Клиническая характеристика зрительных заболеваний детей

Следуя за указаниями Л.С. Выготского о том, что при анализе клинической картины первичного дефекта необходимо учитывать место, которое он занимает в общем физическом развитии ребенка, какова тяжесть и распространенность поражения и в каком возрастном периоде развития ребенка наступило поражение. Поэтому выделены три группы лиц с нарушениями зрения:

1. Слепота (острота зрения их составляет от 0 до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу). Среди них есть тотально слепые и частично слепые, которые имеют светоощущение или форменное зрение. Остановимся на описании первичного дефекта при слепоте.

В большой медицинской энциклопедии слепоте дают следующее определение - это значительное снижение зрения, при абсолютной слепоте отсутствует светоощущение, и человек не отличает свет от темноты, при относительной, сохраняется остаточное зрение.

Слепота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота, связанная с нарушением развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза.

Приобретенная слепота развивается после перенесенных глазных болезней (Атрофия зрительного нерва, катаракта, глаукома, заболевания роговицы, сетчатки, сосудистого тракта) Также слепота может быть при заболеваниях ЦНС (опухоли мозга, менингита, менингоэнцефалита и др.), перенесенных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, грипп), полученных травм глаза.

2. Слабовидение – к этой категории относят детей с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 до 0,2. Если у ребенка отмечается нарушение зрительных функций, чаще поля зрения, например резкое его сужение ( при этом острота зрения может быть высокой) их также относят к слабовидящим.. Слабовидение бывает прогрессирующим и стационарным. К первым относят первичную или вторичную глаукому, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, отслойка сетчатки, злокачественные формы высокой близорукости.

К стационарным относятся – микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней (это пороки развития), стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия.

Слабовидение наступает вследствие аномалий развития или болезней глаз. Также могут быть проявление общего заболевания организма, чаще является следствием аномалий рефракции глаза.

Одной из самых распространенных глазных патологий является косоглазие и амблиопия по данным Э.С. Аветисова и Е.И. Ковалевского от 1,5 до 3% от всей популяции нормальновидящих детей. В связи с чем в 70-х годах прошлого столетия в Советском Союзе была создана сеть специальных дошкольных учреждений для детей с данным заболеванием. В настоящее время в России функционирует около шестисот таких дошкольных учреждений. У истоков создания были врачи-офтальмологи Л.И. Медведь, Л.А. Григорян, тифлопедагог Л.И. Плаксина. Дети с косоглазием и амблиопией - неоднородная группа с функциональными расстройствами зрения. Среди них есть дети, у которых косоглазие возникает на фоне органических поражений зрения, например, астигматизм, нистагм, мышечный парез глаза и другие.

Косоглазие - заболевание с нарушением бинокулярного зрения, в результате отклонения одного из глаз от общей точки фиксации. Косоглазие - это не только косметический дефект, а тяжелый функциональный недостаток. При несогласованности работы мышц глаза развивается косоглазие. Чаще всего это начинается в 2 - 3 года, когда наиболее активно формируется совместная деятельность обоих глаз. Причиной нарушения взаимодействия глаз могут быть заболевания и травмы центральной нервной системы и органа зрения.

Нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии может и должно быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения (Л.И. Плаксина, 1998).

Все дети с монокулярным характером зрения в основном находятся в условиях окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз. В этом случае дети ориентируются хуже видящим глазом, чаще всего в условиях слабовидения.

Говоря о зрительной патологии, необходимо остановиться на описании нарушений зрительных функций.

Острота центрального зрения является главной функцией зрительной системы, обеспечивающей четкость видения, периферическое зрение позволяет ориентироваться в пространстве. Желтое пятно, особенно его центральная ямка, состоящая только из колбочек,- место наиболее четкого, так называемого центрального зрения. Другие отделы сетчатки обусловливают боковое, или периферическое зрение, при котором форма предметов воспринимается менее четко.

Способность глаза различать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними называется остротой зрения.Мерилом остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем он меньше,тем выше острота зрения.

Известно, что на остроту зрения влияют интенсивность и длина волны света, освещающего тест объект и фон, направленность света на объект, перпендикулярно Тест- объекту сетчатки, функциональное состояние сетчатки (способность её к адаптации, место сетчатки, на которое падает изображение Тест-объекта). Наряду с этим, дополнительными раздражителями являются психологические факторы, такие как, недостаточность внимания, переутомление из-за длительной зрительной работы, потеря интереса к рассмотрению и другое. Рассмотреть участие всех этих факторов достаточно сложная задача, между тем очень важная для тифлопедагогики и тифлопсихологии.

Под световой чувствительностью понимается способность сетчатки глаза воспринимать минимальное пороговое световое раздражение. Световая чувствительность меняется в зависимости от степени освещения. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Различают световую и темновую адаптацию. Под световой чувствительностью понимается способность сетчатки глаза воспринимать минимальное пороговое световое раздражение. Световая чувствительность меняется в зависимости от степени освещения. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения, при нарушенном зрении процесс адаптации снижается. Практическое значение имеет темновая адаптация. Исследуется с помощью специальных приборов - адаптомеров.

Светоощущениеразвивается параллельно развитию центрального зрения, отмечают врожденные и приобретенные нарушения цветового зрения. Приобретенные возникают при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва.

Цветоразличение - это способность глаза восприятию цвета разной яркости и насыщенности. Цветоощущениеразвивается параллельно развитию центрального зрения. Исследуют состояние цветоощущения зрения с помощью таблиц Е.Б. Рабкина и других цветотестов.Исключительно важна способность глаза различать разнообразие цветовых оттенков. Восприятие цветового многообразия окружающего мира осуществляется колбочками – клетками сетчатой оболочкой глаза. В них заложены три типа цветовоспринимающих элементов. Каждый воспринимает только один из трех основных цветов – красный, зеленый, фиолетовый. Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов из семи основных цветов спектра – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. М.В.Ломоносов доказал, что основными в спектре являются три цвета - красный, зеленый и фиолетовый или синий, а остальные можно получить их комбинацией. На этом основании Т. Юнг и Г. Гельмгольц высказали предположение о существовании в сетчатке трех элементов (или компонентов), каждый из которых предназначен для преимущественного восприятия только одного из этих цветов. При воздействии на глаз световых лучей возбуждается соответственно тот или другой элемент, что и позволяет воспринимать все разнообразие цветовых оттенков.

Расстройства цветового зрения могут быть вызваны врожденными или приобретенными нарушениями функции зрительного аппарата или центральной нервной системы. Врожденное нарушение цветового зрения принято называть дальтонизмом. Характеризуется снижением или отсутствием чувствительности к красному и зеленому цветам, что вызывает искаженное восприятие цветовой картины окружающего мира.

Полное отсутствие цветового зрения называетсяцветовой слепотой или монохромазией. При ней все окружающие предметы воспринимаются в черно-белых тонах (А.Н. Гнеушева, Дюбуа-Пульсен 1957, А.И.Каплан, Е.И.Лосева, 1960, Л.А. Григорян, Н.В.Шубина, 1961, и др.).

Приобретенные нарушения цветоощущения возникают при заболеваниях зрительного аппарата центральной нервной системы и нередко характеризуются снижением или отсутствием восприятием всех трех основных цветов. При этом степень понижения чувствительности к восприятию каждого из трех цветов может быть неодинаковой. Типы нарушений цветового зрения

· полная цветовая слепота, все цвета кажутся серыми (ахромазия);

· частичное нарушение цветоразличения, оттенков красного и зеленого цветов (все цвета воспринимаются в двух основных тонах - желтом и голубом);

· частичное нарушение цветоразличения к сине-фиолетовой части спектра (в этом случае воспринимаются предметы в красном и голубовато-зеленых тонах).

Среди слабовидящих детей нарушения цветоразличения встречаются часто из-за снижения остроты зрения, особенно осложнено восприятие цветовых оттенков (Украинская и др.).

Приобретенные снижение чувствительности к красному, зеленому и синему цвету обусловлены атрофиями сетчатки снижением остроты центрального зрения.

При рассматривании предметов глазами с нормальным зрением изображение отражается на идентичных точках сетчаток и человек видит предмет адекватно, такое зрение носит бинокулярный характер, и объекты воспринимаются стереоскопично, кроме того, с его помощью определяется местоположение объектов в пространстве.

У детей с монокулярным характером зрения затруднен процесс восприятия объемных предметов из-за отсутствия стереоскопического видения.

Периферическое зрение выполняет функцию различения местоположения и движения объектов. При нарушении глазодвигательных функций, например при косоглазии, прослеживание движущихся объектов затруднено. В связи, с чем определение глубины удаленности, протяженности, объемности значительно страдает. Одной из важнейших функций является обзорная функция - так называемое поле зрения.

При нормальном поле зрения человек способен в известных пределах обозревать предметы и процессы целостно, одновременно, во взаимных связях, пространственных и временных отношениях.Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия.

Ограниченные дефекты поля зрения получили название скотомой сетчатки и различаются по месту выпадения отдельных участков сетчатки.

Состояние периферического зрения обусловлено снижением остроты зрения, состоянием сетчатки при глаукоме, катаракте, ретинопатии, атрофии зрительного нерва.

Нормальное бинокулярное зрение предполагает высокую остроту зрения на обоих глазах, на основе согласованной работе аккомодационного аппарата, обеспечивающего корреспонденцию изображения на центральную ямку сетчаток обоих глаз. В этих условиях возбуждаются и происходят слияние двух изображений в единое.

При нормальном бинокулярном зрении в стереоскоп видно одно объемное изображение, при нарушенном, когда на одном глазу острота зрения меньше, возникает диплопия (двоение изображений).

За последние 10 лет контингент детей с патологией зрения стал значительно осложненным. Если раньше данное дошкольное учреждение посещали дети с косоглазием и амблиопией, то в настоящее время добавились дети со слепотой и слабовидением. Значительная их часть относятся к группе недоношенных, у которых наблюдается диагноз ретинопатия. Увеличение детей с ретинопатией медицина связывает с улучшением работы по родовспоможению и выхаживанию недоношенных.

В таблице 1 представлены часто встречающиеся у детей дошкольного возраста зрительные заболевания. Для правильного отбора методов и средств коррекционного воздействия, создания адекватных зрительным возможностям детей офтальмо-гигиенических условий мы даем краткую характеристику состояния органа зрения при определенной патологии, описываем этиологию, представляем особенности зрительной работоспособности, рекомендации к организации коррекционной работы с ребенком, имеющим то или иное зрительное заболевание.

Таблица 1

Краткая клиническая характеристика часто встречающихся зрительных заболеваний и рекомендации по организации коррекционной работы

Зрительный диагноз Характеристика состояния органа зрения Этиология Особенности работоспособности зрения Рекомендации к организации коррекционной работы
1. Атрофия зрительного нерва Нарушение проводящих нервных путей, связывающих сетчатку со зрительным центром. Следствие воспалительных или застойных процессов в зрительном нерве. Сопровождается резким падением зрения. Быстрое зрительное и общее утомление. Сужение границ поля зрения, скотомы, нарушение цветовосприятия зеленого и красного цветов Лечение невролога, четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз, снижение темповых нагрузок, увеличение контрастности и насыщенности пособий, особое внимание к белому и красному цвету (объекты данных цветов предъявлять на фоновых экранах,, замена мелких предметов на их увеличенное изображение, использование пособий для бисенсорного восприятия, дополнительное освещение, равномерность освещения, подбор пособий и их расположение с учетом нарушений поля зрения, снижение нагрузки перцептивного поля (на 40% по сравнению с нормой).
2. Катаракта (у детей чаще носит врожденный характер) Помутнение вещества или капсулы хрусталика глаза Пороки развития глаза, часто передаются по наследству, вследствие нарушения обмена веществ у матери в период беременности, внутриутробное воспаление сосудистого тракта у плода (токсоплазмоз, вирусные инфекции) По мере развития катаракты снижение остроты зрения от незначительного на начальных этапах до полной его потери в условиях полного помутнения хрусталика.   Лечение хирургическое. После чего, идет работа по восстановлению остроты зрения. Подбор натуральных объектов и их изображений различной величины, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и остроты зрения При плеоптическом лечении – упражнения для тренировки амблиопичного глаза для стимуляции сетчатки (с мелкими объектами) Цветоисполнение пособий преимущественно в желто-красно-оранжевых тонах Контроль за правильным использованием глазных линз и сменных очков Виды работ – без сотрясения тела Использование лупы для восприятия мелких объектов. При повышенной зрительной нагрузке – дополнительное освещение.
3. Глаукома (у детей чаще всего врожденная) Повышение внутриглазного давления, нарушения зрения, изменение глазного дна Аномалии эмбрионального развития дренажной системы, вследствие патологических состояний беременности женщины (инфекции, отравления, авитоминоз, териотоксикоз, травмы) Гидрофтальм (водянка глаза) Сужение поля зрения, нарушение световой адаптации, снижение остроты зрения, возможна атрофия зрительного нерва, приводящая к слепоте. Дозировать нервно-психические и физические нагрузки или избегать их. (провоцирующие повышение внутриглазного давления, например наклоны туловища вниз). Четкое выполнение распорядка дня, ограничение приема жидкости, регулирование работы желудочно-кишечного тракта, спать рекомендуется с высоким положением головы, просмотр телепередач не более одного часа в день. Натуральные и изобразительные пособия без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением Пособия повышенной контрастности Выделение существенных (сигнальных) признаков объектов в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования объектов Исключить просмотр видео, кинофильмов в затемненном помещении Исключить выполнение заданий, где необходима мелкая деталировка Замена мелких натуральных объектов их адаптированными изображениями Наличие подставок для рассматривания иллюстраций, образцов, книг Ограничение силовых физических нагрузок (в 20 раз), избегать пребывание на солнцепеке При остром приступе (резкое повышение внутриглазного давления) снять нагрузку, освободить от занятий При повышенной зрительной нагрузке – дополнительное освещение.
4. Стойкое помутнение роговицы (бельмо) Остатки воспалительных инфильтратов с элементами дистрофии и дегенерации ткани роговицы Перенесенный кератит (эндогенные и экзогенные факторы) Резкое снижение остроты зрения, иногда до полной его потери. Амблиопия. Правильное и своевременное лечение кератитов. Рекомендуется работа в режиме зрительных нагрузок (по Л.А. Григорян)
5. Дегенерация сетчатки (у детей чаще тапеторетинальная дистрофия сетчатки)     -отслойка сетчатки Тяжелое прогрессирующее заболевание сетчатки глаза Наследственная патология     Эмбриональная наследственно атонические факторы, механические факторы, гемодинамика Ухудшение зрения в сумерках, сужение поля зрения (трубочное зрение, скотома), нарушение остроты зрения, цветоощущения. Щадящий режим зрительной работы и развитие компенсаторных возможностей за счет сохранных анализаторов для успешной ориентации в окружающем мире. Максимальный контраст, насыщенность При значительном сужении поля зрения сложные изображения разделяются на составляющие; используется поэтапная методика подачи материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей Избегать перегрузки перцептивного поля (до 10 рассматриваемых объектов) Осуществляется коррекционный контроль за распадом сформированных представлений Рекомендуются упражнения с подвижными зрительными ориентирами Избегать длительных наклонных движений, резких движений, подъемов тяжестей (особенно при отслойке сетчатки) При повышенной зрительной нагрузке – дополнительное освещение. Использовать лупу при рассматривании мелких объектов.
6. Заболевания сосудистого тракта -увеит   -иридоциклит     Поражение сосудистого тракта глаза   Поражение радужной оболочки и цилиарного тела       Воспаление сосудистого тракта глаза   Специфическое (сифилис, туберкулез), неспецифическое воспаление. Нарушение зрения и его функций (снижение остроты зрения, нарушение поля зрения, гемералопия). Светобоязнь. При осложнении возможно формирование катаракты, повышение внутриглазного давления, отслойка сосудистой оболочки.     Щадящий охранительный режим зрительной работы. Лечение основного заболевания. Формирование способов компенсаторного ориентирования в окружающем мире за счет потенциальных возможностей психики. При осложнениях – ограничение физических нагрузок вплоть до полного их исключения, исключить компьютер, мелькающий экран. Использовать подставку для рассматривания иллюстраций, образцов, книг.  
7. Миопия (злокачественная, прогрессирующая) Сильный вид рефракции Чаще приобретенная, вследствие: зрительной работы на близком расстоянии, наследственное обусловленности, ослабленной склеры, повышение внутриглазного давления. Понижение остроты зрения. При миопии высокой степени – как осложнение возможна отслойка сетчатки. Щадящий охранительный режим зрительной работы, четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз, снижение темповых нагрузок. Стационарная неосложненная миопия хорошо корригируется очками. При миопии высокой степени: Исключить при чтении мелкий шрифт; высота букв (цифр) в тетради 5-5,5 мм, на доске – 12-14 см; межбуквенные пространства 3 мм Мелкие натуральные объекты заменить увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки Изобразительные пособия для бисенсорного восприятия Максимальный контраст, насыщенность Минимальная загруженность перцептивного поля Цветоисполнение пособий преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах Черные изображения – с увеличением контрастности в 2 раза Постоянный контроль за осанкой Рекомендуются коррекционные приемы по определению размеров, сравнительный разбор объектов Упражнения на тренировку аккомодации Использовать подставку для рассматривания иллюстраций, образцов, книг. Использовать лупу при рассматривании мелких объектов.  
8. Микрофтальм Врожденная аномалия развития глаза, характеризующаяся уменьшением всех его размеров Внутриутробные патологические процессы. Понижение остроты зрения. Характер пособий зависит от остроты зрения.  
9. Альбинизм Врожденная аномалия, характеризующая отсутствием пигмента в глазах (в сосудистой и радужной оболочках), ресницах, бровях, коже. Внутриутробные патологические процессы. Практически прозрачная радужная оболочка, светобоязнь, понижение остроты зрения. Ограничение светового потока, светозащитные или дырчататые очки, контактные, затемненные линзы с прозрачным центром Характер пособий зависит от остроты зрения.
10. Гиперметропия Слабый вид рефракции Врожденная, со временем самостоятельно корригируется, возрастное ослабление аккомодации. Плохо видят предметы, расположенные на близком расстоянии. В дошкольном возрасте – постоянная очковая коррекция даже небольшой степени гиперметропии. Школьникам – при средней степени гиперметропии - очки для работы на близком расстоянии, при высокой – для постоянного ношения. Развитие резервных возможностей рефракции и аккомодации. Частая перефокусировка взора, чередование зрительной работы вблизи с переведением взгляда вдаль.
11. Астигматизм Сочетание различных видов рефракции или комбинация в одном глазу различных степеней одной и той же рефракции Чаще врожденный, приобретенный (после перенесенных глазных заболеваний или операций) Нет четкого видения предметов и объектов. Снижение остроты зрения. Быстрое наступление зрительного утомления. В зависимости от степени его проявления, может быть очковая коррекция. Если нет эффекта очковой коррекции, то показано оперативное вмешательство. Однако, при сложном астигматизме, даже кератопластика может не дать положительного результата. В этом случае может развиваться вторичное косоглазие. Четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз. Характер пособий зависит от остроты зрения.
12. Афакия Отсутствие хрусталика   Выраженное снижение зрения, амблиопия. Подбор натуральных объектов и их изображений различной величины, сложности и деталировки в зависимости от остроты зрения При плеоптическом лечении – упражнения для тренировки амблиопичного глаза для стимуляции сетчатки (с мелкими объектами) Цветоисполнение пособий преимущественно в желто-красно-оранжевых тонах Контроль за правильным использованием сменных очков: для дали и для близи. Использование лупы для восприятия мелких объектов. При повышенной зрительной нагрузке – дополнительное освещение.
13. Ретинопатия Тяжелая патология сетчатки и стекловидного тела Возникает у глубоко недоношенных детей, вследствие тяжелой патологии беременности Выраженное снижение зрения вплоть до слепоты Охранительный режим
14. Нистагм Самопроизвольные колебательные движения различной амплитуды - изображение на сетчатке всегда расфокусировано     Снижение остроты зрения. Увеличение времени восприятия объектов. Трудности фиксации взора, нарушение прослеживающих функций глаз. Необходимо затрачивать значительно больше внимания и энергии в процессе фиксации зрительного стимула с целью возникновения адекватного образа - темп работы детей с нистагмом медленный, а усилие (напряжение) значительное - четкое дозирование зрительных нагрузок, частый отдых для глаз, снижение темповых нагрузок. Использовать подставку для рассматривания иллюстраций, образцов, книг. Избегать перегрузки перцептивного поля. Рекомендуются коррекционные приемы по определению размеров, сравнительный разбор объектов.

Рекомендуемая литература

1. Аветисов, Э.С. Методические рекомендации по организации лечения детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / Э.С. Аветисов. – М. : Медицина, 1978. – 27 с.

2. Аветисов, Э.С. Содружественное косоглазие [Текст] / Э.С. Аветисов. – М. : Медицина, 1977. – 312 с.

3. Алексеев, О.Л. Анатомия, физиология и патология органа зрения [Текст] : учебное пособие / О.Л. Алексеев. – Урал.гос.пед.ун-т. : Екатеринбург, 2004. – 85 с.

4. Базарный, В.Ф. Зрение у детей [Текст] / В.Ф. Базарный. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1991. – 52 с.

5. Базарный, В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде [Текст] / В.Ф. Базарный. – М. : Сергиев Посад, 1995 – 42 с.

6. Белецкая, В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников [Текст] : пособие для учителей / В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева. – М. : Просвещение, 1982. – 127 с.

7. Белостоцкая, Е.М. Гигиена зрения детей дошкольного возраста [Текст] / Е.М. Белостоцкая. – М., 1975. – 25 с.

8. Гарбузов, В.И. Нервные дети [Текст] В.И. Гарбузов. – М., 1990. – 173 с.

9. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видов образовательных учреждениях. // Вестник образования, 1997. - № 10.

10. Глазные болезни [Текст] : Учебник / под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. – 2-е изд., переработ. и доп. – М. : Медицина, 1983. – 448 с., ил.

11. Григорьева, Л.П. Психофизиологическое исследование зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников [Текст] / Л.П. Григорьева. – М. : Педагогика, 1988. – 150 с.

12. Григорян, Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях [Текст] / Л.А. Григорян, Т.П. Кащенко. – М. : [Б.и.], 1994. – 33 с.

13. Григорян, Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях [Текст] / Л.А. Григорян, Т.П. Кащенко. – М., 1994. – 33с.

14. Григорян, Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием [Текст] / Л.А. Григорян // Вопросы изучения обучения и воспитания аномальных детей. – М., 1978. – С. 24-41.

15. Демирчоглян, Г.Г. Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей [Текст] / Г.Г. Демирчоглян. – М. : «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – 160 с., ил.

16. Демирчоглян, Г.Г. Школа здоровья глаз [Текст] / Г.Г. Демирчоглян. – СПб. : ИК «Комплект», 1996. 264 с., илл.

17. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие [Текст] / Л.А. Дружинина - М : Экзамен, 2006. – 159 с.

18. Иванов, В.В. Травмы глаз у детей [Текст] / В.В. Иванов. – М. : Медицина, 1983. – 24 с.

19. Кальфа, С.Ю. Глаукома: Советы врача больному глаукомой [Текст] / С.Ю. Кальфа. – М. : Издательство «МЕДГИЗ», 1958. – 31 с.

20. Кантор, В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих [Текст] / В.З. Кантор. – СПб. : КАРО, 2004. – 240 с.

21. Каплан, А.И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение [Текст] / А.И. Каплан. – М. : Педагогика, 1979. – 200 с.

22. Каплан, А.И. Если ребенок плохо видит [Текст] / А.И. Каплан, Н.Г. Морозова. – М. : Педагогика, 1968. – 77 с.

23. Каплан, А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушением зрения [Текст] / А.И. Каплан // Дефектология. – 1973. – № 6. – С.12-16.

24. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев. – М. : Медицина, 1979. – 329 с.

25. Ковалевский, Е.И. Берегите зрение детей [Текст] / Е.И. Ковалевский. – М. : Медицина, 1994. – 159 с.

26. Ковалевский, Е.И. Офтальмология [Текст] / Е.И. Ковалевский. – М. : Медицина, 1995. – 477 с.

27. Ковалевский, В.А. Внутренняя картина болезни у часто болеющих старших дошкольников [Текст] / Е.И. Ковалевский // Педиатрия. – 1998. – № 1. – С. 57-61.

28. Ковалевский, Е.И. Берегите зрение детей [Текст] / Е.И. Ковалевский. – М.: Медицина, 1994. – 159 с.

29. Ковалевский, Е.И. Профилактика слабовидения и слепоты у детей [Текст] / Е.И. Ковалевский. – М. : Медицина, 1991. – 221 с.

30. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха [Текст] / В.Ф. Матвеев. – М. : Медицина, 1987. – 184 с.

31. Медведь, Л.И. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах-яслях [Текст] / Л.И. Медведь. – Кишинев : Штиинца, 1976. – 117 с.

32. Невская, А.А. Влияние дефектов базовых функций зрения на формирование зрительных представлений у младенцев первого года жизни [Текст] / А.А. Невская, Л.И. Леушина // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. – М. : [Б.и.], 1999. – с. 88.

33. Невская, А.А. Формирование наглядно-образного мышления у младенцев первого года жизни с дефектами зрения [Текст] / А.А. Невская, Л.И. Леушина, В.М. Бондаренко // Физиология человека. – 1998. – № 3. – С. 20.

34. Сековец, Л.С. Состояние двигательной сферы у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения [Текст] / Л.С. Сековец. // Дефектология. – 1991. – № 3. –С. 85-87.

35. Сековец, Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л.С. Сековец. – Н.Новгород. : изд-во Ю.А. Николаев, 2001. – 168 с.

36. Сековец, Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением [Текст] / Л.С. Сековец. – Нижний Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 143 с.

37. Серодеева, Р.Ш. Коррекционная направленность предметного преподавания с учетом нарушения зрения обучающихся [Текст] / Р.Ш. Серодеева, Б.К. Тупоногов // Дефектология. – 2004. - № 6. – С. 22-31.

38. Тупоногов, Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект [Текст] / Б.К. Тупоногов // Дефектология. – 1998. – № 5. – С. 58-63.

39. Фильчикова, Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция : методич. пособие [Текст] / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. – 2-е изд. – М. : Экзамен, 2004. – 192 с.

40. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения [Текст] : учебно-методическое пособие / Л.В. Фомичева. – СПб. : КАРО, 2007. – 256 с.

Наши рекомендации