Для преуспевания в жизни решающим является не то, что человек знает, а то, что он умеет. Лишь умение делает его могущественным.
Отсюда нетрудно понять, почему антиавторитарное воспитание обречено на неудачу: оно исходит из того, что человек сам по себе становится способным и умелым.
Тот, кто ест с помощью ножа и вилки, научился этому. Кто умеет ездить на велосипеде или автомашине, научился этому. Кто говорит по-английски, также научился этому. Наши умения программируются в подсознании только в результате многократных повторений.
Итак, паше поведение управляется заученной программой. При переосмыслении фактов, углублении и пополнении имеющихся знаний становится возможным появление новых разработок и открытий. Все открытия и изобретения — результат сочетания имеющихся знаний и известных фактов.
К настоящему времени мы выучились тому, чтобы стать такими, какими мы являемся сейчас. Мы обучились определенным образом писать и читать, вести себя и работать. Кто правильно ведет себя, умеет это не потому, что таково его врожденное качество; кто успешно руководит людьми, умеет это только потому, что научился такому искусству. Агрессивный человек агрессивен не потому, что он этого хочет, а потому, что усвоенная им программа вынуждает его быть таким. Бессердечная женщина не потому проявляет черствость, что хочет этого или считает именно такое поведение правильным, а потому, что управляется воспринятой ею программой. Такой феномен лучше всего объясняет пословица: "Привычка главенствует над разумом".
Если мы стремимся измениться и стать совершеннее, необходимо разобраться в самом себе: как мы стали такими, какие мы есть. Если мы действительно сможем разобраться в механизме этого, то обретем возможность самосовершенствоваться. Полем нашей деятельности является каждодневная жизнь с ее крупными и мелкими проблемами и задачами. Здесь обнаруживается, можем мы решать проблемы или нет. Здесь выявляется, приносим ли мы пользу другим или же только используем других во благо себе. Пока мы живем, у нас есть шанс совершенствования своих умений.
То умение, которое постоянно не совершенствуется, с каждым днем утрачивается. Многие люди проявляют заинтересованность в том, чтобы окружающая среда расцветала, но, к сожалению, не проявляют такого же интереса к расцвету своей собственной личности. А ведь именно это должно было бы быть на первом месте.
Многие слишком рано удовлетворяются тем, чего достигли. Они настолько привыкли к себе и своему положению, что не могут себе представить возможность своего постоянного совершенствования. Как сказал Бенджамин Бриттен, "учиться— это все равно что плыть против течения: как только прекращаешь грести, течение относит тебя назад". Но многие люди замечают это, к сожалению, слишком поздно.
Всем нам хорошо известна сила привычки, и мы знаем, что бывают хорошие и плохие привычки. Преуспевающий человек выработал с помощью трудолюбия, тренировки и повторения совершенную программу, на которую он может положиться. Неспокойный и неуверенный в себе человек, напротив, обязательно должен в начале любого дела преодолевать заложенную в нем отрицательную программу. А это требует дополнительных затрат времени и жизненной энергии.
Привычка — направляющий фактор в нашей жизни, поэтому мы должны ежедневно прилагать усилия,, чтобы формировать у себя хорошие привычки. Привычка — это мудрое устройство природы, которое помогает сберегать физические, умственные усилия и время. Благодаря ей мы действуем адекватно и автоматически, она переносит копт-роль за действием с тех частей мозга, которые ответственны за сознание, нате части мозга, которые отвечают за подсознание. Положительные привычки — это все то, что мы выучили и что нами усвоено. Они управляют нашим поведением в целом, создают предпосылки для преуспевания в жизни. Отрицательные же привычки влекут за собой не только постоянные неудачи, но и общую дисгармонию и болезни.
Способность к обучению зависит от нашего умственного состояния, а не от возраста. Музыканты, шахматисты, спортсмены демонстрируют, до какой степени совершенства способен натренировать свое подсознание человек, стремящийся к большим достижениям. А ведь те, кто их добивается, не производят впечатления усталых и выдохшихся, напротив, они кажутся нам радостными и уверенными в себе людьми.
Каждый человек в состоянии разработать для себя подробный план тренировок на каждый месяц. Разумеется, его можно дополнять и исправлять по ходу выполнения. Но прежде, чем вы приступите к тренировке своего подсознания, нужно четко представить себе, чего вы хотите действительно добиться и что улучшить. Будет ли это более четкая дикция, лучшая память на имена, умение рационально планировать, более непринужденная манера держать себя, хорошая осанка или большая выносливость — все это хорошие привычки, которые можно у себя выработать.
Что нам необходимо в своем ежедневном самоутверждении, так это характер, ориентированный на успех. Люди, которые умеют ладить с окружающими, получили эту способность не по наследству, а выработали ее у себя. Значит, умелое обращение с людьми является одной из интересных областей тренировок во имя будущего успеха. "У него счастливая рука", — говорят о том, кому все, за что бы он ни взялся, удается. Вот такой должна быть и ваша цель: быть асом в своей профессиональной деятельности и "счастливой рукой" делать все, за что вы беретесь. Чтобы все больше приближаться к своей цели, постоянно тренируйте свое подсознание.
Человек — это сумма реализованных возможностей. В человеке заложено больше способностей, чем он может использовать. Это значит, что мы себя недооцениваем. Если мы действительно стремимся сделать свою жизнь счастливой, здоровой и успешной, то должны принять определенные решения.
Жизненный успех начинается в тот момент, когда мы сознательно, именно совершенно сознательно, вычеркиваем из своего ежедневного плана некоторые вопросы, чтобы таким образом выиграть время для других, более важных, дел. Это трудная, но необходимая попытка выбраться из привычного русла рутины.
И мы сумеем это сделать, если только захотим. Нашей целью должно стать углубление знаний и умений, отказ от поверхностности.
Нужно научиться ограничивать себя малым главным и затем становиться в этом деле мастером. Такая установка принесет нам и авторитет, и признание, к которым мы стремимся.
Прилежание само по себе еще не является залогом успеха и счастья. Муравьи тоже прилежны, однако они не обладают способностью размышлять и анализировать свои шансы на успех. Человек же способен совершенно сознательно задать себе вопрос: "От чего я полностью должен отказаться в своей деятельности и предоставить выполнять это другим?"
Только в том случае, когда человек развивает в себе лишь определенные способности, он добивается больших успехов и счастья. В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он развить какие-либо из них. Для развития способностей у себя, у своих детей, у сотрудников надо помнить, что всякое углубление достигается благодаря повторению. Некоторые люди ошибочно считают, что при повторении задача становится скучной, неинтересной. Однако нетрудно убедиться на собственном опыте, что работы, поначалу казавшиеся невыполнимыми, благодаря частому обращению к ним становятся все доступнее. Только при повторении всякие знания усваиваются и становятся пригодными для практического их применения. Совершенствуются личные умения. При равных затратах усилий и времени вы можете выполнять все большее и большее количество работы. Отдельные элементы рабочего процесса все более синхронизируются. Повышается также и качество результатов труда. Мы начинаем действовать все увереннее и надежнее.
Любое повторение высвобождает энергию, которая направляется на раздумья и выражается в новых блестящих идеях. Развивается творческое начало. Развивается также и чутье: подсознание работает все более точно. Повышается уровень приспособляемости. У человека появляется ощущение владения своими способностями, чувство господства над ними. Растет уверенность в себе и сила убеждения.
Многие считают, что неспособность к творчеству является предрасположенностью индивидуума, чертой его характера. В действительности же неспособность к творчеству — это результат распыления сил и поверхностного отношения к делу.
Большой ошибкой является переоценка разума и соответствующая недооценка значения подсознания. Многие ученые, занимающиеся воспитанием, и сегодня еще полагают, что тренировка, нацеленная на выработку автоматизма, повторение тормозят и ограничивают развитие человека. В действительности же дело обстоит как раз наоборот.
Знания должны концентрироваться и стимулировать деятельность подсознания, что и происходит в процессе повторений, ментального тренинга. Каждое повторение ведет к углублению. Только тот, кто постоянно повторяет что-либо положительное, стирает из подсознания отрицательные впечатления. Только он сможет достичь поставленных целей и подняться на новый уровень самосовершенствования. Постоянное повторение ослабляет силу сопротивления, делает непредставимое ранее реальностью, невозможное — возможным, невероятное — само собой разумеющимся.
Лицо, характер и работа
Лицо представляет собой лишь небольшой отдел головы человека, но является, пожалуй, главной характеристикой его внешности. В силу ряда биологических, исторических и социальных причин лицо каждого человека отличается собственной выразительностью и индивидуальностью. Из миллиардов людей, живущих на Земле, не встретить и двух с абсолютно одинаковыми лицами.
Сегодня наука о лице располагает достаточно полной информацией, которую широко используют биологи, врачи, психологи, художники, криминалисты. Систематические исследования лица человека ведутся по многим направлениям. Анатомы изучают строение лица, форму, пропорции, контуры, композицию, соразмерности. Они определяют половые, возрастные, конституциональные отличия в строении лица. Основной задачей антропологов служит расшифровка этнических особенностей в строении лица и его выразительности, разработка методов восстановления лица человека по черепу.
Изучение эволюционных изменений лица человека в процессе развития живой природы позволяет установить историю развития выразительности лица.
Целью генетических исследований является определение наследственной преемственности строения и выразительности лица человека, влияние на геном фепотипических факторов (то есть сформировавшихся в процессе индивидуального развития). Физиологическое направление изучает, что влияет на рост и развитие лица, чем обусловливается его подвижность, каким образом регулируется выразительность, а также влияние нервной и эндокринной систем на функции лица.
Исследования в клиническом направлении многосторонни, поскольку лицо служит объектом клинического вмешательства при заболеваниях кожи, глаз, носа, зубов. Судебно-медицинское направление анализирует лицо с точки зрения объекта криминалистики. Целью исследований в области психологии является определение зависимости выражения лица от эмоциональных и интеллектуальных нагрузок.