Клиническая классификация и психолого-педагогическая характеристика детей с церебральным параличом. (2)

ДЦП -заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями.

Термин «ДЦП» объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах.

Основным симптомом является нарушение двигательных функций.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано В. Литтлем в 1853 г. Однако термин «ДЦП» принадлежит 3. Фрейду в 1893 г.

В отечест клинич практике используется классификация Семеновой, пять основных форм:

1. Двойная гемиплегия -самая тяжелая форма, тотальное поражение мозга. Все тонусы подняты: сильно разогнуты и напряжены руки и ноги, шея, мышцы лица. Функции рук и ног практически отсутствуют, не может научиться самостоятельно сидеть, сто­ять и ходить; - ребенок в положении на животе или спине имеет резко выраженные сгибательную или разгибательную позы;

- в вертикальном положе­нии, как правило, наблюдается разгибательная поза при свисании головы;

Психическое R на уров­не УО в умеренной или тяжелой степени. Речь отсутствует, дети не обучаемы. Речевые расстройства: алалии, дизартрия.

2.Спастическая диплегия(тетра порез) - часто встречается (50 %) болезнь Литтля, поражены верхние и нижние конечности(больше). Основ признаком - повыш мышеч тонуса в конечностях. Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств зависит от време­ни и силы действия вредных факторов. Наиболее благоприятна в соц адаптации. 1ст: не передвигаются самост; 2 ст: передвиг самост с нарушен осанки; 3 ст – передвиг самост, но походка остается дефектной. Прогноз: Благопри­ятная форма забол-я в отношении преодоления психи­ч и речевых расстройств и менее благоприятная в от­ношении становления локомоций.

Ребенок может научиться обслуживать себя, писать, овладевать рядом тру­довых навыков.

3.Гемипаретическая- поражена одна сторона тела: левая при правостороннем поражении мозга и правая при левостороннем (тяжелее поражается верхняя конечность).Степень интеллектуальных нарушений варьируется от легкой ЗПР до УО. Соц адаптация зависит от интеллект возможностей.

4.Гиперкинетическая форма- непроизвольных насильственных движений- гиперкинезов.

Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.Прогноз: вполне благоприятная форма в отно­шении обучения и социальной адаптации. Прогноз заболе­вания зависит от характера и интенсивности гиперкинеза: при хореическом — дети, как правило, овладевают самостоя­тельным передвижением к 2—3 годам; при двойном атетозе прогноз крайне неблагоприятен.

5.Атонически-астатическая форма - встречается реже, па­резы, низкий тонус мышц, на­рушение координации движений, равно­весия. Интеллектуальные нарушения проявляются в различной степени. Прогностически тяжелая форма.

При ДЦП, сочетаются двигательные, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций.

Сенсорные расстройства включают наруш зритель­ного, слухового, тактильного и кинестетического воспри­ятия (восприятия движений). Сенсорные функции имеют большое значение для становления познавательной деят-ти реб, для формирования ВПФ, что явл-ся необходимой предпосылкой для обучения в школе.

Наблюдаются существ трудности про­странственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела. Без спец обучения не могут усвоить отдельные признаки формы и величины предметов. Недостаточность тактильного восприятия затрудняет усвоение навыков письма. Из за слабости ощущений движений у ребенка не формируется правильное представление движений. Снижена слуховая функция на высокочастотные тона, наиболее часто встречается, при наличии гиперкинезов. Нарушение согласованности движений глаз, может быть опущено верхнее веко. Ограничение движения глаз. Из за этого формируется дефектное восприятие окружающей действительности. У детей отмечается нарушение зрительно-моторной координации, что в дальнейшем задерживает формирование предметно-практической, познавательной, конструктивной, манипулятивной деятельности.

Речевые нарушения, чаще всего различные формы дизартрии (от легких форм до тяжелого поражения артикуляционного аппарата). Дети не стремятся к установлению контакта со взрослыми, чем старше ребенок, тем большее побуждение к коммуникации требуется со стороны взрослого. Нарушения коммуникации связаны с нарушением движения, нарушением мозга, с длительной госпитализацией, с социально-эмоциональными проблемами, с дефектами физической сферы.

Пониженная работоспособность, истощаемость всех психиче­ских процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Для детей характерны некоторые особенности в формировании лич­ности: пониженный фон настроения, склонность к ограничению соц контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь. Это связано с ранним осознанием физ дефекта и пе­реживаниями неполноценности, и с непра­вильным воспитанием (гиперопека).

Для детей характерен псих.инфантилизм, который проявляется в дисгармоничном характере личности: эгоцентризм, склонность к резонерству, ранее проявление сексуальности, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, живость в проявлении эмоций.

Виды: 1. Невропатический(несамостоятельность, пугливость, повышенная внушаемость, привязанность к матери, трусливость, повышенная самооценка, стремление к лидерству, отсутствие инициативы, нарушение самато-вегетативных функций, суицидальные попытки, тяжелое переживание любовных чувств.)

2. Церебро-астенический(эмоционально и невротически слабые в дошкольном возрасте, с 7 лет появляется раздражительность, несдержанность, непереносимость напряжения, гнев, слезы – по 20 минут истерика, затем снова апатия.)

3. Органический инфантилизм(инертное мышление, понижен самоанализ, понижена мотивация, дисгармония личности, сочетается детскость и взрослость.)

Проблемой изуч ДЦП занимались ученые: И.И. Мамайчук, К.А. Семенова, Л.О. Бадалян, И.Ю.Левченко и др

Проблеме психич нарушений у детей занимались Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, и др.

Изучением речевых нарушений при ДЦП заним-сь Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова и др.

Наши рекомендации