик принимает округлую форму. Преломляющая сила хрусталика при этом увеличивается.
С возрастом аккомодация уменьшается
Радужка – определяет цвет глаз(за счет пигмента меланина)
Альбиносы – отсутствие меланина(красные глаза)
Световая адаптация – изменение диаметра зрачка при изменяющемся освещении
Атропин – вызывает расширение зрачков(белладонна)
Морфин – вызывает резкое сужение зрачков
Хрусталик – двояковыпуклые линзы
Катаракта – помутнение хрусталика
Аккомодация – изменение кривизны при рассматривании предметов на различном расстоянии
Роговица – передняя прозрачная часть
Сетчатка – оболочка глаза, в котором расположены фоторецепторы
Основные аномалии рефракции.
а) Близорукость.
В близоруком глазу параллельные лучи, идущие от далёких предметов, пересекаются впереди сетчатки, не доходя до неё. Это может быть связано:
а) со слишком длинной продольной осью глаза;
б) с большей, чем нормальная, преломляющей силой глаза (кривизна хрусталика больше).
Близорукость в большинстве случаев врождённая, однако она увеличивается в школьном возрасте.
б) Дальнозоркость.
В дальнозорком глазу лучи, идущие от ближних предметов, пересекаются позади сетчатки.
Дальнозоркость является следствием:
а) короткой продольной оси глаза;
б) неправильной кривизны роговицы или хрусталика.
в) Астигматизм.
К аномалии рефракции относят астигматизм – невозможность схождения всех лучей в одной точке. Астигматизм является следствием неодинаковой кривизны роговицы в различных её меридианах
.
Профилактика:Разумные зрительные нагрузки. Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Контакт с компьютером и телевизором необходимо ограничить до двух часов в день, обеспечив малышу правильное освещение и достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см, и до телевизионного экрана – 2-3 метра. Правильное чтение и письмо. В процессе выполнения уроков и других «сидячих» занятий, дети забывают о правильной позе: спина прямая, плечи опущены и расслаблены, расстояние от глаз до поверхности стола – 35-40 см. Строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения. Грамотная организация рабочего места школьника.Главные элементы школьного места – это удобный стул и стол, полноценное освещение и качественный монитор. Активный образ жизни. Сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух – это лучшая профилактика нарушения зрения у детей. Здоровое питание. Для зорких глаз полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина и лимоны. В межсезонье не отказывайте себе и детям в аптечных витаминно-минеральных комплексах для глаз.
Билет 12. Строение и функции слухового анализатора, возрастные особенности. Гигиена слуха.
Основной функцией органов слуха является восприятие колебаний воздушной среды. Органы слуха тесно связаны с органами равновесия. Рецепторные аппараты слуховой и вестибулярной системы расположены во внутреннем ухе.
Слуховые восприятия очень тесно связаны с речью – ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает речевую способность, хотя речевой аппарат у него абсолютно нормален.
Слуховой анализатор включает в себя периферический отдел, воспринимающий звуковые колебания (колебания воздуха или другой упругой среды) и передающих их на слуховые рецепторы, проводниковой и корковой части. Особая роль слухового анализатора у человека связана с членораздельной речью. Слуховые рецепторы находятся в улитке внутреннего уха, которая расположена в пирамиде височной кости. Звуковые колебания передаются к ним через систему вспомогательных образований наружного, среднего и внутреннего уха.
- Наружное ухо – ушная раковина и слуховой проход – служат для улавливания звуков и усиления звуковых колебаний.
- Среднее ухо состоит из барабанной полости, в которой расположены слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко, по которым колебания барабанной перепонки передаются на перепонку овального окна, отделяющего среднее ухо от улитки внутреннего уха. Площадь барабанной перепонки значительно больше площади овального окна, что приводит к усилению колебаний. В полости среднего уха (барабанной полости) находится воздух, давление которого равно атмосферному за счет слуховой трубы, соединяющей барабанную полость с глоткой. При глотании слуховая труба открывается, и давление в среднем ухе выравнивается с атмосферным.
- Внутреннее ухо располагается в пирамиде височной кости. Представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Костный лабиринт состоит из 3 частей: преддверие, спереди – улитка, сзади – полукружные каналы. Преддверие и полукружные каналы относятся к вестибулярной системе. Слуховая часть располагается в улитке.
Возрастные особенности. У новорожденных полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью. Это затрудняет колебания слуховых косточек. Со временем жидкость рассасывается, и вместо нее из носоглотки через евстахиеву трубу проникает воздух. Новорожденный ребенок при громких звуках вздрагивает, у него изменяется дыхание, он перестает плакать. Более четким слух у детей становится к концу второго – началу третьего месяца.
Острота слуха определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так называемый порог слышимости. Наибольшая острота слуха достигается к 14–19 годам.
Чем меньше ребенок:
1. Тем меньше пороги слышимости, наименьшая величина порогов слышимости, т.е. наибольшая острота слуха свойственная подросткам и юношам (14-19 лет)
2.Тем ниже острота слуха.
3.Тем быстрее развивается утомление слухового анализатора.
Гигиена слухового анализатора- это комплекс норм, условий и требований, направленных на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.
1. Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.
2.Профилактика “ школьного шума”.
3.Речь учителя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, слова должны произноситься четко.
4.Правильная дозировка слуховых нагрузок.
5.Гигиеной слуха диктуются размеры учебного помещения.
Билет 13. Строение и функции вкусового и обонятельного анализаторов. Значение анализаторных систем в познании окружающего мира. Обонятельный анализатор обеспечивает получение информации из окружающей среды по запахам. Периферическую часть анализатора составляют рецепторы верхнего носового хода слизистой оболочки носовой полости. Частички пахучего вещества растворяются в слизи, покрывающей чувствительные клетки слизистой носа. Молекулы этих веществ раздражают рецепторные клетки. Импульсы, возникающие в них, распространяются по волокнам обонятельного нерва и поступают в корковый обонятельный центр, который находится на нижней поверхности височной и лобной долей коры больших полушарий.
Вкусовой анализатор обеспечивает получение информации о свойствах пищевых веществ. Периферическую часть анализатора образуют рецепторы, расположенные в слизистой оболочке полости рта, а в основном на вкусовых почках языка(имеют эллипсоидную форму и состоят из плотно прилежащих к друг другу рецепторных и опорных клеток). Рецепторные клетки вкусовых почек раздражаются пищевыми веществами, растворимыми в воде. Информация от рецепторов поступает по вкусовым волокнам лицевого нерва к нижней поверхности лобной доли коры мозга. На разных участках языка находятся рецепторы, воспринимающие разный вкус пищи: горький (рецепторы корня языка), соленый (рецепторы расположены по бокам языка), сладкий (рецепторы кончика языка). Для воздействия на вкусовые клетки вещества должны быть растворены в жидкости. В полости рта растворителем является слюна.
Вкус и запахи дают ценную информацию о качестве пищи, окружающей среде, влияют на эмоциональное состояние человека и его поведение.