Кодирование информации и способность к свертыванию мыслительных операций

Мозг облекает любую мысль в ту или иную конкретную кодовую форму, причем разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться зрительно-пространственным кодом, словесным, буквенным, цифровым, акустически-образным и т. п. Способность манипулировать с данным типом символов можно совершенствовать, но не беспредельно. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые 12 лет жизни предопределяют, преимущественную склонность к использованию тех или иных кодов информации.

Задача развития интеллектуальных способностей заключается не только в том, чтобы увеличить число кодов, привычных для данного человека. Скажем, у людей, склонных к зрительно-пространственному мышлению, вырабатывать навыки манипулирования математическими символами. Нужно помочь человеку "найти себя", то есть понять, какие символы, какой код информации для него наиболее доступен и приемлем. Тогда мышление будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение.

Способ кодирования информации должен гармонически соответствовать содержанию и структуре отображаемых явлений. Например, дифференциальные уравнения — наиболее адекватный аппарат для описания движения планет, тензорное исчисление хорошо описывает поведение упругих тел, а электрические цепи удобнее всего описываются функциями комплексного переменного.

Мысленные операции над явлениями и объектами внешнего и внутреннего мира осуществляются мозгом в конкретных кодах. Если человек склонен к использованию зрительно-образных представлений, то говорят о "зрительном воображении". Преобладание акустически-образных представлений свидетельствует о "музыкальной предрасположенности". Склонность к освоению действительности в словесно-образной форме характеризует "поэтическую фантазию" и т. д. Сама по себе предрасположенность к оперированию в конкретных кодах еще не делает из человека художника, композитора, поэта или математика. Эти профессии требуют целого комплекса способностей, навыков, а также личностных характеристик, которые собственно не относятся к разряду интеллектуальных, но помогают реализации творческих способностей.

В процессе мышления требуется последовательный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Если это не удается, то порой бывает трудно охватить мысленным взором всю проблему целиком, все рассуждения от первого до последнего шага. В подобных случаях приходит на помощь способность человеческого мышления к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Процесс свертывания мыслительных операций — это лишь частный случаи проявления способности ума к замене нескольких понятий одним, относящимся к более высокому уровню абстрагирования, способности к использованию все более емких в информационном смысле символов.

Экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними — важнейшее условие продуктивного мышления. История и современная наука знают много тому примеров. Известно, например, что в средние века, чтобы научиться арифметическому делению, требовалось окончить университет. Если вспомнить, что в те времена пользовались римскими цифрами, то станет ясно, почему деление миллионных чисел было доступно лишь бородатым мужам, посвятившим этим занятиям всю свою жизнь.

С введением арабских цифр, то есть десятичной системы счисления, все упростилось: теперь любой школьник с помощью простого алгоритма легко выполнит эту операцию. Хотя объем смысловой информации остался тем же, но более удобное символическое обозначение позволило резко упростить задачу.

В четырех символах формулы закона Ома (11=1*ГС.) сконцентрирована огромная информация, касающаяся взаимодействия электрических сил. Чрезвычайно емким понятием, синтезировавшим в себе большое число разнородных фактов и наблюдений, служит понятие условного рефлекса.

Вполне вероятно, что сложнейшие понятия современной математики и физики, доступные ныне лишь немногим специалистам, в недалеком будущем войдут в программу средней школы, если будет найдена адекватная форма организации и символизации материала. Тогда сложные понятия и соотношения будут записаны в виде простых и доступных формул, подобно, например тому, как Максвеллу удалось все учение об электричестве и магнетизме облечь в два уравнения, занимающих две короткие строчки.

Четкое и сжатое символическое обозначение не только упрощает понимание материала. Это — необходимая предпосылка дальнейшего прогресса научной мысли.

Итак, ввести новый способ символизации, изящно изложить существующий метод— это важная интеллектуальная работа, требующая нестандартного мышления.

Наши рекомендации