Строение и функции клетки. Способы деления клетки.

Строение и функции клетки. Способы деления клетки.

Органоиды: Функции:
1.Клеточная мембрана(цитоплазматическая) -защитная -избирательная проницательность веществ
2.Митохондрии - энергетическая(синтез АТФ)
3. Рибосомы - синтез белка
4. Клеточный центр - принимает участие в делении клетки
5. Ядро: хромосомы(ДНК + белки), ядрышко, кариоплазма - носители наследственной информации

2n=46хромосом диплоидные n=23 хромосомы гаплоидные

(все клетки, кроме половых) (половые клетки) – гаметы

Деление клетки:

1.Мейоз – деление половых клеток.В процессе мейоза происходит два последовательных деления - мейоз I (первое деление) и мейоз II (второе деление). Удвоение ДНК и хромосом происходит только перед первым делением (интерфаза). Фазы мейоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Мейоз лежит в процессе гаметогенеза

Биологическое значение мейоза - обеспечивается постоянный для каждого вида полный диплоидный набор хромосом и постоянное количество ДНК.

2. Митоз – деление соматических клеток. Репликация – процесс удвоения хромосом. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Биологическое значение митоза состоит в сохранении хромосомного набора.

Гаметогенез у человека – Мальчик(ХУ) по достижению половой зрелости(13-14 лет) в семенниках начинается созревание сперматозоидов, который продолжается всю жизнь.

Девочка(ХХ) – в яичниках новорожденной девочки уже заложены зачатки 400.000 будущих яйцеклеток, из которых достигнут созревания приблизительно 400. Овуляция – выход зрелой яйцеклетки в брюшную полость. Оплодотворение возможно лишь 24-48 часов после овуляции. Овуляция происходит примерно в середине полового цикла.

3.Онтогенез, его этапы. Гигиенические требования к сохранению здоровья на различных этапах онтогенеза. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма. Включает два этапа.

Внутриутробный (пренатальный) - от зачатия до рождения ( 280 дней)

Центральная(ЦНС) Периферическая

               
  Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru   Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru   Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru   Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru

Спинной мозг Головной мозг Соматическая Вегетативная

Соматическая–Регулируют работу скелетных мышц.

Вегетативная –регулируют работу внутренних органов.

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Вегетативная

Строение нервной ткани

       
  Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru   Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru
 

Нервные клетки – нейроны Межклеточное вещество – нейроглия

Функции: - разграничительная

- опорная

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru - защитная

- трофическая(питательная)

           
  Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru   Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru   Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru
 
 




Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Белая меилиновая оболочка

 
  Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru

Аксон(нейрик)- белое вещ-во

Дентриды

+

Тело = Серое

Вещество

В покое клеточная мембрана заряжена снаружи положит., внутри отрицательно(потенц.покоя). В момент раздражения возрастает проницаемость мембраны для ионов натрия. Он устремляется внутрь клетки, вызывая деполяризацию клеточной мембраны. Таким образом, механизм распространения нервного импульса по оксону имеет электр. Природу.

Синапс –место контакта 2-х нейронов

       
    Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru
 
  Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru . . . . .

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru . . . .

Син. Пузырьки, в них медиатор

Свойства синапса:

1)Синаптическая задержка проведения импульса

2)Односторонность провед.импульса

3)Утомляемость синапса(связанно с истощением запаса медиатора)

Особенности у детей:

1.Иррадиация – свойство возбуждения и торможения распространяться на соседние центры

2. Концентрация – свойство возбуждения и торможения сосредотачиваться в одной точке. У детей развито слабо

3. Индукция – способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга. У детей развито сильно

4. Доминанта Ухтомского - если в коре головного мозга действует доминантный очаг раздражения, то все другие раздражители будут его усиливать.

6.Строение и функции спинного мозга. Рефлекторная дуга. Внешний вид:длинный, цилиндрической формы, имеет 3 оболочки – твердую, наружную и мягкую. Спинной мозг располагается в позвоночном канале и на уровне нижнего края большого затылочного отверстия.

Два утолщения- шейное и пояснично-крестцовое

Состоит из 31 сегмента – 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 1 копчиковый

С каждой стороны спинного мозга отходит 31 пара корешков спинномозговых нервов Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Задние рога задние корешки

сп.мозга, нервн.чувств

 
  Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru

Белое

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru вещество

 
  Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru

Серое

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Вещество

           
    Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru
  Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru
 
    Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru
 

Сп.мозг(31 пара)

Передние

корешки

Передние рога

Функции спинного мозга:

1.рефлекторная

2.проводниковая

Рефлекторная дуга

Рефлекторная дуга – это тот путь, который проходит нервный импульс до рабочего органа от рецепторов и обратно.

Рефлекс –ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая через ЦНС

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru 12 1)Рефлекторная

3 2)Чувствительный ,центростремительный афферентный

4ЦНС нейрон

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru 3)Участок ЦНС (головного или спинного мозга)

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru 4)Вставочный нейрон

6 5 5)Исполнительный(двигательный), центробежный,

эфферентный нейрон

6)Орган-исполнитель(мышца или желудок)

Позвоночный столб.

Строение и функции клетки. Способы деления клетки. - student2.ru

Осевой скелет человека, состоит из 32 - 34 позвонков, соединенных между собой хрящами, суставами и связками или срастающихся. В нём различают 5 отделов: шейный (7 позвонков); грудной (12); поясничный (5); крестцовый (5, срастаются); копчиковый (3 - 5, срастаются).

Самый верхний позвонок (атлант) соединяется с черепом, и вторым позвонком (аксисом). Отросток второго шейного позвонка проходит через паз атланта.

Позвоночник состоит из позвонков, разделённых позвоночными дисками. Такое сочленение называется: частично-подвижными суставами. Между позвонками подвижность небольшая, однако, в сумме гибкость позвоночника довольно значительная. К остистым и боковым отросткам присоединяются мышцы и осуществляют изгибы позвоночника.

Грудные позвонки (12 штук) находятся между шейными позвонками и нижними позвонками спины. Форма позвонков отличается от шейных позвонков, так как грудные позвонки ещё осуществляют функцию сочленения с рёбрами. Для этого у грудных позвонков есть малые суставные поверхности. Позвоночные отверстия являются каналом для спинного мозга.

Поясничные позвонки отличаются от грудных меньшим позвоночным отверстием и имеют более массивное тело.

Крестцовые позвонки, срастаются у взрослого человека в единую кость - крестец. Копчиковый отдел (копчик) состоит из 3 - 5 недоразвитых позвонков. Позвонки являются сросшимися. Считается, что копчик является рудиментом хвоста.

Грудная клетка

Грудная клетка состоит из 12 пар рёбер, образующих прочную подвижную рёберную клетку. Рёберная клетка защищает сердце, лёгкие и главные кровеносные сосуды от внешних повреждений.

Грудина - губчатая кость плоской формы. На грудине замыкается грудная (рёберная) клетка спереди.

Рёбра рёберной клетки одним концом соединяются с позвоночником. Головка ребра имеет бугорок, а сам бугорок имеет суставную поверхность, посредством которой ребро сочленяется с поперечным отростком соответствующего грудного позвонка. Вторым концом, через хрящевую часть ребра, ребро соединяется с грудиной. Такое сочленение придаёт подвижность рёбрам при дыхании.

Скелет верхней конечности

Скелет (свободной) верхней конечности состоит из четырёх разделов:  Пояс верхней конечности - ключица и лопатка  Плечевой кости  Лучевой и локтевой костей  Костей кисти.

Кости плеча ключица и лопатка имеют соединение (посредством шарового сустава) с плечевой костью. Они так же являются местом присоединения мышц, выполняющих движение руки.

Лучевая и локтевая кости имеют подвижное соединение вверху с плечевой костью (локтевой сустав), а внизу с костями кисти руки. На рисунке изображено положение костей, когда рука повёрнута кистью вперёд. При повороте руки ладонью внутрь, лучевая и локтевая кости параллельны друг другу.

В кисти человека находится 27 костей, которые в связке образуют уникальный аппарат способный выполнять как грубые механические операции, так и точные движения.
Кости кисти делятся на: кости запястья, пястья и фаланги пальцев.

Скелет нижней конечности

В скелете нижней конечности выделяют: Пояс нижней конечности - тазовые кости; Свободную часть нижней конечности - бедренная кость, надколенник; кости голени; большая берцовая и малая берцовая кости; Кости стопы.

Тазовая кость соединяет позвоночник с нижними конечностями. Таз состоит из трёх сросшихся костей - подвздошной, лобковой и нижней части таза. Кости задней части позвоночника - копчик и крестец.

В нижней части бедренной кости расположен шарнирный сустав, который соединён с костями голени. Он позволяет сгибаться и разгибаться нижней конечности в колене.  

Кости стопы. Стопа состоит из 26 костей; из них 14 фаланг пальцев стопы, 5 длинных костей плюсны и 7 несимметричных костей предплюсны.

Билет 22. Возрастные особенности развития скелета человека.

В процессе пренатального и постнатального онтогенеза костная система ребенка подвергается сложным преобразованиям. Формирование скелета начинается в середине второго месяца эмбриогенеза и продолжается до 18 - 25 лет после рождения. Вначале у эмбриона весь скелет состоит из хрящевой ткани, окостенение которой не завершается к моменту рождения, поэтому у новорожденного в скелете еще много хрящей. Да и сама кость по химическому составу значительно отличается от кости взрослого человека. В первые годы она содержит много органических вешеств, не обладает прочностью и легко искривляется под влиянием неблагоприятный внешних воздействий: узкой обуви, неправильного положения ребенка в кроватке и т.д. Интенсивное утолщение костей и повышение их механической прочности идет до 6-8 лет. Затем до 14 лет толщина компактного слоя кости почти не меняется, а в пубертатный период вновь наблюдается интенсивное усиление прочности костей. Окостенение скелета завершается у женщин в 17-21 год, а у мужчин - в 20 - 26 лет. Кости различных отделов окостеневают в разное время. Например, окостенение позвоночника завершается к 20 - 25 годам, а копчиковых позвонков - даже к 30 годам; окостенение трубчатых костей кисти заканчивается к 6 - 8 годам, а запястья - в 16 - 17 лет В связи с этим напряженная тонкая ручная работа может нарушить развитие костей кисти, а ношение неудобной обуви - привести к деформациям стопы (чаще всего - к развитию плоскостопия). Следует отметить, что темпы развития костей кисти хорошо коррелируют с общим физическим развитием детей и подростков. Поэтому сопоставление паспортного и «костного» возраста дает относительно правильную характеристику темпов общего физического развития детей и подростков, их биологического возраста.Позвоночник новорожденного не имеет изгибов и отличается чрезвычайной гибкостью. К 3 - 4 годам он приобретает все четыре физиологических изгиба. В 3 месяца появляется шейный лордоз, в 6 месяцев - грудной кифоз, к 1-му году - поясничный лордоз. Крестцовый кифоз формируется последним. Однако до 12 лет позвоночник ребенка остается эластичным и изгибы слабофиксированы, что легко приводит к искривлениям при неблагоприятных условиях развития. Наиболее интенсивный рост позвоночника наблюдается в 7-9 лет и в пубертатный период. После 14-15 лет позвоночник почти не растет в длину. Грудная клетка к 12 —13 годам также приближается к параметрам взрослого состояния.Кости таза срастаются к 8 - 9 годам, тогда же начинают формироваться его половые различия. В целом строение таза приближается к взрослому состоянию к 14 - 17 годам, с этого возраста таз способен выдерживать значительные нагрузки.Весьма большие изменения претерпевает череп (рис. 66). Закрытие родничков происходит в 1 - 2 года, а сращивание черепных швов - только к четырем-пяти годам. Лицевая часть черепа интенсивно растет в пубертатном периоде до наступления половой зрелости. Смена молочных зубов и формирование постоянных зубов заканчивается к пубертатному периоду и только третьи большие коренные зубы (зубы «мудрости») появляются после полового созревания. Сроки появления молочных зубов и их смена на постоянные также коррелирует с общим физическим развитием и используется для определения уровня биологической зрелости детей и подростков. Таким образом, в целом скелет детей и подростков характеризуется высокой эластичностью, что всегда является угрозой его деформации при нарушении гигиенических норм. Неправильное, положение ребенка за рабочим столом, перегрузки детей и подростков, а также сниженная двигательная активность являются факторами риска в развитии патологий скелета.Наиболее часто встречаются различные искривления позвоночника (сколиозы- боковые изгибы).Особое значение для правильного развития костной системы имеет неценное и богатое витаминами питание. Например, при недостатке витамина Д возможно развитие заболевания, названного рахитом. Оно проявляется в задержке роста и деформации различных частей скелета: в искривлении ног, деформации черепа, грудной клетки и позвоночника.

Профилактика.

Нарушение осанки.

Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, песочные ящики делают со скамейками и столиками.

Чтобы ребенок мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки (расстояние между спинкой и краем стола, обращенным к сидящему) должна на 3—5 см превышать передне-задний диаметр грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края стула и от заднего края стола, или дистанция сиденья, становится «отрицательной», а именно край стула на 2—4 см заходит под край стола. При нулевой дистанции сиденья, когда край стула и край стола находятся на одной отвесной линии, а также при положительной дистанции сиденья, когда стул несколько отодвинут от края стола, опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

Профилактика.

Плоскостопие.

Профилактика плоскостопия у детей начинается уже с первого года жизни. В этом возрасте она будет заключаться в профилактике и лечении рахита и прочих неврологических заболеваний, которые могут спровоцировать плоскостопие. В период, когда ребенок делает свои первые шаги, следует хорошенько задуматься о выборе детской обуви. О том, как правильно выбрать детскую обувь подробно рассказано в нашей статье «Обувь при плоскостопии». Не стоит забывать и о том, что ребенку никакая, даже самая полезная обувь не заменит босоногую прогулку по траве, песку и прочим естественным неровностям. Исследования индийских врачей показывают, что те, кто провел «босоногое» детство, в три раза реже страдают плоскостопием, чем те, кто с детства ходил вобуви. Однако в этом правиле есть одно «Но». Ходить ребенку босиком по траве – это хорошо, а вот ходить босиком по абсолютно ровному и твердому полу вредно.

Для детей постарше можно проводить специальные игры с элементами гимнастики стоп. В состав такой гимнастики могут входить такие простые упражнения как ходьба на пятках, на носках, на внешних и внутренних сторонах стопы. Прыжки на месте, поднимание пяток (при этом пальцы ног остаются на месте), ползающие движения стопой с помощью пальцев ног взад-вперед. Полезно будет прокатывать стопой гимнастические палки диаметром 2-3 см или теннисные мячики, поднимать мелкие предметы с пола при помощи пальцев ног и карабкаться по гимнастической лестнице. Все это хорошо развивает мышцы стоп, улучшает их кровоснабжение.

Любая гимнастика покажет лучшие результаты, если ее сочетать с водными процедурами. К примеру, плавание является хорошим средством стимулирования не только тонуса скелетных мышц организма, но и закаливания.

Внутренняя среда организма

Обмен веществ между организмом и внешней средой заключается в поступлении в организм кислорода и питательных веществ н последующем выделении из него продуктов жизнедеятельности.

Питательные вещества поступают в организм через органы пищеварения, а продукты распада выводятся из него через органы выделения. Связь между этими органами и клетками тела осуществляется через внутреннюю среду организма, которая состоит из крови, лимфы и тканевой жидкости.

Внутренняя среда организма сохраняет относительное постоянство своего состава — физических и химических свойств (гомеостаз), что обеспечивает устойчивость всех функций организма. Гомеостазом называют устойчивость условий жизнедеятельности клетки во внутренней среде организма.

Сохранение гомеостаза является результатом нейрогуморальной саморегуляции.

Тканевая жидкость (бесцветная прозрачная) заполняет в организме промежутки между клетками. Она образуется из жидкой части крови — плазмы, проникающей в межклеточные щели через стенки, кровеносных сосудов, и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Ее объем у взрослого человека составляет приблизительно 20 л.

Кровеносные капилляры не подходят к каждой клетке, поэтому питательные вещества и кислород из капилляров по законам диффузии вначале поступают в тканевую жидкость, а из нее поглощаются клетками. Следовательно, через тканевую жидкость осуществляется связь между капиллярами и клетками. Углекислый газ, вода и другие продукты обмена, образующиеся в клетках, также за счет разности концентраций выделяются из клеток сначала в тканевую жидкость, а потом поступают в капилляры. Кровь изартериальной становится венозной и доставляет продукты распада к почкам, легким, коже, через которые они удаляются из организма.

В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает тканевая жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет лимфы желтовато-соломенный. Она на 95% состоит из воды, содержит белки, минеральные соли, жиры, глюкозу, а также лимфоциты (разновидность лейкоцитов). Лимфатические сосуды впадают в крупные вены груди. Лимфатическая система рассматривается как дренажная система между тканями и кровью.

Лимфатическая система тесно связана с сердечно-сосудистой и дополняет ее. Лимфатическая система транспортирует тканевую жидкость и белки из межтканевого пространства через подключичные вены в кровь. Жидкость, циркулирующая в лимфатических сосудах, называется лимфой. Система также переносит жиры из тонкой кишки в кровь, что играет немаловажную роль в защитной системе организма от инфекций.

В структуру лимфатической системы входят:

» лимфатические капилляры, сосуды и стволы: трубки, по которым течет жидкость;

» лимфатические узлы: образования, расположенные по всему телу;

» лимфатические органы: селезенка, тимус (вилочковая железа) и миндалины;

» лимфатические протоки: различают два протока — правый лимфатический проток и грудной проток, которые впадают в правые и левые подключичные вены соответственно;

» лимфа: жидкость, которая циркулирует по сосудам.

Лимфатические капилляры представляют собой замкнутые с одного конца трубки, формирующие огромную сеть в тканях и органах человеческого тела. Стенки капилляров очень тонкие, поэтому жидкость, белки и крупные частицы свободно попадают внутрь. Поскольку эти частицы и белки не могут пройти сквозь стенки кровеносного сосуда, они попадают в кровь через лимфатическую систему. Лимфатические сосуды образуются путем слияния мельчайших лимфатических капилляров. По строению лимфатические сосуды напоминают вены, но имеют более тонкие стенки и большее число клапанов для предотвращения оттока лимфы.

Все лимфатические сосуды проходят через лимфатические узлы. Они объединены в несколько групп и располагаются по ходу сосудов. Множество приносящих сосудов несут лимфу в узел, а вытекает она оттуда только по одному или двум выносящим сосудам. Лимфатические узлы представляют собой небольшие образования округлой, овальной, бобовидной, реже лентовидной формы до 2 см длиной. Здесь лимфа отфильтровывается, инородные включения отделяются и уничтожаются, и здесь же вырабатываются лимфоциты для борьбы с инфекцией. Выносящие сосуды, отходя от узлов, соединяются в лимфатические стволы. Они образуют два главных протока:

Грудной проток: через него лимфа проходит от левой руки, левой стороны головы и груди и всех органов ниже ребер и вливается в левую подключичную вену.

Правый лимфатический проток: через него лимфа проходит от правой верхней четверти тела — руки, правой стороны головы и груди — и вливается в правую подключичную вену.

Таким путем лимфа переносится из межтканевых пространств обратно в кровь. Любой сбой или закупорка лимфатической системы влечет за собой опухоль тканей, или отек.

Скорость, с которой лимфа проходит через лимфатическую систему, зависит от многих факторов: например, сокращение и расслабление мускулов помогают обратному оттоку лимфы, так же как отрицательное давление или движение груди во время дыхания. Поэтому физические упражнения значительно ускоряют поток лимфы. Делая упражнения, можно улучшить состояние тканей при застоях и отеках в суставах и мышцах. Объем лимфы, проходящей через капилляры и сосуды, зависит от давления внутри и снаружи сосудов.

Массаж помогает ускорить движение лимфы в лимфатических сосудах, таким образом увеличивая отток тканевой жидкости. Длительные круговые поглаживания оказывают давление на сосуды и проталкивают лимфатическую жидкость к ближайшей группе лимфатических узлов (помните об этом!). Надавливания (разминания) сжимают ткани. Это увеличивает количество тканевой жидкости, которая направляется в лимфатические сосуды.

Состав и функции крови

Кровь, беспрерывно циркулирующая в замкнутой системе кровеносных сосудов, выполняет в организме важнейшие функции: транспортную, дыхательную, регуляторную и защитную. Она обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.

Кровь — это разновидность соединительной ткани, состоящей из жидкого межклеточного вещества сложного состава — плазмы н взвешенных в ней клеток — форменных элементов крови: эритроцитов (красных кровяных клеток), лейкоцитов (белых кровяных клеток) и тромбоцитов (кровяных пластинок). В 1 мм3 крови содержится 4,5–5 млн. эритроцитов, 5–8 тыс. лейкоцитов, 200–400 тыс. тромбоцитов.

В организме человека количество крови составляет в среднем 4,5–5 л или 1/13 массы его тела. Плазма крови по объему составляет 55–60%, а форменные элементы 40–45%. Плазма крови представляет собой желтоватую полупрозрачную жидкость. В ее состав входит вода (90–92%), минеральные и органические вещества (8–10%), 7% белков. 0,7% жиров, 0.1% — глюкозы, остальная часть плотного остатка плазмы — гормоны, витамины, аминокислоты, продукты обмена веществ.

Форменные элементы крови

Эритроциты — безъядерные красные кровяные клетки, имеющие форму двояковогнутых дисков. Такая форма увеличивает поверхность клетки в 1.5 раза. Цитоплазма эритроцитов содержит белок гемоглобин — сложное органическое соединение, состоящее из белка глобина и пигмента крови гема, в состав которого входит железо.

Основная функция эритроцитов — транспортировка кислорода и углекислого газа. Эритроциты развиваются из ядерных клеток в красном костном мозге губчатого вещества кости. В процессе созревания они теряют ядро и поступают в кровь. В 1 мм3 крови содержится от 4 до 5 млн. эритроцитов.

Продолжительность жизни эритроцитов 120–130 дней, затем в печени и селезенке они разрушаются, и из гемоглобина образуется пигмент желчи.

Лейкоциты — белые кровяные тельца, содержащие ядра и не имеющие постоянной формы. В 1 мм3 крови человека их содержится 6–8 тысяч.

Лейкоциты образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах; продолжительность их жизни 2–4 дня. Разрушаются они также в селезенке.

Основная функция лейкоцитов — защита организмов от бактерий, чужеродных белков, инородных тел. Совершая амебоидные движения, лейкоциты проникают через стенки капилляров в межклеточное пространство. Они чувствительны к химическому составу веществ, выделяемых микробами или распавшимися клетками организма, и передвигаются по направлению к этим веществам или распавшимся клеткам. Вступив с ними в контакт, лейкоциты своими ложноножками обволакивают их и втягивают внутрь клетки, где при участии ферментов они расщепляются.

Лейкоциты способны к внутриклеточному пищеварению. В процессе взаимодействия с инородными телами многие клетки гибнут. При этом вокруг чужеродного тела накапливаются продукты распада, и образуется гной. Лейкоциты, захватывающие различные микроорганизмы и переваривающие их, И. И. Мечников назвал фагоцитами, а само явление поглощения и переваривания — фагоцитозом (поглощающим). Фагоцитоз — защитная реакция организма.

Тромбоциты (кровяные пластинки) — бесцветные, безъядерные клетки округлой формы, играющие важную роль в свертывании крови. В 1 л крови находится от 180 до 400 тыс. тромбоцитов. Они легко разрушаются при повреждении кровеносных сосудов. Тромбоциты образуются в красном костном мозге.

Форменные элементы крови, помимо вышеуказанного, выполняют очень важную роль в организме человека: при переливании крови, свертывании, а также в выработке антител и фагоцитозе.

Плазма крови составляет 55-60 % от общего объема крови. Она содержит 90-94% воды и 7-10% сухого вещества, в котором 6-8% приходится на долю белковых веществ, а 1,5-4% — на другие органические и минеральные соединения. Вода служит источником воды для клеток и тканей организма, поддерживает кровяное давление и объем крови. В норме концентрации одних растворенных веществ в плазме крови все время остаются постоянными, а содержание других может колебаться в определенных пределах в зависимости от скорости их поступления в кровь или удаления из нее.

Пла́змакро́ви — жидкая часть крови, в которой во взвешенном состоянии находятся форменные элементы (клетки крови). Плазма представляет собой вязкую белковую жидкость слегка желтоватого цвета. В состав плазмы входит 90-94% воды и 7-10% органических и неорганических веществ. Плазма крови взаимодействует с тканевой жидкостью организма: из плазмы в ткани переходят все вещества, необходимые для жизнедеятельности, а обратно – продукты обмена.

В состав плазмы входят:

органические вещества — белки крови: альбумины, глобулины и фибриноген

глюкоза, жир и жироподобные вещества, аминокислоты, различные продукты обмена (мочевина, мочевая кислота и др.), а также ферменты и гормоны

неорганические вещества (соли натрия, калия, кальция и др.) составляют около 0,9-1,0% плазмы крови. При этом концентрация различных солей в плазме примерно постоянна

минеральные вещества, особенно ионы натрия и хлора. Они играют основную роль в поддержании относительного постоянства осмотического давления крови.

Функции плазмы крови:
- транспортировка клеток крови,
- запас воды для организма,
- предотвращает слипание кровеносных сосудов и их закупорку тромбами,
- участвует в регуляции артериального давления,
-обеспечивает снабжение всех органов питательными веществами и кислородом,
- транспортировка гормонов и регулирование их влияний,
-участие в поддержании температуры тела.

Функции эритроцитов

Основная функция эритроцитов заключается в переносе кислорода от органов дыхания ко всем клеткам тела. Вместе с тем эритроциты принимают участие и в удалении из тканей углекислого газа (продукта обмена веществ). Эритроциты транспортируют углекислый газ в легкие, где в результате газообмена он замещается кислородом.

Строение эритроцитов

В отличие от других клеток организма, эритроциты не имеют ядра, то есть они не могут размножаться. От момента появления новых эритроцитов до их гибели проходит около 4 месяцев. Клетки эритроцитов имеют форму вдавленных посередине овальных дисков размером примерно 0,007-0,008 мм, шириной - 0,0025 мм. Их очень много - эритроциты одного человека покрыли бы участок площадью 2500 м. кв.

Гемоглобин

Гемоглобин - это красный кровяной пигмент, входящий в состав эритроцитов. Основная функция этого белкового вещества - перенос кислорода и частично углекислого газа. Кроме того, на мембранах эритроцитов располагаются антигены - маркеры группы крови. Гемоглобин состоит из двух частей: крупной белковой молекулы - глобина и встроенной в нее небелковой структуры - гема, в сердцевине которого находится ион железа. В легких железо вступает в связь с кислородом, и именно соединение кислорода с железом окрашивает кровь в красный цвет. Соединение гемоглобина с кислородом является нестойким. При его распаде вновь образуются гемоглобин и свободный кислород, который поступает в клетки тканей. Во время данного процесса изменяется цвет гемоглобина: артериальная (насыщенная кислородом) кровь имеет ярко-красный цвет, а «использованная» венозная (насыщенная углекислым газом) - темно-красный.

Клетки иммунной системы

Т-лимфоциты. В тимусе около 80% лимфоцитов преобразовывается в Т-лимфоциты трех подвидов:, Т-киллеры отвечают за непосредственное уничтожение и расщепление чужеродных клеток; Т-хелперы выделяют вещества, поддерживающие реакцию Т-киллеров; а Т-супрессоры отвечают за снижение мощности иммунного ответа, чтобы предотвратить массовое уничтожение собственных здоровых клеток организма.

В-лимфоциты. Главная их задача – выработка антител. Это вещества, которые связываются с белками микроорганизмов (антигены, то есть инородные гены), инактивируют их и выводятся из организма человека, тем самым «убивая» инфекцию внутри человека.

Нейтрофилы. Эти клетки пожирают инородную клетку, разрушают ее, при этом также разрушаясь. В итоге появляется гнойное отделяемое. Характерный пример работы нейтрофилов – воспаленная рана на коже с гнойным отделяемым.

Макрофаги. Эти клетки также пожирают микробов, но сами не разрушаются, а уничтожают их в себе, либо передают на распознавание Т-хелперам.

Эозинофилы. Вырабатывают вещества, которые разрушают паразитов в организме человека. Характерное проявление работы эозинофилов – аллергическая реакция на гельминтов (на глисты).

виды иммунитета:

Клеточный представлен клетками: Т-киллеры, Т-хелперы, макрофаги, нейтрофилы и т.д.

гуморальный иммунитет представлен антителами и их источником – В-лимфоцитами.

классификация видов– по степени специфичности:

- неспецифический (или врожденный) – обусловлен способностью идентифицировать и обезвреживать разнообразные патогены по наиболее общим для них признакам,

- Адаптивный (устар. приобретенный, специфический) иммунитет имеет способность распознавать и реагировать на индивидуальные антигены, характеризуется клональным ответом, в реакцию вовлекаются лимфоидные клетки, имеется иммунологическая пам

Наши рекомендации