Методологические основы работы «Школы сахарного диабета»
Известно, что перегрузка врача на амбулаторном приеме ведет к ухудшению качества разъяснительной работы пациентам с хронической патологией. Особенно актуально это пациентам с СД, нуждающимся в получении особых знаний по своей проблеме, поскольку в состоянии здоровья этой категории пациентов могут происходить изменения, нуждающиеся в квалифицированном комментарии. Грамотные медицинские сестры с определенными качествами личности, вполне могут выполнять эту работу в амбулаторной «Школе сахарного диабета».
Методика программно-целевого обучения в «Школе сахарного диабета» является новой востребованной формой работы по снижению социальных последствий СД.
СД внесен рабочей группой ВОЗ (1998 г.) в список заболеваний и состояний, при которых обучение составляют существенную часть лечебного процесса. Кроме этого, ряд документов помогает в организации обучения пациентов с СД.
Согласно прогнозу, сделанному международным сообществом по поводу того, что 21 столетие будет веком образования, наблюдается возрастание значимости обучения, в том числе медицинского, на перспективу в 20 лет. В этой связи совершенствование обучения в «Школе сахарного диабета» находится в русле необходимых перемен. Исследованиями, проведенными в государствах Западной Европы, установлено наличие особых качеств людей, преподающих основы профилактической медицины: коммуникабельность, честность, новаторство, ответственность за принимаемые в пользу здоровья решения, умение разрешать конфликты, содействие КЖ человека [2.6.].
Личность медицинской сестры, работающей в «Школе сахарного диабета» является важнейшим компонентом успешной работы. Ее профессиональная значимость повышается в зависимости от личной способности получать информацию о физическом и психическом состоянии больных, о проблемах, вызванных болезнью.
Обучение пациента в «Школе сахарного диабета» предусматривает несвойственные функции медсестры, знания и умения из области педагогики и психологии [2.12.].
На современном этапе развития педагогики к личности персонала, осуществляющего пропаганду идеологии сохранения здоровья, предъявляются следующие профессионально - квалификационные требования:
1. профессиональная компетентность в обучении базовым гигиеническим навыкам, базирующимся на личной нравственности, культуре, воспитании и образовании;
2. высокий профессиональный уровень в обучении жизненно важным навыкам;
3. стремление к самосовершенствованию, универсальность, осознание личной ответственности за качество предоставляемой информации;
4. умение научить ребенка принимать нестандартные и самостоятельные решения в пользу здоровья, предвидеть риск и его последствия при выборе разрушающих здоровье действиях;
5. умение и желание использовать новейшую медицинскую и научно-техническую информацию в прикладных целях идеологии здоровья;
6. физическое и психологическое здоровье, умение соблюдать самому азы здорового поведения, готовность делиться личным опытом и осознанно пропагандировать его [3.11.].
Понимая, что только человек с хорошим самочувствием, с высокой умственной и физической работоспособностью, оптимизмом, психологически устойчивый может активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности, медицинские сестры активно осваивают новые функции педагога в «Школе сахарного диабета». Подготовка специалистов, пропагандирующих населению основы профилактической медицины и отвечающих вышеперечисленным характеристикам — трудоемкий и длительный процесс. Системный подход позволяет мотивировать их стремление к самообучению [2.14.].
Полномочия, даваемые медицинской сестреэтой творческой и самостоятельной работой, позволяют использовать резервы медицинского профилактического обучения в «Школе сахарного диабета»:
- учитывать индивидуальные пожелания пациентов;
-использовать мотивацию и уровень готовности пациента к сохранению стабильной компенсации СД;
-применять новые технологии обучения основам профилактической медицины и медицинской реабилитации для пациентов с СД;
- учитывать возможности СМИ и новых форм учебы взрослых пациентов [2.15.].
Профессиональная востребованность и успешность медицинских сестер эндокринологического кабинета во многом зависит от таких факторов:
- опыта, способствующего скринингу скрытых качеств личности и потенциала обучаемого пациента с СД;
- наличия собственных развитых навыков общения, грамотной речи, уверенности профессионального поддерживающего поведения медицинской сестры;
- осознания уровня ответственности перед пациентом, его семьей и обществом в целом значимости собственного вклада в общественное здоровье;
- постоянное развитие собственного педагогического мастерства;
- контроль влияния факторов риска на осложнения СД согласно требованиям ВОЗ. Принцип «разумной достаточности» отвечает сокровенному желанию заболевшего СД человека, стремлению к тому качеству жизни, которое дает комфорт на фоне имеющейся болезни.
Важными задачами медицинской сестры в обучении в «Школе сахарного диабета» являются:
1. мотивация самостоятельного развития у пациентов с СД волевых и практических навыков по соблюдению определенных болезнью ограничений без надрыва;
2. развитие разностороннего интереса к полученным знаниям.
Наставником в «Школе сахарного диабета» может быть медицинская сестра с клиническим опытом, квалификационной категорией, навыками межличностного общения. Это практикующий специалист, обладающий терпением, энтузиазмом, не осуждающей и не угрожающей установкой, непредубежденностью, развитым самосознанием и уважением к старшему поколению [2.11.].
Подобный специалист – медицинская сестра – способна прогнозировать поведение людей, обладает терпением и тактом, владеет приемами вербального и невербального общения.
Оказывая амбулаторную помощь, медицинские сестры должны обратить пациента в своего союзника, единомышленника. Это возможно, и достигается после обучения пациента с СД основным правилам поведения, полезным для компенсации негативного воздействия болезни. Правила включают устранение вредных привычек - курения, употребления алкоголя; систематизацию привычных прогулок и приобретение новых привычек – регулярных физических нагрузок, изменение соотношений основных компонентов пищи. Для лучшего восприятия медицинских рекомендаций необходима индивидуализация обучения.
Использование педагогических методов и психологической поддержки пациентов является отличительной особенностью медицинской сестры «Школы сахарного диабета». Не каждая сестра, имеющая высокую квалификационную категорию по эндокринологии, может быть в ней успешным педагогом.
Медсестра-наставник «Школы сахарного диабета» владеет технологией воспитательного процесса, включающей:
- положительное восприятие пациента, веру в него, но ничего за него не делаем;
- закрепление навыков без принуждения и насилия;
- педагогическую поддержку, принимающую человека таким, каков он есть;
- поощрение самообразования;
- использование воспитывающей ситуации.
Согласно требованиям ВОЗ, медицинские сестры используют в «Школе сахарного диабета» разнообразные педагогические техники и приемы. Это может быть словесный прием (беседа, рассказ, прямая речь); наглядный по принципу: «лучше один раз увидеть, чем дважды услышать»; практический (отработка технологий измерения уровня гликемии, ведение пищевого дневника, техника введения инсулина) [3.1.].
При обучении пациента с СД жизненно важным навыкам инсулинотерапии имеет место низкая ожидаемая эффективность, связанная с трудностями овладения медицинскими знаниями, что приводит к резкому снижению мотивации на ее последующее овладение, формируя «комплекс наученной беспомощности», преодоление которой во взрослой жизни затруднительно [3.3.].
Анализ современных моделей обучения в «Школе сахарного диабета», применяемых в практике, показывает, что это сложный процесс. Существует специфика обучения правилам поведения и жизни с диабетом:
1. создание благоприятного микроклимата в группе обучаемых пациентов, стимулирующего самораскрытие человека;
2. работа в малых учебных группах, нивелируя разный уровень знаний, установок и культуры обучаемых;
3. учет трудности межличностных контактов взрослых людей, обусловленные возрастными и средовыми различиями и жизненным опытом;
4. слабое владение навыками полемики по пропаганде здорового поведения [4.10.].
Образовательная модель обучения в «Школе сахарного диабета» состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение заболевшего человека в отношении своего здоровья. В основу ее легли:
1. представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности;
2. всесторонний анализ альтернативного поведения;
3. выделение всех целей, которые могут быть достигнуты;
4. анализ последствий, связанных с выполнением каждого действия;
5. поиск информации, важной для альтернатив;
6. оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут вразрез с образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;
7. повторная оценка последствий всех вариантов, которые рассматривались как неподходящие;
8. составление совместного с врачом и родными ребенка детального плана для осуществления поведения по предупреждению факторов риска развития заболевания или, при его наличии, возможно более длительная ремиссия или обратное развитие болезненных проявлений.
Данная модель является наиболее эффективной. Недостатком является то, что эта модель не затрагивает глубинных представлений о здоровье в юном возрасте. Для молодых людей здоровье выглядит как само собой разумеющееся и не связанное с собственными усилиями. Изменения, связанные с принятием решения, наиболее важного для молодых людей, дают возможность считать, что они принимают правильные решения. В этом случае осуществляется связь их переживаний здоровья с социальным и личностным благополучием. Программы обучения в «Школе сахарного диабета», направленные против развития осложнений, позволяют снизить их развитие, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности в несколько раз [3.6.].
Обучение пациентов с СД правильному поведению, надолго сохраняющему качество жизни, является необходимым элементом работы медицинской сестры и врача [4.9.].
Роль, полномочия, ответственность медицинской сестры в обучении пациента основам жизни с СД претерпели изменения. В основе их лежат международные принципы по обеспечению справедливости и доступности для каждого человека образования и медицинской поддержки вне зависимости от уровня доходов, места жительства и социального статуса, базирующегося на личном осознанном усилии по сохранению активности и трудоспособности [3.7.].
Таким образом, в системе оказания помощи пациентам с СД созданы условия, благоприятные для формирования у них жизненно полезных навыков. В период обучения в «Школе сахарного диабета» работа медицинской сестры направлена на изменение основополагающих принципов с: «что мы знаем о СД» на «как мы умеем применять эти знания», с обучения на самостоятельную учебу пациентов.
Теоретически суть нововведений при обучении в «Школе сахарного диабета» определена в опережающей подготовке заболевшего СД жизненно важным навыкам, а практически реализуется технологиями работы в разнообразных формах деловой игры, тренинга, тестирования, диспута или просмотра учебного фильма.
Функции медицинской сестры, преподающей основы диабетологии в «Школе сахарного диабета» следующие:
- компенсаторная, направлена на ликвидацию пробелов в базовых знаниях больного человека;
- адаптивная, предполагающая оперативную подготовку человека к изменяющимся условиям его деятельности, вызванную болезнью;
- развивающая, нацеленная на обеспечение развития общего кругозора, обогащение практически важными знаниями, удовлетворение познавательных интересов и потребностей личности, важных для компенсации болезни [3.8.].