Стресс, биоритмы и адаптация

Проанализируем сущность процесса адаптации организма к воздействию внешней среды. Все внешние воздействия в большей или меньшей степени вызывают в организме изменения, совокупность которых именуют «реакциями тревоги». Через сутки после этой реакции организм приходит в готовность к повторному воздействию тех факторов, которые обусловили «реакции тревоги». Эта вторая стадия получила название «реакция ожидания».

Что же помогает организму повысить свою устойчивость к повторному воздействию среды? Во-первых, это функциональные резервы: организм какое-то время способен работать с большим напряжением, чем в обычных условиях. Во-вторых, это структурные перестройки, заключающиеся в восстановлении поврежденных органов, тканей и клеток.

Если внешнее воздействие имеет суточную периодичность, то на следующие сутки под его влиянием вновь возникает «реакция тревоги», но формируемая уже на фоне «реакции ожидания». Восстановительные процессы, характерные для «реакции ожидания», день ото дня будут уменьшать удельный вес «реакции тревоги».

В зависимости от интенсивности внешнего воздействия все реакции можно разбить на три стадии.

• Приспособление к очень слабым внешним воздействиям. Оно идет в основном за счет повышения активности заинтересованных органов и тканей.

• Приспособление к внешним воздействиям значительной интенсивности. Оно идет в основном за счет структурных перестроек, которые увеличивают работоспособность органов и тканей. На этом базируется адаптация организма к различным физическим и химическим воздействиям.

• При возрастающей интенсивности внешнего воздействия наступает момент, когда уже никакие структурные перестройки не в состоянии помочь органам и тканям, и они продолжают работать с большой перегрузкой. Через некоторое время наступает истощение всех резервов организма, ведущее к развитию болезней и даже к смерти.

Возможности организма приспосабливаться к внешним воздействиям ограничиваются еще и тем, что «реакции ожидания» отведено весьма непродолжительное время: она формируется через сутки после воздействия, а время ее готовности к повторной встрече с ним ограничено полутора-тремя часами. Именно этим объясняется, почему частые сбои суточного ритма либо раздражители, не подчиненные определенному ритму, могут становиться причиной заболеваний, похожих на те, которые возникают под влиянием раздражителей большой интенсивности. Этим объясняется и эффект физических нагрузок на костно-мышечный аппарат, различных по интенсивности, продолжительности и времени проведения.

Наилучший результат дают ежедневные тренировки определенной интенсивности, проводимые в заданное время и продолжающиеся порядка восьмидесяти минут. Здесь не годится принцип: чем дольше и интенсивнее, тем лучше. Возможно поэтому нередко приходится сталкиваться с так называемыми болезнями спортсменов высокой квалификации.

Во время «реакции ожидания» структурные перестройки связаны в основном с увеличением количества вновь синтезируемых белков. Стоит ввести в организм вещества, блокирующие синтез белков (например, антибиотики), и «реакция ожидания» не формируется. Организм остается беззащитным перед любым интенсивным физическим или химическим воздействием.

Еще более поразительна картина повреждающего действия ионизирующей радиации. Радиационное повреждение снижается во много раз, если интервал между каждым облучением составляет сутки. Поскольку «реакция ожидания» формируется в ответ на какое-либо конкретное воздействие, она повышает устойчивость организма по отношению именно к этому воздействию. Если организм в промежутках между суточными радиационными облучениями подвергать какому-либо иному воздействию, то его устойчивость к ионизирующей радиации резко снижается.

В некоторых случаях можно говорить о так называемой перекрестной адаптации, когда в ходе приспособления организма к одному виду воздействия повышается его устойчивость и к другим воздействиям.

Небезынтересно рассмотреть вопрос о перекрестной адаптации к высоким физическим нагрузкам, сочетающимся с воздействием температурных факторов.

При большой физической нагрузке и низкой температуре организму необходимо вырабатывать больше энергии, которая расходуется как на мышечные усилия, так и на процесс теплообразования. В обоих случаях повышенные требования предъявляются к митохондриям — основным энергетическим станциям организма.

Перекрестное приспособление к физическим нагрузкам и повышенной температуре обязано другим механизмам.

Повышение температуры, которым сопровождаются физические нагрузки, заставляет организм усиливать теплоотдачу. Но и повышенная температура окружающей среды способствует тому же самому.

Поэтому совершенствование механизмов теплоотдачи при избыточной физической нагрузке одновременно повышает его устойчивость и к высоким температурам окружающей среды.

В связи с вышесказанным не вызывает удивления, что у организма, приспособленного к повышенным температурам, устойчивость к пониженным температурам не формируется.

Точно так же повышенная устойчивость организма к пониженным температурам не способствует улучшению переносимости высоких температур.

В течение суток организм, как правило, встречается с несколькими сильно различающимися воздействиями, поэтому он должен сформировать и несколько различных «реакций ожидания».

Замечено, что при одновременном действии нескольких новых раздражителей наиболее быстро и полноценно организм вырабатывает «реакцию ожидания» на самый значимый для него раздражитель.

На следующий по значимости раздражитель «реакция ожидания» будет уже не столь полноценной. И практически невозможно одномоментное формирование трех и более реакций.

Степень значимости внешнего воздействия — понятие очень субъективное, зависящее от многих причин. В наибольшей мере она определяется привычным образом жизни.

Так, для животных, ведущих ночной образ жизни, более значимым является переход от темноты к свету, а для дневных животных — наоборот, переход от света к темноте. Это и естественно, поскольку ночные животные чувствуют себя совершенно беспомощными именно в дневное время суток и наоборот. Каждый, кто бывал в лесу в вечернее время, замечал, что по мере сгущения сумерек возникает необъяснимое чувство тревоги, хотя подобное чувство никогда не возникает при такой же освещенности в утренние часы.

Другой, действующий немного иным образом, раздражитель — пища. Если подопытным крысам давать пищу с наступлением темноты, когда они переходят к активному образу жизни, то животные достаточно быстро привыкают к этому распорядку. Если же кормление перенести на дневные часы, то к такому режиму крысы окончательно привыкнуть не могут. Более того, если доступ к дневной кормушке ограничить одним-двумя часами, то животные через несколько недель погибают.

Таким образом, не обусловленная эволюцией комбинация повседневных внешних воздействий резко снижает приспособительные возможности организма.

Поэтому вряд ли можно ожидать благоприятных последствий от длительных произвольных нарушений складывавшего веками уклада нашей жизни. Не случайно частые нарушения суточного стереотипа служат причиной многих заболеваний.

Стресс достижений

В описании стрессовых реакций организма часто господствующим является представление о том, что наиболее разрушительным фактором служат длительно действующие отрицательные эмоции.

Тем не менее, нередко жизненные наблюдения противоречат таким представлениям. Так, на фоне отчетливо и длительно действующего эмоционального стресса в период второй мировой войны количество психосоматических заболеваний не только не возросло, но даже уменьшилось.

Еще более поразительно, что у многих узников концентрационных лагерей, предрасположенных к психосоматическим заболеваниям в мирное время, к моменту освобождения не наблюдалось никаких признаков психосоматозов, но через некоторое время после освобождения они появились вновь.

В этой связи необходимо упомянуть о так называемых болезнях достижений: последние нередко появляются после того, как достигнута желанная цель (получена ученая степень, важная должность, реализован большой творческий потенциал), если за достигнутой сверхцелью не следуют другие серьезные задачи. Ведь, казалось бы, у человека, добившегося осуществления заветной цели, причин для положительных эмоций куда больше, чем у узника концлагеря.

Оказывается, что основное влияние на формирование психосоматических заболеваний вызывает не знак эмоции — положительный или отрицательный, — а степень выраженности поисковой активности человека в поведении, иными словами, его стремление либо изменить создавшееся положение или свое отношение к нему, либо капитулировать перед ним, отказаться от поисков решения проблем.

В последнем случае у человека развивается депрессия, ощущение бессмысленности любых усилий, бесперспективности и безнадежности. При этом способно возникнуть и состояние тревоги, связанное с ощущением неопределенной угрозы и предчувствием неминуемой катастрофы.

Перед человеком, добившимся поставленной цели и вполне довольным своим нынешним положением, открываются две возможности: либо поставить перед собой новые проблемы, как это обычно бывает в процессе творчества, либо успокоиться на достигнутом. Но именно в этом последнем случае, при добровольном отказе от дальнейших поисков, и развиваются вдруг болезни достижений, психосоматозы, депрессии, способные приводить даже к суициду. В то же время, если человек принимается за решение новых, пусть даже очень трудных задач, его здоровье не ухудшается, хотя он периодически и может испытывать горечь неудач.

Таким образом, можно смело сказать, что лучше испытывать неприятные переживания, стимулирующие поиск выхода из сложных ситуаций, чем пребывать в расслабленном состоянии пассивного удовлетворения собой и всем окружающим.

Высокая поисковая активность играет важную биологическую роль, повышает устойчивость организма к вредным воздействиям и стрессам.

Врачи, самоотверженно работающие при эпидемиях особо опасных инфекций, часто оказываются к ним невосприимчивыми; матери — единственные кормилицы семейства, несмотря на очень трудную работу, заболевают реже, чем хорошо материально обеспеченные, но ничем не занятые женщины; ученый, систематически жертвующий полноценным отдыхом ради творчества, становится долгожителем. Состояние здоровья в старости также в огромной степени зависит от уровня поисковой активности. Известно, как быстро наступает одряхление у ранее активных людей после их выхода на пенсию, если они не находят при этом выхода своей активности.

Наши рекомендации