Время года: весна Время суток: утро Погода: ветреная

Жизненный цикл: рождение и рост Движение: расширение Темперамент: холерический Эмоции: гнев и ярость Реакция на стресс: контроль Орган Чжан: Печень Орган фу: Желчный Пузырь Ткани: мышцы, сухожилия Органы чувств: глаза Телесная жидкость: слезы Цвет лица во время болезни: зеленоватый Запах во время болезни: кислый, запах прогорклого жира Форма терапии для укрепления стихии: спорт, занятия ка­ратэ, Тайцзи

Сила Дерева проявляется утром на востоке, в рождении и в любом начинании, в свежести вет­ра, весной.

В организме человека Дерево проявляется в Пе­чени и Желчном Пузыре, в мышцах и сухожили­ях, в глазах и слезной жидкости.

Печень и Желчный пузырь создают эмоции, которые связывают с Деревом: раздражитель­ность, гнев, ярость, бешенство.

Дерево приносит желание движения и роста. Оно стимулирует творческие процессы — плани­рование и принятие решений, сообщает стремле­ние к новым горизонтам, проектам и открытиям. С Деревом ассоциируется зеленый цвет.

Ключ к пониманию стихии можно найти в де­ревьях. Корни дерева уходят в землю так же глу­боко, как его ветви стремятся к небу. Оно растет ввысь, его ветви тянутся во всех направлениях. Поэтому Дерево символизирует рост во всех на­правлениях: вверх и вниз, в направлении запада и востока, севера и юга. Дерево — это символ мощной энергии. Осенью и зимой оно уходит в се­бя и накапливает силы для следующих весны и лета, для нового цикла роста.

Точно так же верхняя часть тела человека, по­добно ветвям, стремится вверх, а нижняя часть, как корни, врастает в землю.

Органы пищеварительной и мочеполовой сис­тем располагаются в нижней части тела и пред­ставляют земное начало. Легкие, сердце и мозг, расположенные в верхней части, связывают че­ловека с небесной силой. Органы Дерева — пе­чень и желчный пузырь — находятся в центре тела и объединяют Небо и Землю.

Печень заключает в себе энергию Инь Дерева: способность планировать и понимать проявления Жизни на материальном, духовном и интеллекту­альном уровнях. Именно Печень создает силу во­ображения, энергию созидания, что выражается В росте. Печень — это изобретатель, первооткры­ватель, новатор. От нее зависят наши способно­сти к стратегическому планированию. Благодаря Печени каждая новая идея расширяет наши го­ризонты. Мы рискуем и идем навстречу неизвест­ному. Мы растем.

Когда стихия Дерева находится в равновесии, человек способен видеть, что природа реализует громадный план, где у каждой вещи свое место и своя роль. Все происходящее, даже то, что ка­жется малым и незначительным, является частью общего полотна событий. Космический план во­площается за пределами нашего воображения, по­этому мы часто постигаем связь и внутреннее зна­чение цепи происходящих событий только много лет спустя. Пока мы доверяем космическому пла­ну, мы сохраняем глубокую связь с миром. Мы растем вместе с окружающим миром, а не вопре­ки ему.

Органом Ян стихии Дерева является Желчный Пузырь. Он отвечает за нашу способность прини­мать решения и отстаивать свои потребности в ре­альном мире. Печень можно сравнить с архитек­тором, который проектирует дом, а Желчный Пузырь — со строителем, принимающим реше­ния, необходимые для того, чтобы дом стал ре­альностью. Функции обоих органов тесно связа­ны. Без общей, всеобъемлющей идеи решения, принимаемые изо дня в день, бессвязны и бес­смысленны. В то же время, грандиозные планы не стоят ничего, если их не воплощать в жизнь.

Если планирование становится сухой бюро­кратической рутиной, то оно не только не приве­дет к росту, а скорее всего принесет лишь вред. Жесткое и неповоротливое планирование на язы­ке Пяти стихий имеет название «сухого Дерева», потому что ломается при минимальном давле­нии. Чтобы дерево росло, в нем должны течь жи­вые, здоровые соки.

Для осуществления любого проекта нужно сделать определенные шаги. Мы должны превозмочь себя и вызвать к жизни то, что нам необходимо. Поэтому мышцы и сухожилия тоже относятся к стихии Дерева.

Когда на пути нашего роста возникают препят­ствия, мы ищем выход для самовыражения и на­чинаем сердиться, если не находим его. Гнев и аг­рессивность говорят о том, что энергия жизни у нас блокирована снаружи или изнутри.

В китайской традиции гнев и агрессивность рассматриваются как положительные эмоции, помогающие преодолевать трудности, задержи­вающие рост. Выражение гнева и агрессии показывает, что стихия Дерева здорова.

Но раздражительность, ярость и ненависть го­ворят об отсутствии равновесия в стихии Дерева.

Ярость и бешенство можно рассматривать как неопределенные формы агрессии людей, которые Выражаются словами, жестами и действиями. Многие люди, охваченные постоянной яростью, Не могут самостоятельно распознать и выразить Внутренний конфликт. Такие люди в детстве не научились выражать свои потребности, их ярость копилась годами.

Если ярость удерживается внутри человека и не может найти выход, она продолжает кипеть под колодной и вежливой маской. Прорываясь нару­жу, бешенство и ярость, как правило, становятся очень опасными и ведут к поведению, разрушаю­щему личность. Внешне благополучные и разумные люди в порыве отчаянной ярости могут даже совершить убийство или самоубийство.

Гнев и агрессия отличаются от ярости. Гнев бо­лее целенаправлен, а потому его гораздо проще выразить, чем ярость. Гнев помогает нам преодо­левать препятствия на пути реализации наших планов. Поэтому в китайской традиции гнев и аг­рессия рассматриваются как положительные эмоции, проявления энергии Ян стихии Дерева.

С другой стороны, в христианском учении аг­рессия описывается как грех и зло. В сфере меж­личностных отношений о громко сказанном сло­ве или резком жесте судят негативно. В детстве естественное выражение игривой агрессии подав­ляется. Вместе с тем среди нынешних и ранее су­ществовавших культур западная является одной из самых агрессивных. Нет необходимости опи­сывать размах разрушений, причиненных этой культурой. Подавление агрессии в отношениях между людьми привели к накоплению огромного количества ярости и неистовства, которые перио­дически проявляются на общественном и нацио­нальном уровнях.

В западной культуре распространено и другое мнение: агрессивность должна быть преобразова­на в любовь и мир. Это, конечно, идеальный вари­ант. Но он возможен только в том случае, если гнев выходит надлежащим образом и превращается в радость и любовь естественным путем. Мы наблюдаем это явление у детей: после драки он очень легко мирятся. Если же гнев подавляют, а люди стараются быть добрыми и вежливыми, то истинные чувства уступают место противоестест венному поведению. В результате развивается ложная духовность, при которой вдохновение и творчество незаметно исчезают, а личность раз­рушается.

Другая причина негативного подхода к агрес­сивности заключается в ее близости к сексуаль­ности. Сдерживаемая агрессивность идет рука об руку с подавленной сексуальностью. Здоровое аг­рессивное поведение — это условие здорового сексуального поведения, а нормальное сексуаль­ное поведение взаимосвязано со здоровым агрес­сивным поведением. Противоречия со стихией Дерева, возникающие у западной культуры, проявляются и здесь. С одной стороны, любовь ценится очень высоко, а с другой, она отделяется и отграничивается от физического начала человека. На пути выражения любви появляется масса сложностей.

Досада и раздражение тоже относятся к стихии Дерева. Но, в отличие от гнева, они являются знаками эмоционального процесса в подсознании. Их энергия еще не сфокусирована. На языке яти стихии это выражено так: «Дерево, плоды которого еще не собраны». В китайской медицине традиционно неистовство, гнев, ярость рассматриваются как выражение енергии Ян стихии Дерева. Холерический темперамент, постоянная раздражительность и беспричинная вспыльчивость означают состояние Ши (полноты) Желчного Пузыря, которое проявляется сильной головной болью в области висков или темени.

Длительное пребывание в состоянии Ши Желчного Пузыря (длительная невыраженная ярость) ведет к подъему артериального давления или раз­витию желчнокаменной болезни.

Недостаток энергии Ян в стихии Дерева приво­дит к подавлению ярости, сарказму, цинизму, горечи, неспособности испытывать гнев. Это выра­жается в апатии, вялости, покорности и депрессии . Так происходит, когда в стихии Дерева слиш­ком много энергии Инь вследствие сверхактивности Инь в Печени или недостатка Ян в Желчном Пузыре.

Глубокая горечь у разочарованных в жизни лю­дей является результатом постоянных крушений надежд и невозможности реализовать себя на про­тяжении многих лет. Такое состояние свидетель­ствует о давно существующем дисбалансе в сти­хии Дерева.

Ирония, сарказм и цинизм проявляются у тех, кто, часто еще в детстве, потерял способность лег­ко общаться и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Этих людей можно назвать жертвами строгого интеллектуального или даже пуританского воспитания, запрещающего выра­жать эмоции и вступать в близкий контакт с окружающими.

Апатия, покорность и депрессия показывают, что человек перестал ставить перед собой цели. Такое состояние возникает из-за постоянных не­удач. Человек, не способный действовать незави­симо и доводить дело до конца, быстро сдается. Нередко это приводит к алкоголизму и наркома­нии, разрушающим печень.

В китайской традиции Печень называют «Домом Души». Душа становится вялой и безразлич­ной. Алкоголь способствует сохранению состоя­ния, в котором нет места новым надеждам.

Депрессия и покорность являются следствием отсутствия порядка в стихии Дерева. Человек не умеет следить за происходящими событиями. У него нет планов (недостаток Ци в Печени) или, наоборот, у него множество желаний и идей, но он не может их реализовать (недостаток Ци в Желчном Пузыре). Так как Ци в организме дви­жется от Печени к меридиану Легкого, то недостаток Ци в Печени в конце концов приводит к истощению Ци в Легких, что становится причиной учащенного дыхания и сутулости.

Если в течение многих лет такие чувства, как ненависть или ярость не находили выхода, не I были направлены на достижение конкретных целей, то агрессия обрушивается на свой собствен­ный организм. Как следствие этого развиваются k подагра, ревматизм, полиартрит и другие болезни, основными проявлениями которых являются мышечные и суставные боли, нарастающее ограничение в движениях.

В наше время все более распространенными и разнообразными становятся аутоиммунные за­болевания. При этом организм начинает выработ­ку антител, разрушающих собственные ткани. Эти болезни развиваются годами и десятиле­тиями, являются хроническими и чаще встреча­ется у женщин. Дело в том, что в патриархаль­ных культурах у женщин меньше пространства юля движения и возможностей самовыражения, чем у мужчин, особенно когда необходимо реализовать идею или дать выход гневу. В западной ме­дицинской практике при этих болезнях обычно назначается симптоматическое лечение. Но оно, как правило, недостаточно эффективно.

Гнев и агрессивность — основной положитель­ный импульс энергии Дерева. Это нормальное желание повлиять на что-то или попытаться убе­дить кого-то. Если они встречают препятствие, это приводит к скованности мышц. Мышечное напряжение появляется в области шеи, спины, плеч и рук. Накопленная агрессия становится од­ной из основных причин головной боли, боли в шее и в спине.

Рост Дерева происходит во всех направлениях. Если пространства и питания достаточно, Дерево вырастает симметричным. Координация и сим­метрия — это базовые характеристики данной стихии в природе и в жизни человека. Причины многих болезней, симптомы которых проявляют­ся только в одной половине тела, или болезней, для которых характерна недостаточная согласо­ванность в работе органов, можно найти в нару­шениях стихии Дерева. Очень часто дисбаланс в стихии Дерева можно определить по асимметрии лица или тела, по значительной разнице остроты зрения глаз.

Поскольку Дерево управляет циклами роста, отсутствие баланса в этой стихии вызывает нару­шения роста, нерегулярные или болезненные менструации, преждевременные роды или рак. Глазные болезни и нарушения зрения (чаще все­го близорукость, дальнозоркость и астигма­тизм) — тоже следствия дисбаланса Дерева.

В психиатрии и неврологии отсутствие равно­весия в стихии Дерева проявляется в виде шизофрении и некоторых форм эпилепсии. Вообще-то на развитие эпилепсии оказывают влияние не­сколько стихий. В большинстве случаев эпилеп­сия возникает из-за нарушения связи между Ог­нем и Водой.

Если в человеке стихия Воды ослаблена, она не может «погасить» Огонь, и в некоторых стрессо­вых ситуациях пламя Огня устремляется слиш­ком высоко. В результате возникает эпилептиче­ский припадок — «короткое замыкание» в мозге. Связь эпилепсии со стихией Дерева состоит в схо­жести между вспышкой темперамента и эпилеп­тическим припадком.

Основная роль Дерева заключается в восста­новлении психического, духовного и физическо­го равновесия, скоординированной работе право­го и левого полушарий мозга. Кстати, западная система обучения развивает главным образом ле­вое полушарие мозга.

Как следствие этого, в последние десятилетия многим людям становится все труднее и труднее достичь гармонии между рациональным мышле­нием и интуицией, мыслью и фантазией, логикой и творчеством.

Список заболеваний и нарушений, связанных со стихией Дерева, “показывает огромную важ­ность этой стихии не только для диагностики и лечения, но и для лучшего понимания многих не­дугов, порожденных цивилизацией: мигрени, нарушений менструального цикла, глазных бо­лезней, артериальной гипертонии.

Когда симптомы то исчезают, то появляются, и кажется, будто они путешествуют из одной части тела в другую, это говорит о нарушениях в сти­хии Дерева. О том же говорят слабая конститу­ция и весенние обострения, поскольку весна — это время пробуждения сил Дерева.

Когда стихия Дерева находится в равновесии, наступившая весна приносит новые интересы и цели, новую энергию. И наоборот, если стихия Дерева «истощена», вместе с весной приходят ус­талость и депрессия. Статистические данные по­казывают рост количества самоубийств в весен­нее время.

С помощью лечения в соответствии с даосской системой можно восстановить равновесие и обес­печить новый рост. Если вы сможете сохранить жизненную энергию, полученную весной, про­нести ее через летнюю жару, период созревания плодов поздним летом, осенний урожай и зимний покой, то прорастут семена, готовые к новому циклу развития.

Тест «Здоровое Дерево»

Тест «Здоровое Дерево» — хорошее подспорье для самодиагностики состояния стихии Дерева в вашем организме. Вопросы, приведенные ниже, помогут вам узнать, нет ли у вас нарушения ба­ланса этой стихии. Например, если вы постоянно раздражены и взрываетесь по любому поводу или, наоборот, не можете разозлиться, когда с вами действительно нехорошо обошлись, значит, в вашей стихии Дерева имеются нарушения. То же самое можно сказать, если вы совершенно не умеете прогнозировать. Или не выносите кислые продукты (либо, напротив, слишком сильно лю­бите кислое). Найдите время, по крайней мере полчаса, что­бы спокойно и вдумчиво ответить на предложен­ные вопросы. Устройтесь поудобнее. Прочитайте вопросы, закройте глаза, и пусть вопрос проник­нет в вас. Часто наше бодрствующее сознание го­тово дать быстрый ответ, правдивый только напо­ловину.

Обратите внимание на первый пришедший вам в голову ответ и на парадоксальные ответы, кото­рые, как иногда кажется, вовсе не соответствуют заданному вопросу.

Отвечая на вопросы, ставьте напротив карандашом баллы:

• «да» +2;

• «скорее да, чем нет» +1

• «не знаю» 0

• «скорее нет, чем да» -1

• «нет» -2

Затем сложите баллы и оцените полученный зультат. Если результат отрицательный, в вашей стихии Дерева определенно есть отклонения.Чем больше положительный результат (максимальный результат — 40 баллов), тем больше резерв здоровья и равновесия Дерева. Если же результат близок к нулю, постарайтесь сами ощутить, насколько сбалансирована ваша стихия Дерева.

Если Дерево слишком сильное или слишком слабое, проделайте упражнения 1-4, которые описаны ниже, и вы восстановите потерянное равновесие. Упражнения нужно делать ежеднев­но в течение трех недель.

Через три недели оцените воздействие этих уп­ражнений на ваш организм, психическое и эмо­циональное состояние. После этого решите, стоит ли выполнять эти упражнения еще в течение трех месяцев.

1. По утрам я прекрасно себя чувствую.

2. Весной я как будто пробуждаюсь вместе с природой.

3. Я комфортно чувствую себя в ветреную по­году.

4. Я спокойно отношусь к кислой пище: у меня нет ни особого пристрастия, ни сильного от­вращения к ней.

5. У меня здоровая печень и желчный пузырь.

6. У меня хорошее зрение.

7. Мои мышцы крепкие и сильные.

8. Мои суставы здоровы.

9. Я люблю двигаться.

10. Я регулярно занимаюсь спортом.

11. Я адекватно выражаю свой гнев и раздраже­ние.

12. Если я сержусь, я показываю это, не подав­ляю свой гнев.

13. Цинизм и сарказм мне не свойственны.

14. Я редко бываю в плохом настроении, а раз­дражаюсь еще реже.

15. Слепая ярость, ненависть, жажда мести — чувства, мне не свойственные.

Сила Огня • • • 31

16. В моей жизни есть множество вещей, вызы­вающих у меня самые приятные чувства.

17. У меня четкие представления о том, как я хотел бы жить.

18. Я делаю все, чтобы реальность соответство­вала этим представлениям.

19. Я всегда достигаю поставленных целей.

20. Я быстро реагирую и адекватно действую в необычных ситуациях.

СИЛА ОГНЯ

Дух стихии: Шэн (осознанность, любовь)

Сторона света: юг

Цвет: красный

Вкус: горький

Время года: лето

Время суток: полдень

Погода: жаркая

Жизненный цикл: цветение

Движение: вертикально вверх

Темперамент: сангвинический

Эмоции: радость

Наши рекомендации