Роль выдающихся отечественных гигиенистов в развитии эпидемиологии

А.С. Матвеев, И.И. Галлямова, В.С. Дыменко, ординаторы 1 года

Научный руководитель – к.м.н., доц. М.И. Самойлов

Кафедра эпидемиологии и инфекционных болезней

Оренбургский государственный медицинский университет

Актуальность.

В ходе развития гигиенических наук появилась необходимость их дифференцировки на ряд отдельных отраслей, именно в этот момент эпидемиология и выделилась в отдельную науку.

За период становления эпидемиология стала одной из общемедицинских фундаментальных наук. Методы ее применимы не только к инфекционной патологии, исторически являющейся приоритетным направлением в отечественной эпидемиологии, но и без преувеличения ко всем заболеваниям и ряду социальных явлений.

В ее становление немалый вклад внесли отечественные ученые-гигиенисты Ф.Ф. Эрисман и А.П. Доброславин, которые в силу широты своих взглядов в научных изысканиях не ограничивались только одним направлением. Напротив, в равной степени их можно считать, как гигиенистами, так и эпидемиологами.

Цель работы: осветить вклад отечественных гигиенистов в развитие эпидемиологии.

Задачи:

1. Осветить вклад ведущих гигиенистов России в развитие эпидемиологи.

2. Описать основные направления развития гигиены и эпидемиологии, развитию которых предавалось особое значение в конце XIX начале XX веков.

3. Описать специфические приёмы, применяемые земскими врачами Оренбургской губернии, которые вошли в основу современной методологии эпидемиологии как общемедицинской науки.

Методы и материалы.

Изучение периодических источников и архивных материалов.

Результаты и обсуждения.

Ф.Ф. Эрисман обладая широким кругозором и большим научным размахом, наметил пути дифференциации гигиенической науки: профессиональная гигиена, школьная гигиена, социальная гигиена и санитарная статистика, эпидемиология. По своей специальности Эрисман был офтальмологом, и, в связи с этим, первые масштабные исследования в его практике были посвящены исследованию миопиях [5]. В 1869 г., Ф.Ф Эрисман проводит обследование органов зрения учеников петербургских гимназий [6]. В исследовании приняли участие 4358 учеников. Исследование завершилось установлением причинно-следственных связей между возникновением и прогрессированием близорукости в подростковом возрасте и увеличением зрительной нагрузки, нарушением осанки, неправильной организацией рабочего места. Не смотря на род занятий ученого, в основе проводимого исследования лежал эпидемиологический подход к изучению заболеваний [5].

Ф.Ф. Эрисман не ограничился выявлением патологии органов зрения и постановкой диагноза, он использовал эпидемиологический подход для установления причин возникновения близорукости и обоснования предупредительных мер: описал заболеваемость глазными болезнями, собрал тщательный анамнез жизни каждого ученика, изучил условия, в которых они занимались, показал отрицательную роль увеличения зрительной нагрузки, недостаточного освещения и плохой организации рабочего места, предложил особую школьную парту [7]. Через семь лет ученый повторно обследовал зрение тех же учеников и получил новые доказательства правильности своих выводов. В процессе работы он накопил столь обширный литературный материал, что уже в 1870 г опубликовал объемный труд «Училищная гигиена», ставший первым в России специальным руководством по школьной гигиене [8].

В период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Ф.Ф. Эрисман выполнял обязанности заместителя председателя комиссии Красного Креста и руководил дезинфекционными работами в русской армии на Европейском театре военных действий [5]. Комиссия была организована с большим опозданием: к моменту ее выезда на фронт в марте 1878 г. эпидемия сыпного тифа и желудочно-кишечных заболеваний широко распространилась по госпиталям Европейского фронта войны. Начались заболевания среди медицинского персонала [7]. Ф.Ф. Эрисман и его сотрудники занимались работой по оздоровлению военных госпиталей.

Работа Ф.Ф. Эрисмана отражала передовую систему взглядов, господствовавших в медицине накануне великих бактериологических открытий [9]. В 1875 г. Ф.Ф. Эрисман впервые в истории выдвинул идею о возможности ликвидации инфекционных болезней. В лекционном курсе «Эпидемиология и профилактика холеры с общественно-санитарной точки зрения», который Ф.Ф. Эрисман читал студентам старших курсов Московского университета, он подчеркивал практическое значение частной эпидемиологии [10].

Огромное значение Ф.Ф. Эрисман придавал статистике. Он сам читал лекции по санитарной статистике, так как считал этот предмет крайне важным для будущих врачей. Его исследования стали крупным событием в истории русской санитарной статистики. В результате многочисленных обследований различных объектов, было накоплено колоссальное количество описательных и цифровых данных [11].

В 1884 г. он был удостоен степени доктора медицины и возглавил первую в Москве (вторую в России) кафедру гигиены. С деятельностью профессора Ф.Ф. Эрисмана в Московском университете связано начало предметного преподавания гигиены как самостоятельной университетской науки и систематического преподавания эпидемиологии [6].

А. П. Доброславин, являясь гигиенистом и преподавая на кафедре гигиены, знакомил обучаемых с практическим применением гигиенических требований к условиям жизни и быта в процессе обследований ряда объектов, представлявших практический интерес: больниц, водопроводных сооружений, казарм для войск и т.п. [1]. Большое значение А.П. Доброславин придавал дезинфекционному делу. Он дал ряд практических предложений по выбору наиболее подходящих средств и показаниям к их применению, разработал оригинальную конструкцию дезинфекционной камеры («солеводной печи»), в которой дезинфекция проводилась паром кипящего раствора хлористого кальция или натрия (химически чистой поваренной соли). Разработал организационные вопросы дезинфекци­онного дела, в частности, обязательность проведения дезинфекции при известных болезнях (например, туберкулез) [2].

В 1866 г. в период эпидемии холеры в Санкт-Петербурге А.П. Доброславин заведовал врачебным участком на Черной речке, а осенью того же года сдал докторский экзамен и стал заниматься эксперимен­тальной работой сначала в химической лаборатории под руководством профессоров Н.Н. Зинина и А.П. Бородина, а затем в фармакологической лаборатории профессора И.В. Забелина [3].

В трудах А.П. Доброславина немало места уделено эпидемиологии. Подчеркивая значение воздуха, воды и почвы в распространении инфекционных заболева­ний, основными направлениями противоэпидемиче­ской работы он считал проведение широких оздорови­тельных мероприятий (водоснабжение, канализация, улучшение жилищных условий и питания, санитарное просвещение) с целью предупреждения эпидемий и борьбы с ними [4]. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он 2 месяца провел на Кавказе в действующей армии, обследуя санитарное состояние населенных мест с целью предупреждения особо опасных инфекций. Возглавляя комиссии Военного ведомства, он решал практические задачи профилактического характера: по исследованию пищевых консервов для войск, изысканию мер для улучшения санитарного состояния войск гвардии, приему медикаментов на главном складе и др. [1].

Обобщая собственный опыт практической дея­тельности в войсках А.П. Доброславин приходит к обоснованным выводам. Эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья военнослужа­щих он связывал не столько с усилиями медицин­ской службы, сколько с выполнением задач эконо­мических, технических, хозяйственных, админи­стративных, правовых и общественно-политических структур и институтов государства, а также, всего населения страны в целом и каждого ее гражданина в отдельности [5].

В трудах по военной гигиене А.П. Доброславиным значительное место отведено использованию санитарной статистики как инструменту гигиенической диагностики – показателям заболеваемости и смертности, установлению связи между уровнем водопотребления и распространенностью инфекционных заболеваний, анализу антропометрических показателей у рекрутов и т.п.

В Оренбургской губернии в конце 19, начале 20 века эпидемиология и эпидемиологический подход развивались силами земской медицины. Земские врачи выполняли функции, возложенные в наше время на санитарную службу, следили за состоянием систем водоснабжения и внедряли мероприятия по хлорированию воды, проводили мероприятия по оздоровлению жилых мест и городской инфраструктуры. В рамках борьбы с эпидемиями сыпного тифа и холеры признавали приоритетность санитарно-гигиенических мероприятий [12].

В 19 веке в Оренбургской губернии произошло несколько крупных эпидемий холеры. По данным того периода из всех заболевших погибало от 40% до 50%. Причинами распространения холеры являлись: низкое качество питьевой воды и неудовлетворительное санитарное состояние населенных мест [12]. В связи с этим, в 1893 году особым собранием Оренбургского губернского комитета общественного здравия принимается перечень санитарно-гигиенических мероприятий для борьбы с холерой. Предлагалось провести оздоровление населенных мест, а также приисков, определялись функции санитарных попечительств и земских врачей, по оказанию медицинской помощи населению [12]. Так при оздоровлении населенных мест считалось необходимым: производить тщательную очистку дворов и улиц, произвести очистку базарных площадей от навоза, определить специальные места для его хранения. Вводился запрет на использование частных бань. Были разработаны мероприятия по захоронению и обработке трупов больных холерой. Для обработки территорий было принято решение о формировании дезинфекционных обозов [12].

24 Февраля 1915 г. на заседании земско-медицинской комиссии Оренбургского уездного земства рассматривалось «Циркулярного предложения Оренбургского губернатора № 800, о принятии мер против возможного занесения в Оренбургскую губернию заразных болезней с наступлением весны и о мерах борьбы с ними». Было принято решение о необходимости приглашения в уезд постоянного санитарного врача, создании должности врача-бактериолога в уезде и заблаговременном создании не менее двух эпидемических отрядов [13].

В 1906 году начинают функционировать санитарно-благотворительные общества, деятельность которых направлена на борьбу с голодом и распространением сыпного тифа [13].

В 1919 г. На заседании Членов комиссии Губернского отдела здравоохранения был поднят вопрос о борьбе с распространением сыпного тифа и кишечных инфекций. Одними из основных причин распространения заболеваний были признаны: неудовлетворительное состояние мест общественного пользования (бань и парикмахерских) неудовлетворительное санитарное состояние улиц и площадей. Комиссией было принято решение: в рамках борьбы с сыпным тифом активно внедрять санитарно-гигиенические мероприятия, проводить санитарно-просветительную работу, внедрить хлорирование водопроводной воды [13].

Важный вклад в развитие эпидемиологии в области внес М.М. Кенигсберг: доктор медицины, заведующий медико-статистического бюро при Губернском распорядительном комитете. Активно внедряя в практику изучения заболеваний и социальных явлений эпидемиологический подходМ.М. Кенигсберг создал первый санитарно-статистический труд об Оренбургской губернии (Санитарное состояние Оренбургской губернии по данным естественного движения населения за трехлетие 1897-1899 гг.) [13]

Выводы.

Эпидемиология имеет историческую и методологическую общность с такими дисциплинами как гигиена, микробиология, санитарная статистика и т.д. Длительное время данные направления медицинской науки и практики существовали в рамках одной дисциплины – гигиены.

Ученые-гигиенисты Ф.Ф. Эрисман и А.П. Доброславин, внедрили в практику специфические приемы определения причинно-следственных связей развития заболеваний, развивавшие методологию эпидемиологии и определившие пути её развития.

Литература:

1. Кузнецов, С.М. Выдающийся отечественный ученый, педагог и общественный деятель профессор А.П. Доброславин (к 170-летию со дня рождения) / С.М. Кузнецов, Ю.В. Лизунов, Л.П. Терентьев, С.М. Логаткин. – СПб.: ВМедА, 2013. – 52 с.

2. Кузнецов, Г.В. Щербинина. Состояние и актуальные во­просы гигиенического обучения и воспитания населения и военнослужащих / Г.В. Кузнецов, Щербинина: мат. Всеросс. науч.-практ. конф. 26 апреля 2013 г. – СПб.: ВМА, 2013. – С. 13–14.

3. Яньшин, Л.А. Уроки А.П. Доброславина и новый день военной гигиены / Л.А. Яньшин // Состояние и актуальные вопросы гигиенического обучения и воспитания населения и военнослужащих: матер. Всероссийская науч.-практ. конф. 26 апреля 2013 г. – СПб.: ВМА, 2013. – С. 14–15.

4. Брико Н.И. Преподавание эпидемиологии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова: прошлое, настоящее и будущее. Сеченовский вестник. 2014; 4 (18) С.68–74.

5. Соколова Т.В., Степаненко А.В. Cоциальная направленность русских гигиенических школ второй половины XIX в. в России и место гигиенической науки и практики в формировании здоровья нации / Т.В. Соколова, А.В. Степаненко// Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 130-летию кафедры общей гигиены МПФ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова: Сборник тезисов. 2014 С. 46–48.

6. Белицкая, Е.Я. А.П. Доброславин и развитие эксперимен­тальной гигиены в России / Е.Я. Белицкая. – Л.: Медицина, 1966. – 196 с.

7. Итунин, В.Ф. Доброславины. Страницы жизни / В.Ф. Итунин. – Дятьково, 2012. – 339 с.

8. Кузнецов, С.М. Выдающийся отечественный ученый, педагог и общественный деятель профессор А.П. Доброславин (к 170-летию со дня рождения) / С.М. Кузнецов, Ю.В. Лизунов, Л.П. Терентьев, С.М. Логаткин. – СПб.: ВМедА, 2013. – 52 с.

9. Яньшин, Л.А. Уроки А.П. Доброславина и новый день военной гигиены / Л.А. Яньшин // Состояние и актуальные вопросы гигиенического обучения и воспитания населения и воен­нослужащих: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. 26 апреля 2013 г. – СПб.: ВМА, 2013. – С. 14–15.

10. Брико Н.И. Преподавание эпидемиологии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова: прошлое, настоящее и будущее. Сеченовский вестник. 2014; 4(18): С.68–74.

11. Соколова Т.В., Степаненко А.В. Социальная направленность русских гигиенических школ второй половины XIX в. в России и место гигиенической науки и практики в формировании здоровья нации. Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 130-летию кафедры общей гигиены МПФ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова: Сборник тезисов. 2014:46–48.

12. «Журнал особого совещания Оренбургского Губернского комитета общественного здравия» /Государственный архив Оренбургской области // (ГАОО). Ф. 16. Оп. 1. Д.98.

13. Ежемесячные издания «Врачебно-санитарных хроник» со сведениями о ходе различных заболеваний и борьбе с ними /Врачебно-санитарная хроника: сведения о заболеваемости населения Оренбургской губернии за январь месяц 1914 г. – Оренбург:, 1914. – 25с.

Наши рекомендации